Top.Mail.Ru
Правда и вымысел о шиповке и липучке. Какие зимние шины все-таки лучше?

Правда и вымысел о шиповке и липучке. Какие зимние шины все-таки лучше?

фото: компаний-производителей / 20.10.2020
Развенчиваем популярные заблуждения и делимся интересными фактами о шипованных и фрикционных зимних шинах.

Сергей Удачин

С приближением холодов перед тысячами водителей встает жизненно важный вопрос о выборе зимней резины. Жаркие споры о том, что лучше — шиповка или липучка, каждый раз возникают с завидным постоянством. Причем в ход идут как проверенные факты, жизненный опыт автовладельцев, так и разные мифы. Но самое интересное, что независимо от итогов этих дискуссий, выбор покупателей всегда примерно один и тот же.

Правда и вымысел о шиповке и липучке. Какие зимние шины все-таки лучше?

Согласно статистике продаж, которой охотно делятся производители шин, ежегодно в России, Беларуси и Казахстане продается порядка 24 миллионов зимних покрышек. Из них на шипованные стабильно приходится около 75 % или 18 миллионов штук, тогда как доля фрикционной резины, прозванной в народе липучкой, втрое меньше — 25 % или 6 миллионов.

Впрочем, в вопросе о том, какой тип шин действительно лучше и к каким условиям больше подходит, не все однозначно. В теории на асфальте зимой фрикционные покрышки за счет так называемого прилипания должны работать продуктивнее шиповки. Липучке в этом помогает более мягкая резина и специальный рисунок протектора с глубокими ламелями (канавками) для отвода влаги и снежной каши из пятна контакта. А на укатанном снегу и льду лучше должна показать себя шиповка. В ее основе более жесткий состав, необходимый для удержания шипа, а в арсенале цепкие металлические «когти». Чаще — это прочная вставка особой формы из карбида вольфрама в алюминиевом корпусе, реже — сталь.

Правда и вымысел о шиповке и липучке. Какие зимние шины все-таки лучше?

Но на практике существует много оговорок и нюансов. Например, опытным путем доказано, что липучка доминирует только на мокром асфальте. За сухой шиповка цепляется лучше фрикционной резины. На льду и на снегу покрышки с металлическими когтями работают эффективнее при небольшом минусе (до -15 °С). Если же на улице холоднее, то липучка предпочтительнее, поскольку шипы способны проколоть не всякий сильно промерзший лед. А в диапазоне температур от -13 °С до -15° оба типа зимней резины примерно одинаково хороши.

Однако, даже правильный выбор сезонных шин — еще не гарант безопасности и уверенной управляемости автомобиля. Важно следить за состоянием резины и правильно ее эксплуатировать. Ведь растеряв основную часть своих острых металлических зубьев, шипованная покрышка может стать практически бесполезной и даже опасной. А оставить резину без шипов проще, чем кажется. Помимо резких торможений, стартов со светофора с пробуксовкой и, не дай бог, дрифта преждевременно растерять цепкие элементы протектора поможет, например, неправильная балансировка колес.

Правда и вымысел о шиповке и липучке. Какие зимние шины все-таки лучше?

При этом одни шипы во время езды будут испытывать меньшие нагрузки, а другие — повышенные и даже критические. Также металлические «когти» могут выпадать от частого вращения колес стоящего на месте автомобиля. Тут в выигрыше будут водители, умеющие «метко» парковаться с первого раза и без лишних телодвижений. Другой враг шипов — избыточное или недостаточное давление воздуха в шине. А еще перегрев. Он возникает как от чересчур активной езды, так и от использования зимних покрышек при плюсовых температурах.

Бытует мнение, что на зимней резине можно сэкономить. Дескать, настоящие холода у нас непродолжительны, да и осадки — чаще дождь, чем снег. А еще якобы опытному водителю и машине с полным приводом все нипочем даже на летних покрышках. В крайнем случае, говорят, хватит правильных сезонных шин и на одной оси, ведущей. Все это заблуждения, которые могут обернуться не только лишними тратами на ремонт разбитой машины, но и вредом собственному здоровью, а то жизни. 

Правда и вымысел о шиповке и липучке. Какие зимние шины все-таки лучше?

Во-первых, потому, что даже на сухом и чистом асфальте при минусовых температурах, летние шины из более жесткой по составу резиновой смеси дубеют и малоэффективны по сравнению с мягкими зимними. А на снегу и на льду без последних можно даже с места не тронуться. Во-вторых, полный привод на «лете» может и обеспечит вам более-менее уверенный старт с места и даже разгон, но для маневрирования, держака в повороте и тем более для торможения гораздо важнее сцепные свойства шин, а не тип трансмиссии.

Да и опыт вождения — это необходимое, но отнюдь не достаточное условие безопасной езды. И его рассматривать следует как дополнение к правильной резине. Что же касается установки зимних шин только на ведущие колеса (или шипованные на одной оси и липучку — на другой), то с ними автомобиль не будет обладать той же устойчивостью на дороге, управляемостью и предсказуемым поведением, на которое можно рассчитывать с четырьмя сезонными покрышками с одинаковым протектором. В Сети достаточно видеороликов, демонстрирующих это наглядно.

Ну, и самое важное, что касается использования зимних шин — это их своевременная установка на автомобиль. Как показывает статистика, почти половина всех аварий на дорогах в межсезонье происходит по вине «не переобутых» в «зиму» машин. Шинники и автопроизводители рекомендуют менять летнюю резину на шиповку или липучку, когда средняя температура воздуха на улице составит +5 °С.

Редакция рекомендует:






(12 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

8 комментариев

  1. Роман:

    Сейчас катаюсь на липучке HAKKA R3 в Подмосковье. Пока сухая зима, все прекрасно, но как снегопад или ледяной дождь тоскую по шиповкам.

  2. Анатолий:

    Купил я раз приору на липучке в Твери,и пригнал её к себе в Ивановская область,короче Зиму откатал за шипами бегом!!!!PS: купил корейку Аврора, говно полное за 3 сезона 0 шипов.

  3. борис:

    шипы могут на скорости вылетать как пули и тогда водителю автомобиля попутного может фатально не повести в жизни. в советское время случайный камень между спаренными колесами грузовиков назывался » леваком» и подлежал немедленному удалению, путем снятия колеса. Считалось страшным грехом, потому что таил в себе смерть. А сейчас с легкой подачи дурака является левак модой. Снимайте шипы пока беда не пришла на дорогу. Я имею полное право заявлять. так как стаж безаварийной работы профессионалом 53 года.

    • Дмитрий:

      Ахаха, вы наверное, еще динозавров помните и не понимаете, что с тех времен все поменялось))) Вес современного шипа с тем, о котором вы пишете сравните и не пишите больше такую ересь…

  4. Тамара:

    «Шиповки» отличаются от фрикционок более стабильным сцеплением на льду, но немного уступают в торможении на асфальте. Для автомобилей, не оборудованных АБС, мы  рекомендуем шипованные шины. Фрикционные при торможении на заблокированных колесах резко теряют сцепление. Кроме того, «шипы» рекомендуем начинающим водителям и тем, для кого автомобиль — просто средство передвижения.

    • Сергей:

      А мы это кто?
      А для шиповок вы центробежные силы отменяете при продаже? И они при заблокированном колесе контакт не теряют? Даж не смешно. А еще где то есть люди для которых автомобиль это не средство передвижения, а что? Странно.

    • борис:

      Шиповки на льду, как на катке МЕДЕО и не спорьте со мной Тамара.

Статьи по теме
Популярное