Top.Mail.Ru
Жизнь без ОСАГО: как в СССР разбирались с виновниками ДТП и чинили машины?

Жизнь без ОСАГО: как в СССР разбирались с виновниками ДТП и чинили машины?

20.02.2023
Сейчас даже бывалые водители порой удивляются: как же в ушедшие времена мы вообще выкручивались из неприятных ситуаций? Однако же выход всегда находился

Редакция

Сегодня при любом происшествии все хватаются за мобильники: звонят в страховую, в ГИБДД, аварийным комиссарам... В итоге как-то что-то складывается – со скрипом, нервотрепкой, визитами в автоинспекцию, страховую компанию, на сервис, проблема с разбитой машиной решается. А как же обстояли дела раньше, когда никаких ОСАГО и мобильников не было даже в проекте, а звонить, по большому счету, было некуда?

Во времена СССР машин на дорогах, конечно же, было гораздо меньше. При этом все они делились на две основные группы – личный транспорт и государственный (никаких ООО и ОАО тогда не было). Наличие страховки было делом добровольным, а контора была одна: Госстрах. В 70-е годы, заплатив примерно 40 ₽ в год, владелец тех же Жигулей знал, что при полном уничтожении машины ему выплатят 3000 ₽ – именно столько стоил кузов в сборе. Игра стоила свеч. Самое интересное заключалось в том, что при оформлении ежегодного договора к вам домой просто приходила уполномоченная бабушка, которая ничего не смыслила в машинах и, конечно же, ничего не осматривала. Возраст автомобиля при этом значения не имел.

При аварии (термин ДТП еще не был столь популярен) ее участники вылезали из своих машин и мысленно прокручивали в головах различные сценарии. Если требовалась медицинская помощь, то проезжающих мимо водителей просили «сообщить» об этом любым способом и куда угодно – на пост ГАИ, по телефонам 02 или 03 из какого-нибудь почтового отделения и т.п. Это всегда срабатывало. Если же выяснялось, что пострадала только техника, а люди остались невредимы, то ситуация могла развиваться разными путями.

При незначительных повреждениях (царапина, битый подфарник и т.п.) виновнику предлагалось как-то компенсировать ущерб. Ждать приезда ГАИ обычно никому не хотелось, а потому после короткой серии переругиваний дело обычно заканчивалось расплатой на месте. Но если никто не признавал себя виноватым, а уезжать безо всякой компенсации никому не хотелось, все-таки искали способ вызвать ГАИ. Дальше все было почти по Некрасову: «вот приедет барин, барин нас рассудит»…

При серьезном повреждении автомобилей без ГАИ практически никогда не обходились. Страховку без справки об аварии все равно не выплатят – это все знали. А затребовать с виновника, если чья-то вина была очевидной, крупную сумму было практически нереально. Мода на вышибание из потенциальной жертвы денег любой ценой тогда еще не появилась. Да и личных квартир в собственности еще не было. Пострадавшего ждало хождение по мукам через ГАИ, Госстрах (если у него была страховка), а то и через суд, если виновник перехватывал инициативу в споре «Кто прав?» Как правило, тот же Госстрах первоначально назначал заниженную сумму компенсации – приходилось подавать новые обращения, взывать к разуму и так далее. Противнее всего было то, что до выноса окончательного вердикта по ДТП никакие ремонты не допускались – разбитая машина была обречена гнить именно в таком состоянии. Однако в целом эта цепочка работала!

Эвакуация разбитой техники – отдельная песня. Обычно гаишники тормозили подходящий грузовик, и тот безропотно тащил пострадавшего до поста ГАИ. Впрочем, шоферяги тогда были добрее и почти всегда сами были готовы прийти на помощь. С автокранами было сложнее – тут уж без ГАИ не обходилось. Если же достаточно было буксировки на гибкой сцепке, то часто помогали таксисты.

Если частник попадал в аварию с государственной машиной, то иногда ему предлагали проехать «до базы» и там что-то подремонтировать. Понятно, что никаких специфических деталей там быть не могло, но вот рихтовку, сварку и подкраску там, как правило, организовывали запросто. Как правило, на такую помощь все соглашались – быстро и без финансово-бумажной волокиты. Да и реальной альтернативы такому ремонту не было: попасть на фирменную СТО было почти невозможно. Приобрести дефицитную деталь – вазовский распредвал, крестовину или задний тормозной цилиндр также было негде. Спасал черный рынок – в Москве он работал по ночам на обочинах МКАД, время от времени меняя дислокацию. Многое зависело от марки автомобиля. Проще было обладателям престижных волжанок, поскольку именно такие машины использовали такси и многие госструктуры.

Жизнь без ОСАГО: как в СССР разбирались с виновниками ДТП и чинили машины?

Гаражные умельцы выручали тогда многих – однако не у всех были такие ценные знакомые. Но в целом любая ремонтная ситуация как-то разруливалась самыми разными способами. Достаточно отметить, что многие автовладельцы были готовы смотаться на несколько сотен километров от дома, что бы там, заехав, к примеру, на вазовскую станцию техобслуживания, назвать себя транзитником, пострадавшим в пути! Им, как правило, пропускали на ремонт вне очереди…

И еще один важный момент. Если на обочине стоят машина с открытым капотом и человек с поднятой рукой, то многие водители притормаживали: мол, чем помочь? Сегодня в это уже трудно поверить, по крайней мере жителям таких крупных городов, как Москва или Питер.

Что еще почитать:

Почему автомобиль в СССР нельзя было купить в кредит

Сколько в СССР стоило съездить на машине к морю?

Ремонт, дружба, алкоголь: как возник гаражный культ в эпоху СССР

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное