string(5) "23465"

Тест раллийной Lada Granta: валим по системе «все включено»

текст: Станислав Шустицкий / фото: Денис Кузнецов и Максим Морозов / 08.08.2019
Мы обещали рассказать о тесте, проведенном в не совсем обычном формате. Да и сам объект теста был нестандартным — раллийный автомобиль LADA Granta, подготовленный подразделением LADA Sport для гоночной серии LADA Rally Cup.

Сначала о формате теста. Самым простым было бы взять в санкт-петербургском дилерском центре «Интей Лада», а именно его руководитель Алексей Румянцев является «царем и богом» LADA Rally Cup, ту самую раллийную LADA Granta, выбрать под Санкт-Петербургом пару-тройку дорог, не отличающихся интенсивным движением, и… А уж потом рассказать читателям о том, какой, недостаточной или избыточной, поворачиваемостью обладает автомобиль, насколько ватный (или нет) в «околонулевой отметке» руль, описать информативность тормозов и оценить энергоемкость подвески. Но мы, с благословения PR-директора по продуктовой линейке и спортивным проектам АВТОВАЗа Оксаны Вершининой, решили пойти другим путем. То есть испытать автомобиль в режиме реального ралли. Причем с использованием конкретной схемы, благодаря которой любители столь замечательной дисциплины, как ралли, могут либо начать свой путь в автомобильном спорте, либо продолжить когда-то прерванные выступления.

Уж не знаю, болела ли душа у Алексея Румянцева в тот момент, когда он давал добро на предоставление нам отнюдь не дешевого автомобиля, но внешне это не было заметно. Так что, Алексей Владимирович, за смелость отдельное Вам спасибо! Что касается экипажа, то с этим все было проще простого. С мастером спорта СССР Виктором Березовским мы вместе отъездили много лет, но и «шлемы на гвоздь» повесили достаточно давно. Тем не менее, экспертное мнение Виктора я высоко ценю и лучшего напарника по экипажу даже искать не собирался. А ралли мы выбрали самое культовое из всех, что присутствуют в календаре чемпионата России — поистине легендарное, «Белые ночи».

Перед гонкой нам предстояло «настроить» сиденья и ремни, проверить переговорное устройство… Вот и все.

Что касается формата, о котором я говорил выше и который также являлся предметом нашего испытания, то он касался системы «все включено». Это значит, что экипаж (разумеется, имея все необходимые документы) приезжает непосредственно к месту соревнований, где его ожидают коллектив механиков и подготовленный автомобиль. Дальше, уже в ходе гонки, следует полное сопровождение с обслуживанием в сервисных зонах, с предоставлением топлива и колес, с решением всех вопросов, которые могут возникать в ходе технических инспекций… Включены сюда и тесты накануне соревнований.

Вопросы, которые нет-нет, да и возникают на технической инспекции, нас тоже не волновали.

С тестов началось и наше знакомство с автомобилем. К кондициям техники Виктор обычно придирчив (сам регулярно выступал в роли шеф-механика), но на этот раз лишь пожал плечами: «Все нормально, машина понятная, ехать можно». Это при том, что в ходе тестов мы проехали на этом автомобиле всего восемь километров… А еще Березовский не любит ранних подъемов и традиционное утреннее приветствие всегда парирует словами: «Утро добрым не бывает». Но и с этим все обошлось — раннее предоставление автомобиля на обязательную техническую инспекцию обеспечили наши механики. Нам же предстояло лишь вовремя прибыть к старту ралли. Маленький, но важный бонус системы «все включено». Системы, привлекательность которой вдруг дала сбой в самый неподходящий момент. До отметки на нулевом пункте контроля времени оставалось пара минут, когда к нашему автомобилю подбежал механик и сообщил, что после тестов осталось включенным переговорное устройство и находящаяся в нем батарейка, вероятно, приказала долго жить. А запасной, увы, нет. А ведь вина целиком моя — в то время, когда мы регулярно выступали в ралли, в моей штурманской сумке всегда лежала пара батареек «Крона» для переговорного устройства. Расслабился, на «все включено» надейся, но и сам не плошай…

На первом спецучастке стартуем с неработающей переговоркой, транслировать записи в скоростной стенограмме пытаюсь жестикуляцией. Финиш. И небольшое отступление о раллийном братстве. «Условия выживания» в ралли существенно отличаются от других дисциплин автоспорта. Спорт сложный, опасный, и, возможно, поэтому отношения здесь особые. Сразу после финиша спецучастка стоит Mitsubishi Тимофея Андрющенко — сход из-за поломки двигателя. Спрашиваю штурмана Алексея Кочнова, нет ли запасной батарейки — он тут же мне ее протягивает. Вроде бы мелочь, но все же…

А вообще, все это ралли для нас с Виктором было странным. Ведь еще не стерлись из памяти гонки, когда на каждом спецучастке мы боролись за секунды, ехали на грани, а в этот раз, финишируя на очередном спецучастке, я даже не смотрел на табло результатов. Более того, только на следующий после ралли день я удосужился посмотреть результаты. Все дело в том, что на этот раз спортивный результат был для нас вторичным. Во-первых, чтобы в полной мере оценить автомобиль, нужно на нем добраться до финиша. Во-вторых, желательно финишировать, исключив риск даже незначительных повреждений автомобиля. Поэтому и скорость на спецучастках должна соответствовать тем задачам, которые мы с Виктором перед собой ставили. А вот и первый неприятный звоночек — начали плохо включаться передачи. На автомобиле обычная синхронизированная коробка, только передаточные числа другие. И этот узел не любит грубого обращения. Виктор манипулировал рычагом переключения передач аккуратно, но тем не менее…

Шесть спецучастков первого дня ралли общей протяженностью почти 70 километров позади, а общий маршрут превысил 270 км. Сервисный парк. То, как ведет себя автомобиль, нам нравится, вот только коробка передач… А ведь завтра предстоит проехать еще почти 200 километров, из которых около 60 — спецучастки. Механики быстро находят причину некорректной работы КП — тросовый привод. Трос меняют, все регламентные работы парни успевают сделать за отведенные на заключительный сервис 45 минут, автомобиль отправляется в закрытый парк.

Ралли «Белые ночи» славится знаменитыми карельскими трехмерными дорогами, высокими скоростями и… требовательностью, как к мастерству пилотов, так и к технике. И ошибок почти не прощают. Поэтому неудивительно, что после первого дня ралли пелетон участников, изначально состоявший из 43 автомобилей, поредел на десяток экипажей. «Кааламо», «Заозерный»… Двукратное прохождение этих спецучастков первой секции второго дня ралли новой информации об автомобиле не предоставило: работает как часы и позволяет ехать значительно быстрее. Но, опять же, проверять порог надежности LADA Granta в наши планы не входило. А вот удовольствие от езды получали. Нет, не то удовольствие, когда побеждаешь, выиграв на финише доли секунды, а от самого факта участия, от автомобиля, с которым не надо бороться, от атмосферы гонки.

«Белые ночи», в силу своего возраста (впервые эта гонка проводилась в 1963 году), похоже, исчерпали лимит эффектных заголовков. Первой по популярности всегда была строчка из бардовской песни «Долго будет Карелия сниться». Нам с Виктором это ралли приснится едва ли, ведь это был тест, а не спорт, но отдельные фрагменты запомнятся. Например, дневной сервис во второй день ралли, когда на сервисный парк обрушился ураган. Порывы ветра, ливень, летающие по площадке шатры команд… 15 минут из отведенного на сервис получаса мы с механиками, поливаемые дождем, стояли, вцепившись в стойки пытающегося взлететь шатра, под которым находился наш автомобиль. А оставшиеся 15 минут… Проверка уровня масла, протирка стекол… LADA Granta, прошедшая дистанцию четырех спецучастков, в обслуживании просто не нуждалась!

Еще два спецучастка — и финиш. Финиш, до которого из 43 стартовавших экипажей удалось добраться лишь 26. Задача, которую мы ставили перед собой, выполнена. И главный вывод, который был нами сделан — LADA Rally Cup вполне состоятельная, как в организационном, так и в техническом плане, серия. И в ее дальнейшем развитии лично я не сомневаюсь.

Если же вернуться непосредственно к тесту, то в случае схода он вряд ли мог бы считаться полноценным. А финишировать (как, собственно, и стартовать) мы бы вряд ли смогли без помощи нашей технической команды. Это руководитель по спорту Андрей Васильев, старший механик Виталий Сердюков, механики Александр Денисов и Сэм Юсифов. Все эти парни на время гонки стали полноценными членами нашей тестовой группы.

Финиш. Жалко, что все хорошее быстро заканчивается. Эх, было бы время — все этапы LADA Rally Cup проехали бы…

Добавить комментарий

Статьи по теме
Популярное