![История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/04/16sov_piter-1.jpg)
Форменная одежда водителей «Совтрансавто» в 70–80‑е годы прошлого века ассоциировалась с престижем не меньше, чем маршальские звезды на погонах военачальников или экипировка моряков дальнего плавания.
Александр Трохачев
Миллионы людей в СССР завидовали водителям «Совтрансавто»: их высоким зарплатам, возможности увидеть заграничный мир и просто романтике покорения больших расстояний. Между тем, такими счастливчиками становились немногие, и их жизнь не была выстлана сплошным ковром из советских рублей и купюр в иностранной валюте.
![История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/05/sovtransauto23_t_000-1024x495.jpg)
Однажды в 60‑е…
Созданию мощной транспортно-логистической компании «Совтрансавто», известной далеко за пределами Советского Союза, предшествовало важное событие. Было принято решение о выделении международных перевозок грузов автомобильным транспортном в отдельное направление. Почти 60 лет назад, в сентябре 1963 года, при Главмежавтотрансе Минавтошосдора РСФСР было зарегистрировано Кунцевское автохозяйство междугородних сообщений. Одновременно с Москвой аналогичное отделение зарегистрировали в Ленинграде.
![История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/04/01sov_maz.jpg)
Тем не менее, официальным днем рождения «Совтрансавто» принято считать 1 июля 1968 года. Именно тогда в бывшем доходном доме купца Хомякова по ул. Петровка в столице СССР было образовано Главное управление международных автомобильных сообщений «Совтрансавто». Слово состоит из 12 букв как на кириллице, так и на латинице и, подобно термину «Аэрофлот» в переводе и расшифровке не нуждается.
![История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/04/02sov_mazy-1.jpg)
В 1968‑м международные автоперевозки Советского Союза начинались с решения сформировать парк из 300 автопоездов. Прошло 12 лет, и в год Московской Олимпиады-80 флот седельных тягачей с полуприцепами увеличился до 2000 ед. И это были уже не только отечественные грузовики и прицепной состав, но и импортный подвижной состав как из соцстран, так и из государств с капиталистическим строем.
![История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/04/03sov_kaz-120t-1.jpg)
В двух филиалах (Москва и Ленинград) разместить все поголовье для дальнего боя было немыслимо, и потому «Совтрансавто» прирастал региональными филиалами. Очень часто они были приближены к государственной границе и, естественно, базировались вблизи крупных транспортных артерий, Примерами могут служить структурные подразделения в Бийске, Бресте, Брянске, Ворошиловграде, Кишиневе, Минеральных Водах, Минске, Ростове-на-Дону, Таллине.
К моменту развала СССР в 1991 году «Совтрансавто» числилась в пуле крупнейших автоперевозчиков планеты. И, не прекрати существование Советский Союз, компания могла стать транспортным оператором № 1. В 1994 году по инициативе правительства РФ началась консолидация активов, после чего предприятие акционировали и приватизировали. Романтика дальнего боя никуда не ушла, но все уже было не так, как в Советском Союзе…
![История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/04/04sov_KAZ-608-1967-yanvar-1.jpg)
Белый на синем, красный на белом
Хорошо узнаваемый шрифт написания транспортной компании на русском («Совтрансавто») и английском (Sovtransavto) языках всегда сопровождался логотипом в виде литеры S. Она была образована из двух стрелок, указывающих направление движения. Очень удачный логотип, с высокой узнаваемостью не только в Европе, но и далеко за ее пределами.
Чаще всего на стандартных фурах его наносили синей краской на серые брезентовые тенты, белой краской на синие «покрывала» из синтетической ткани. Красный и синий цвета применялись на белых бортах изотермических и рефрижераторных полуприцепов.
![История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/04/05sovd_tyagach-ZIL-164h-1.jpg)
Крупнейшая транспортная компания Советского Союза осуществляла грузовые и пассажирские перевозки как в страны Восточной, так и Северной, Центральной и Западной Европы. Автопоезда ходили и на Ближний Восток: в Ирак, Иран, Афганистан. По престижу эта работа могла сравниться с работой бортпроводников международных авиалиний на новейших лайнерах отечественного производства. Даже в среде дальнобойщиков было не принято трепаться об уровне зарплаты и командировочных, но все знали: суточные идут в валюте! Понятно, что Mercedes на эти деньги не купишь. Тем не менее, подавляющее большинство советских граждан и такого не видели!
![История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/04/06sov_vodit-1.jpg)
География за рулем
Суждение о том, что советские дальнобойщики возили грузы только в страны Варшавского Договора, в корне неверное. Еще на заре развития международного автомобильного сообщения автопоезда «Совтрансавто» в сцепке с двухосными седельными тягачами МАЗ-504 и МАЗ-504В пересекали Европу вдоль и поперек.
![История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/04/07sov_maz-504-1.jpg)
Пунктами назначения значились Австрия, Бельгия, Голландия, Дания, Италия, Франция, ФРГ, Финляндия, Швейцария, Швеция. Позже добавились Испания, Португалия, Норвегия и другие страны Старого Света. Из одних капстран автопоезда «Совтрансавто» доставляли мебель, бытовую технику, станки, одежду, обувь, автомобильные запчасти. Из других вези живые цветы, свежие морепродукты, замороженное мясо и птицу. Грузооборот нарастал год от года.
![История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/04/08sov_autobaza-1.jpg)
Туда, как правило, наши сцепки шли пустыми под погрузку. В лучшем случае по пути в пункт назначения брали попутные грузы в Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу, Румынию, Чехословакию, Югославию. Правда, акцент на этом никто не делал, а вот рекламу профессии создавали с размахом. Например, в 1979 году был создан 17‑минутный рекламный фильм «Совтрансавто» — ваш надежный партнер». Там советские фуры колесят по дорогам европейских столиц, включая Антверпен, Лондон, Париж, что на самом деле было огромной редкостью.
![История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/04/09sov_maz-dalnoboy-2.jpg)
Но, как говорится, не Европой единой. Кроме Белоруссии, Молдавии и РСФСР «Совтрансавто» открыло филиал в Узбекской ССР. Местом размещения был выбран город Термез на границе с Афганистаном. Отсюда автопоезда не гоняли в Европу, а направляли на юг, в Азию. Пунктами назначения стали Ирак, Иран, Сирия, Турция. И на этом география не ограничилась, хотя за показателями расширения экспортно-импортной переброски грузов ради статистики не гнались. На календаре был все тот же олимпийский 1980 год, когда география перевозок достигла списка в 25 стран.
![История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/04/10sova_otkrytka-1.jpg)
Продолжение здесь:
От «Колхиды» до Volvo: на чем ездили дальнобойщики в СССР
Элита советского дальнобоя: как работали и сколько зарабатывали водители в «Совтрансавто»
Что еще почитать:
Грузовики СССР: уникальные модели, не вставшие на конвейер
«Газон», «шишига», «колун» и «головастик»: самые известные грузовики СССР
Секретные советские вездеходы, которые сохранились только на фото
Подписка на рассылку материалов Автопарка
Антверпен, столица какого государства?