Top.Mail.Ru
Сколько в СССР стоило съездить на машине к морю?

Сколько в СССР стоило съездить на машине к морю?

18.02.2023
Вспоминаем, как в Советском Союзе граждане ездили отдыхать на море на своем автомобиле.

Редакция

Тем, у кого возникают сомнения реальность автомобильных путешествий на юг времен СССР, лучше всего пересмотреть популярнейшую комедию «Три плюс два» режиссера Оганисяна. Фильм, снятый аж в 1963 году, отлично смотрится и сегодня. Море, солнце, любовь – и никаких преград. Не нужно  ни путевок, ни санаториев – все свое везу с собой!

Понятно, что жанр комедии имеет свои права на некоторые красивости и преувеличения. Не бывает таких очаровательных соседок на диком пляже – да и ребят таких тоже поискать надо. И не всякого дурака-официанта в разгар сезона можно обмануть, выдав себя за иностранца парой ненашенских фраз. Однако же сама идея дикого южного отдыха в те времена срабатывала практически без сбоев. На «юга» запросто гоняли даже на мотоциклах – что уж говорить про обладателей автомобилей с гарантированной крышей над головой.

Бензин обходился в копейки. Конечно, и тогда находились такие, кто называл цены грабительскими: в 70-е годы литр АИ-93 стоил аж 10 копеек! Залить полный бак в Жигули стоило около 4 рублей.  Дорога, скажем, от Саратова до Анапы протяженностью около тысячи километров обходилась примерно в червонец. Туда-сюда: два червонца…

Дальше начинаются всяческие «если». Герои упомянутого фильма питались довольно скромно, обходясь консервами, сухарями и еще чем-то простецким. Но такой режим экономии выбрали они сами. Если, при этом, вас устраивает жизнь в палатках и в автомобиле, то никаких иных затрат почти что и не будет – разве что на походы в булочную и посещение иных объектов цивилизации.

Если исключить спартанский режим как заведомо неприемлемый, то можно привести противоположный пример, целиком взятый из жизни конца 70-х. Уже упомянутые Жигули с экипажем из трех человек (папа – мама – ребенок) в течение месяца, что называется, валял дурака, не отказывая себе ни в чем. Прикатив из Саратова в Анапу, семья поселилась в частном одноэтажном секторе, причем предложения были «на выбор».

Проблему питания решили, приобретя какие-то недорогие путевки в местном санатории – это давало право на гарантированную кормежку, если не удавалось перекусить во время очередного пробега по достопримечательностям. А пробеги устраивали постоянно – Абрау-Дюрсо, Керчь, Ялта и т.п. Купались всегда на диких пляжах, которые попадались практически на каждом шагу. При этом экипаж уверял, что там, дескать, было лучше, чем на платных. По вечерам – кино и прочие местные развлечения.

Однажды пришлось посетить автосервис: стала сифонить прокладка впускного трубопровода. Прокладку им поменяли – сейчас уже не помнится, на штатную или же на самопальную. Однако больше она не дурила. Через месяц, облазив все, что можно, и посетив все мыслимые пляжи, экипаж вернулся в Саратов. Вольготная жизнь обошлась этому семейству в 3000 рублей.

Много? Да, очень много, но у этих людей такие деньги были. Другая крайность – смотри вариант первый: с консервами и сухарями. Понятно, что средний расход на подобную поездку обходился в несколько сотен рублей: каждый выбирал для себя какой-то приемлемый вариант. Одни предпочитали ласты с маской, другие в то же время резались в карты и глушили коньяк – бывало всякое. Одни снимали жилье, другие смело ставили палатку – как в кино. Одни растягивали отдых на месяц, другим хватало недели.

Сколько в СССР стоило съездить на машине к морю?

Что касается собственно езды, то машин на дорогах было до неприличия мало – сегодня такое увидишь разве что в старых кинофильмах. Заправок тоже было мало, но их как-то хватало. Перекусить или переночевать по дороге было практически негде, но, как ни странно, именно это позволяло назвать свой вояж не поездкой, а настоящим автопутешествием. В котором вместо смартфона была плохая автомобильная карта, где почти ничего не было обозначено, а потому все, в общем-то, зависело только от тебя.

И это было здорово.

Что еще почитать:

Ремонт, дружба, алкоголь: как возник гаражный культ в эпоху СССР

Секретные «сороконожки»: как в СССР в тайне создавали внедорожники, не имеющие аналогов в мире

Эти фото прошлого века удивляют: зачем автомобили возили огромные мешки на крышах

Редакция рекомендует:






(4 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

4 комментария

  1. Евгений:

    В 1973 году я купил ваз 21011, какого это было сделать — нужно писать отдельную повесть, т.к. в то время авто в личную собственность продавали только по решению месткома и только передовикам производства. Простым инженерам это было вообще очень трудно. В это же время у меня родилась дочка, с трудом устроили ее в ясли и здесь начались «качели» — неделю ходим в ясли, две недели жена с дочкой на больничном — респираторное заболе-вание. Хорошо, что это было в советское время, когда нельзя было уволить молодую маму из-за частых больничных с ребенком. В то время было очень трудно не только купить авто, но и вступить в гаражный кооператив, т.к. на улицах машины никто не оставлял и частных стоянок не было.
    Так вот, членами гаражного кооператива были самые разнообразные люди от слесаря инструментальщика самого высокого разряда до профессоров и все эти люди, забыв свои титулы, свободно ремонтировали свои авто в поношенных костюмах. Причем всегда помогали и гайку тугую открутить и дать нужный совет. Вот к одному такому члену кооператива врачу-терапевту я и обратился — что делать, как вылечить дочку. Он ясно сказал, что только везти ребенка в Крым. Причем не желательно ехать поездом или самолетом, т.к. происходит сильный перепад и давления и температуры, что для 3-летнего ребенка это вредно. Нужно ехать только на авто. На семейном совете мы решили ехать в Крым на своей машине. Занялись подготовкой к поездке — закупали продукты, раскладные стульчики и приобрели великолепную польскую 4-х местную палатку «Пальнам», она нам потом 10 лет служила.
    Конечно, дорога была не такая хорошая, как сейчас, да и машин было гораздо меньше. Бензин 95 стоил 9,5 копеек литр и стоимость проезда туда и обратно была раза в 4 дешевле билетов на поезд. Мы прямо на побережье нашли кемпинг, где нам было выделено место для машины и в створ с ней палатке. Этот кемпинг мы в шутку называли «резервацией», т.к. там находилось боле 500 человек, а может и более. Конечно, там были и туалеты и умывальники и привозные продукты. Стоимость была незначительная и мы с удовольст-вием и с пользой там отдохнули. Самое главное, что после этой поездки, моя дочь пере-стала болеть респираторными заболеваниями. С такой ностальгией вспоминаю это время и эти поездки, т.к. с того раза каждый год мы на машине ездили по всему крымскому побережью и мои дети (позже родился и сын) прекрасно отдыхали в этих спартанских условиях. Просто у нас нет денег на другие поездки.

Статьи по теме
Популярное