Top.Mail.Ru
От вездеходов до электрокаров: что показали на выставке «Армия-2023»

От вездеходов до электрокаров: что показали на выставке «Армия-2023»

фото: фото автора / 06.10.2023
Международный военно-технический форум «Армия-2023» порадовал специалистов и посетителей не только армейскими премьерами, но также новыми и модернизированными моделями чисто гражданского назначения.

Валерий Васильев

В форуме «Армия-2023» приняли участие около 1,5 тыс. российских и зарубежных компаний, которые представили современные и перспективные образцы вооружения, военной и специальной техники. Примечательно, что некоторые из представленных образцов народнохозяйственного назначения используют узлы и агрегаты своих военных собратьев, тогда как в основе других лежат оригинальные технические решения.

От вездеходов до электрокаров: что показали на выставке «Армия-2023»

АВТОБУС, ЦИСТЕРНА, ТЯГАЧ

Ряд новинок подготовил автозавод «Урал». Наиболее заметной среди них оказалась предсерийная модель арктического автобуса Урал-427701-75 (6х6) «Арктика». Главное назначение машины – обеспечение доступности медицинских и социальных услуг для жителей труднодоступных районов Арктической зоны России. В отличие от варианта, показанного год назад, автобус снабдили однообъемным кузовом, рассчитанным на перевозку 22 пассажиров по временным дорогам («зимникам») и сложным участкам при температурах до – 50°С. Цельнометаллический закрытый кузов с вклеенным остеклением уменьшенной площади и двумя дверьми (одна входная передняя и одна запасная задняя) имеет увеличенную толщину утеплителя панелей и вклеенное двухслойное ветровое стекло. Салон оснащен двумя автономными отопителями (по 4 кВт каждый), основным 35-киловаттным отопителем с системой распределения воздушных потоков и кондиционером. Имеются вентиляционные люки с вентиляторами в крыше и сдвижные форточки в передней части. К услугам пассажиров –  удобные автобусные сиденья, два откидывающихся столика, USB-розетки, встроенные беспроводные зарядки для телефонов и туалет, расположенный в задней части кузова. Интересная особенность – массивная входная трап-лестница, разделенная на две неравные половинки, поднимается и опускается с помощью пары гидроцилиндров, а запасное колесо, закрепленное на заднем торце кузова, перемещается тросовым подъемником.

От вездеходов до электрокаров: что показали на выставке «Армия-2023»

Благодаря широкопрофильным шинам низкого давления (на переднем мосту – 650/75 R32, на среднем и заднем мостах – 800/65 R32) обеспечивается низкое удельное давление на опорную поверхность, а значит – высокая проходимость машины. Автобус оборудован модернизированными агрегатами, которые прошли испытания на первом прототипе арктического автобуса в условиях Якутии. Речь идет о дизельной рядной «шестерке» ЭК-5 мощностью 310 л. с., механической девятиступенчатой КП с демультипликатором и «раздатке» с блокируемым межосевым дифференциалом. Рулевое управление – интегрального типа со встроенным гидроусилителем. Передняя и задняя подвески – зависимые рессорные. Предусмотрены: электроподогрев топливной системы, электролебедка усилием 8 тонн, утепление аккумуляторной батарей. Полная масса машины, окрашенной в яркий желтый цвет, составляет 17 тонн, максимальная скорость – 50 км/ч.

От вездеходов до электрокаров: что показали на выставке «Армия-2023»

Серийный выпуск «Арктики», состоящей на 98 % из отечественных комплектующих, наметили на 2024 год, причем планируют изготавливать по 300-500 машин ежегодно. Мало того, на ее базе хотят создать грузовик.

По соседству с автобусом демонстрировалась пожарная автоцистерна АЦЛ-3.0-40 (43206) на шасси «Урал Next» 43206-6151-71/73 с колесной формулой 4х4. Машина доставляет к месту пожара личный состав, запас огнетушащих средств, комплект пожарно-технического вооружения и оборудования, тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ. АЦЛ используется как самостоятельная боевая единица, в качестве автоцистерны, или как насосный автомобиль при работе «в перекачку» с другими автоцистернами.

От вездеходов до электрокаров: что показали на выставке «Армия-2023»

В двухрядной четырехдверной кабине с увеличенным пространством заднего ряда комфортно располагаются шесть бойцов, включая водителя. В основной пластиковой цистерне размещается до 3000 л воды, тогда как емкость пенобака составляет 180 л. При их смешивании образуется воздушно-механическая пена. Пожарный центробежный насос обеспечивает номинальную производительность 40 л/с при напоре 100 м или 4 л/с при напоре 400 м. Подача воды может также выполняться из открытого водоема или гидранта с помощью ручных и лафетных стволов.

В чреве пожарного отсека со шторными дверьми находится соответствующее специальное оснащение, а на крыше – лафетный ствол, тубусы для пожарных рукавов, вместительный контейнер для дополнительного оборудования и четырехсекционная лестница. Надстройку изготовила компания «УралПожЗащита».

От вездеходов до электрокаров: что показали на выставке «Армия-2023»

На базе Урал-6370 (4х4) ООО «Завод СпецАгрегат» изготовил аэродромную подметально-продувочную машину (АППМ), предназначенную для комплексной уборки при круглогодичном обслуживании аэродромного полотна, включая очистку покрытий от грязи, пыли, металлического мусора, других посторонних предметов, удаление резиновых отложений, битумных  пятен и других загрязнений, луж после обильных осадков и пр. Для обеспечения указанных функций АППМ оснащается: передним отвалом, центральной щеткой, продувочным устройством и магнитной плитой, а также системами, обеспечивающими их работоспособность и взаимодействие. Управление спецоборудованием, данные от которых передаются на многофункциональный дисплей, осуществляется двухсекционным джойстиком.

От вездеходов до электрокаров: что показали на выставке «Армия-2023»

Скорость движения в рабочем режиме достигает от 40 до 60 км/ч. Производительность и ширина уборки за один проход составляет соответственно 23,1 Га/час и 4,8 – 5,6 м. Производительность продувочной установки – 11,5 м3/с. Эффективность уборки искусственного покрытия определяет коэффициент сцепления – 0,35. Для привода продувочного вентилятора используется, установленный на шасси, 420-сильный дизельный двигатель ЯМЗ-653.

На объединенной площадке ракетного концерна «Алмаз-Антей» красовался прототип габаритного грузовика БАЗ-S36A11 (6х6) – детище Инжинирингового центра Обуховского завода и Брянского автозавода (оба входят в состав «Алмаз-Антея»). Причем первый из них разработал конструкцию автомобиля, а второй его построил. Представленный образец является родоначальником целого семейства машин, сфокусированных для работы на дорогах общего пользования и бездорожье. Подробнее об этом экспонате читайте отдельный материал в этом номере. 

С СУШИ НА ВОДУ

Свой перспективный вездеход с названием «Арктика» (8х8), показала компания ТРЭКОЛ. Машина предназначена для круглогодичной эксплуатации на слабонесущих грунтах, дорогах общей сети с возможностью преодоления небольших водных преград вплавь за счет водоизмещающих колес, оборудованных шинами 1600х700-635 мм со сверхнизким внутренним давлением. При собственной массе 6,2 тонны снегоболотоход длиной 8,74 м может перевозить 21 пассажира или 4 тонны груза на плотных грунтах и 3 тонны – на слабонесущих поверхностях, а также на плаву.

От вездеходов до электрокаров: что показали на выставке «Армия-2023»

Турбодизель ЯМЗ-534 в блоке с пятиступенчатой механической коробкой передач разместили между кабиной и грузопассажирским утепленным кузовом. Усилие на ведущие мосты с самоблокирующимися кулачковыми дифференциалами передает двухступенчатая «раздатка» с принудительной блокировкой. Гидрообъемное рулевое управление с силовыми гидроцилиндрами обеспечивает поворот колес двух первых осей. Подвеска колес – зависимая. На двух передних мостах установлены продольные полуэллиптические рессоры, задние мосты связывают продольные рессоры, выполняющие еще и роль балансиров. Тормозная система – двухконтурная с пневмогидравлическим приводом. Давление воздуха в шинах в диапазоне от 0,15 до 0,65 кг/см2 поддерживает централизованная система. Дорожный просвет – 530 мм. Максимальная скорость на суше – 70 км/ч, на воде – 1 км/ч. Обширен и список опций. По желанию заказчика изготовят грузовой вариант «Арктики» с короткой кабиной и вместительным кузовом.

От вездеходов до электрокаров: что показали на выставке «Армия-2023»
«Бурлак» - самый крупный российский снегоболотоход на шинах свернизкого давления.

Еще более выдающимися характеристиками обладает четырехосный полноприводный снегоболотоход «Бурлак» компании «Вездеходы Макарова». Его длина составляет 9,6 м, ширина – 2,95 м, высота – 3,55 м, грузоподъемность – 5 тонн (при собственной массе 8 тонн), высота колес – 1,8 м, клиренс – 800 мм. 170-сильный турбодизель Cummins 3.8 расположен в передней части, поэтому доступ к нему обеспечен как снаружи, так и из кабины. Трансмиссия включает механическую шестиступенчатую коробку передач, двухступенчатую раздаточную коробку и ведущие мосты, которые вкупе с пневомогидравлической подвеской обеспечивают комфортное передвижение машины по бездорожью. Гидрообъемное рулевое управление воздействует на колеса двух передних осей. Надежное замедление и остановку машины обеспечивают дисковые тормоза с гидроприводом. Удельное давление на грунт при полной загрузке вездехода не превышает 0,12 кг/см2. Столь впечатляющее агрегатное наполнение позволяет машине работать в сложных дорожных и климатических условиях, включая Арктическую зону России, и преодолевать водные преграды.

Кузов с эффективной теплоизоляцией обшит алюминиевыми листами толщиной 1 и 2 мм. Высота салона, рассчитанного на перевозку 9 пассажиров, превышает 1,8 м. Предусмотрены: кухонная зона, автономные воздушные отопители, кондиционер, рундуки и электрические розетки. Из кабины, снабженной подрессоренным сиденьем водителя, за счет большой площади остекления открывается отличный обзор. 

От вездеходов до электрокаров: что показали на выставке «Армия-2023»
Рабочее место водителя «Бурлака».

Объем топливных баков, достигающий 820 л, обеспечивает «Бурлаку», находящемуся пока еще в статусе прототипа, запас хода 2500 км. Максимальная скорость достигает 80 км/ч, минимальная – 1,5 км/ч. Для движения на воде хотят установить гребной винт. Во время недавних испытаний машина показала хорошие результаты, превосходя по всем статьям своих трехосных собратьев.

БЕЗ СО2

Нашлось в выставочной экспозиции место электротранспорту. Сарапульский электрогенераторный завод привез новые модификации серийных электротележек с краном-манипулятором и электросамосвал. Оба микрогрузовика выполнены в вариантах с металлической, а не с пластиковой кабиной, как в случае с серийными изделиями. 

Электротележка с краном-манипулятором грузоподъемностью до одной тонны способна перевозить в своем кузове грузы массой до 3 тонн. Кран-манипулятор имеет гидравлический поворот, подъем и выдвижение стрелы. Боковой аутригер с ручным домкратом обеспечивает устойчивость при проведении погрузочно-разгрузочных работ. 

Еще одна версия серийной тележки ЕТ 20132 является малогабаритным электросамосвалом для транспортировки и разгрузки сыпучих грузов. Подъем кузова в течение 25 секунд осуществляет телескопический гидроцилиндр. Благодаря простой и эффективной системе блокировки подъемной платформы,  электромобиль способен выполнять разгрузку на три стороны. 

От вездеходов до электрокаров: что показали на выставке «Армия-2023»
Микрогрузовик с краном-манипулятором (справа) и электросамосвал Сарапульского электрогенераторного завода.

Обе модели отличаются низкими расходами в эксплуатации, хорошей маневренностью, небольшими габаритами и отсутствием выхлопных газов, что позволяет эксплуатировать их в закрытых помещениях, где работают люди. Тележки оснащены электроусилителем руля и литий-ионной аккумуляторной батареей напряжением 36, 48 и 80 В со встроенным автоматическим зарядным устройством емкостью от 170 до 380 Ач. Данный тип батарей не требует обслуживания на протяжении всего срока службы, который составляет 5-7 лет. Скорость передвижения с номинальным грузом – 12 км/ч.

Областью применения электрической тележки ЭТ 2064 Машиностроительного завода имени М.И. Калинина грузоподъемностью 2 тонны являются открытые пространства, закрытые помещения, территории предприятий, выставочных комплексов и зон организованного отдыха. Электрокар с закрытой двухместной кабиной обладает хорошей маневренностью и небольшими габаритами, с легкостью перемещаясь по помещениям ангаров, цехов, складов и пр. Обновленный дизайн и эргономика этой модели способствуют ее удобному и безопасному использованию. 

От вездеходов до электрокаров: что показали на выставке «Армия-2023»
Электрическая тележка ЭТ 2064 производства МЗИК.

ЭТ 2064 комплектуется кислотными, а по заказу – литий-ионными аккумуляторными батареями. Емкость кислотной батареи составляет 240 Ач, напряжение – 80 В. Электродвигатель мощностью 3,6 кВт разгоняет микрогрузовик до 14 км/час. Погрузочная высота – 830 мм.

Гражданская экспозиция форума позволяет сделать выводы о том, что в изменившихся экономических условиях, российские изготовители транспортной техники ставку сделали на использование собственных конструкционных и технологических разработок, а также на активное применение отечественной агрегатной базы. При этом процесс импортозамещения будет только расширяться и углубляться, что дает шанс оживить нашу машиностроительную отрасль.  

Что еще почитать:

BAZ-S36А11: что мы знаем про новый российский грузовик.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное