Top.Mail.Ru
Почему автомобиль в СССР нельзя было купить в кредит

Почему автомобиль в СССР нельзя было купить в кредит

19.02.2023
Кредиты – это отнюдь не новшество постперестроечной России. В СССР они тоже были, но выдавались далеко не на все

Редакция

Автор большую часть жизни прожил при советской власти и отлично помнит, что, где и как продавалось. Особенно, если речь об автомобилях. В ходу были термины «дефицит», «очередь» и даже «заднее крыльцо» – прямо по Райкину. А вот слово «кредит» вело какое-то незаметное существование – неудивительно, что сегодня многим кажется, будто бы ничего подобного в те годы не было и быть не могло. Однако же…

Берем в руки забавную брошюру образца 1983 года – "Потребительский кредит в СССР", Издательство "Знание", Москва. И находим вот такую табличку:

Вид кредита1965 г. (млн.р)%1970 г. (млн. р.)%1975 г. (млн. р.)%1980 г. (млн. р.)%
Покупка товаров в рассрочку1 01641,41 19130,52 00935,61 87630,0
На строительство жилых домов в ЖСК  627  25,6  2 069  53,0  3 014  55,0  3 373  53,8  
На индивидуальное жилищное строительство  809  33,0  644  16,5  534  9,4  1 021  16,2
Итого2 452100,03 904100,05 557100,06 270100,0

Не видно автомобилей? Именно это обстоятельство наводит на мысль о правдивости приведенных сведений. Мои соотечественники действительно могли пользоваться кредитами, но – не на все подряд. Совмин СССР 12 августа 1959 года подписал постановление №915 "О продаже рабочим и служащим в кредит товаров длительного пользования". Этот день принято считать началом эры потребительского кредитования в СССР.

Как бы странно для многих это ни прозвучало, но зарплаты большей части населения хватало на то, чтобы прилично питаться (без ресторанов, само собой) и приобретать какие-то предметы первой необходимости. А вот список предметов так называемого длительного пользования как раз и был прописан в постановлении Совмина. Процитируем документ:

В целях создания рабочим и служащим наибольших удобств в приобретении товаров длительного пользования Совет Министров Союза ССР постановляет:

1. Разрешить Советам Министров союзных республик организовать в городах продажу рабочим и служащим в кредит радиол и радиоприемников высшего, первого и второго классов, фотоаппаратов (стоимостью от 400 рублей), велосипедов, мотороллеров "Тула" и "Киров", мотоциклов М-1М и К-58, лодочных моторов "Москва", швейных машин "Тула", охотничьих ружей (стоимостью от 700 рублей), наручных часов в металлическом корпусе, а также одежды из шерстяных и шелковых тканей.

2. Установить, что передача покупателям приобретаемых ими в соответствии с настоящим постановлением в кредит товаров производится при оплате не менее 20 - 25 процентов их стоимости, а остальная часть стоимости товаров должна оплачиваться покупателями, как правило, в течение 6 месяцев, но не более 12 месяцев.

При продаже товаров в кредит взимать с покупателей 1 - 2 процента от розничной цены товара в пользу торгующих организаций.

Отметим, что все перечисленные товары считались дорогостоящими. К примеру, стоимость охотничьего ружья была сопоставима со средней зарплатой, которая, по данным Росстата, составляла тогда около 700 рублей в месяц. Ну, а возможность покупки мотороллера – это уже приобщение к миру автопрома.

Небольшие ссуды можно было взять в сберкассе. Кредит получали лишь вкладчики сберкасс (а других банков тогда и не было!) и только на срок до двух лет. Предельная сумма займа –1000 рублей, при этом она не должна была превышать четырехмесячного заработка заемщика. Гарантией возврата ссуды был счет заемщика в сберкассе, на котором он должен был хранить не менее 25% от суммы займа. Отметим, что на руки денег не давали: сберкасса выдавала человеку расчетный чек на сумму кредита. По этому чеку можно было купить товары, разрешенные к продаже в кредит.

Отметим, что кредиты выдавали не только на промтовары, но и членам жилищно-строительных кооперативов для оплаты пая, а также на строительство дач и т.п. Оформление покупки, как правило, проходило просто. В магазине заполняли специальный бланк в двух экземплярах, которые покупатель предоставлял в бухгалтерию по месту работы. В них проставляли сумму его месячного дохода, а сами бланки заверяли подписью главного бухгалтера и печатью предприятия. С этими бланками счастливчик и возвращался в магазин, получал отметку магазина в своем экземпляре для предоставления его бухгалтеру, оплачивал четвертую часть стоимости товара и грузил свою радиолу (или что-то иное) в такси.

А как же автомобили? Они во все времена стоили куда больше велосипедов. Напомню, для примера, расценки 60-х годов: Запорожец ЗАЗ-965 – 2220 ₽, Москвич-408 – 4511 ₽, Волга ГАЗ-21 – 5602 ₽. Позже появились ВАЗ-2101 за 5605 ₽ (с приемником!) и ГАЗ-24 аж за 9150 ₽. Но приобрести все это просто так было невозможно. И главной причиной было не отсутствие  денег у покупателя, а жуткий дефицит автомобилей, которые желающие готовы были расхватывать, не глядя. Очереди растягивались на года – какие уж там кредиты, когда машин все равно на всех категорически не хватает?!

Почему автомобиль в СССР нельзя было купить в кредит

Впрочем, это вовсе не означает, что у каждого покупателя нужная сумма лежала в кармане. Тысячи нужных рублей были далеко не у всех, но желание иметь машину перевешивало здравый смысл. В итоге самым популярным видом «кредита» стали так называемые кассы взаимопомощи на предприятиях. Государство в их работу никак не вмешивалось: люди просто договаривались друг с другом и периодически пополняли эдакий «общак», откуда каждый, при необходимости, мог взять нужную сумму, возвращая затем безо всяких процентов. Обычно такие кассы создавали при профкомах, которые формально отвечали за их деятельность.

Можно сказать, что автомобили в те времена являлись элементами роскоши, а потому автокредитование было просто никому не нужно. Однако говорить, что в СССР вообще не было кредитования, неправильно.

Что еще почитать:

Сколько в СССР стоило съездить на машине к морю?

Ремонт, дружба, алкоголь: как возник гаражный культ в эпоху СССР

Эти фото прошлого века удивляют: зачем автомобили возили огромные мешки на крышах

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. AlexO`Timm:

    Не совсем так. С 1985 г. Авто в кредит продавались Свободно можно было приобрести ИЖ-Комби или Запорожец. Хоть за наличные, без открыток, хоть в кредит. Во всяком случае в Ташкенте было именно так.

Статьи по теме
Популярное