В России появился новый производитель полуприцепов. Завод, открытый на территории свободной экономической зоны «Алабуга» в Татарстане, будет выпускать тентованные модели под брендом Wagnermaier. Ожидается, что техника частично заместит продукцию европейских компаний, ушедших с российского рынка.
Михаил Ожерельев
Машиностроительный комплекс «Вагнермайер Руссланд» начал производство на территории ОЭЗ «Алабуга» в августе 2023 года. Компания была основана в рамках совместного предприятия с ведущим европейским производителем магистральной техники, имя которого не называется. Инвестиции в проект составили 745 млн рублей. Партнеры намерены локализовать на территории России производство полуприцепов в соответствии с европейскими стандартами качества, надежности и безопасности, к которым привыкли российские грузоперевозчики. Чтобы обеспечить независимость от иностранных поставщиков, снизить себестоимость, а также компенсировать затраты на утилизационный сбор, планируется достигнуть уровня локализации в 75 %. По словам исполнительного директора ООО «Вагнермайер Русcланд» Рустама Субханкулова уже запущены шесть совместных НИОКР, направленных на использование российских комплектующих.
Высокоавтоматизированное производство, специализирующееся на тентованных полуприцепах, разместилось на площади 9500 м2. Оборудованы линии заготовки металлоконструкций, сварки, окраски, сборки и проверки качества перед отгрузкой — всего 24 участка. Все рабочие места включены в единую систему управления производством, отслеживающую в режиме онлайн складские остатки, себестоимость каждого изделия, производительность труда каждого сотрудника.
В производственной программе — шторно-бортовые прицепы стандартной (13,5 м) и увеличенной (16,5 м) длины, в том числе четырехосные. Удлиненные модели приобретают для внутрироссийских перевозок, поскольку разрешенная длина автопоезда у нас больше, чем в Европе. Ограничение модельного ряда способствует повышению эффективности производства, считают в компании. И правильно, ведь для конкуренции с «европейцами» важно снижение себестоимости.
Для изготовления металлоконструкций использует черный металлопрокат «Северстали», в том числе высокопрочный прокат Powerform и Powerweld. Заготовки раскраиваются на станке лазерной резки с использованием кислорода. Технология обеспечивает высокое качество реза, что позволяет исключить дополнительную операцию обработки кромки. Непосредственно для изготовления лонжеронов рамы применяют гибочный станок усилием 225 тонн. Применение высококачественных материалов и передовых сварочных технологий позволяет полуприцепам Wagnermaier держать оптимальный баланс небольшой собственной массы без потери надежности. Например, снаряженная масса трехосного полуприцепа составляет 6,5 тонн, из них 2,2 тонны приходится на раму.
У полуприцепов Wagnermaier оригинальное исполнение лонжеронов — гусачная часть выполнена с двойной стенкой. Это позволяет значительно усилить зону седельно-сцепного устройства. Другой новацией является эргономичная система крепления груза на внешней раме. В отличие от европейских аналогов Schmitz Cargobull и Wielton, рейка с отверстиями для крепежа выполнена более эргономично, на нее не попадают загрязнения с улицы, и отсутствуют пустоты для скопления грязи изнутри. Кстати, эти разработки запатентованы.
Гордость завода — окрасочный комплекс из четырех камер, где производится грунтование, нанесение эмали и сушка. В сочетании с дробеструйной обработкой, которая избавляет раму от нагара, ржавчины и технологических жидкостей, это обеспечивает высокое качество покрытия.
Участок сборки шасси представляет собой две линии по четыре поста, оборудованных кантователями. Здесь производится монтаж жгутов электрооборудования и установка элементов пневмосистемы. Далее — монтаж осевых агрегатов. В полуприцепах Wagnermaier используются компоненты ведущих мировых брендов: тормозная система WABCO с модулятором TEBS-E, оси SAF или BPW, светотехника Aspoeck. После установки осей на раму укладывается настил из березовой фанеры, предприятие получает этот материал от российского поставщика. Важно отметить, что у полуприцепов Wagnermaier сплошной пол, это говорит об использовании сложных конструктивных решений.
Пост окончательной сборки. Здесь монтируется тент, программируется тормозная система и крепится дополнительное оборудование. Завершается производство каждого сделанного полуприцепа тщательной проверкой качества изготовления. К клиентам изделия отправляются с закладными под коники, большим инструментальным ящиком, баком для воды и корзиной на два запасных колеса.
Перед стартом производства прототип тестировали на полигоне НАМИ по принципу «краш-тест». Методика испытаний была разработана компанией Wagnermaier и предполагала полезную нагрузку 35 тонн и высокий уровень интенсивности. Коэффициент ускорения испытаний составил 14 к 1 (один км пробега на полигоне соответствует 14 км пробега на трассе). На полигоне были стерты 2 комплекта шин, что эквивалентно пробегу в полмиллиона км. Несмотря на это, прототип остался цел и пригоден к эксплуатации.
Производственные мощности предприятия рассчитаны на выпуск 3000 полуприцепов при работе в три смены, на предприятии создано 250 рабочих мест. В ближайшие пять лет «Вагнермайер Руссланд» собирается изготовить 9000 полуприцепов для своего дистрибьютора, компании «Полуприцеп.рф», входящей в число лидеров российского рынка аренды и лизинга прицепной техники.
Рустам Субханкулов, исполнительный директор ООО «Вагнермайер Руссланд»
Торжественное открытие предприятия — это только первый шаг. В ближайшее время мы планируем выйти на круглосуточный режим работы и проектную мощность 3000 единиц в год. Важную роль для нас также играет увеличение доли локализации производства. На данный момент мы запускаем шесть совместных НИОКР, направленных на использование российских комплектующих. Мы работаем со многими поставщиками материалов и комплектующих и ведем открытую политику в области закупок.
Есть еще один важный момент, который отличает наш завод — с первого дня существования он высоко автоматизирован. Все рабочие места на заводе включены в единую систему управления производством. Эту систему мы разработали сами, она позволяет в режиме онлайн получать три важных отчета: себестоимость каждого изделия, загрузка рабочих мест, а также объем содержащихся запасов.
Евгений Поправка, директор компании Полуприцеп.рф
За последние 5 лет рынок очень сильно вырос. Но два черных лебедя — пандемия и санкции — принципиально не смогли повлиять на тренд. Средний возраст полуприцепов в России составляет 22 года, а срок полезного использования такой техники — 9 лет. При текущем объеме производства для обновления даже самых старых полуприцепов — а таких сегодня более 800 000 — потребуется не менее 20 лет. За это время техника снова устареет. Именно поэтому в России есть запрос на запуск новых производств. Если говорить в целом о рынке, его структура тоже поменялась — из-за санкций доля отечественных поставщиков выросла. Европейские марки тоже продаются, хотя они завозятся через параллельный импорт со сложной логистикой и очень сильно дорожают по дороге. Но все равно пользуются спросом. Этому есть два объяснения: дефицит предложения отечественных производителей и спрос на европейское качество, которое все еще есть на нашем рынке.
Подписка на рассылку материалов Автопарка