Top.Mail.Ru
Почему в СССР бензин был разного цвета

Почему в СССР бензин был разного цвета

02.05.2023
Разноцветным бензин был вовсе не ради красоты – причины были более серьезными

Редакция

Начнем с факта: в советские времена бензин действительно был разного цвета. Именно по цвету любой водитель мог безошибочно определить его октановое число. Это позволяло избегать ошибок при заправке, помогая не только водителям, но работникам тогдашних АЗС. 

В конце 70-х годов раскладка по цвету бензина выглядела следующим образом:

БензинЦветПрименяемость
А-66ОранжевыйДля легковых не применять! Из грузовых – УАЗ-450, ГАЗ-51, ЗиЛ-158, Урал-355 и т.п
А-72Бесцветный«Москвич-403», «Москвич-407», ЗАЗ-966, «Волга» ГАЗ-21
А-76Зеленый (с 01.01.1979 – желтый)«Москвич-408», ЗиЛ-110
АИ-93Синий (с 01.01.1979 – оранжево-красный)«Москвич-412», «Волга» ГАЗ-24, Жигули» ВАЗ-2101
АИ-98Желтый (с 01.01.1979 – синий)ЗиЛ-111, «Чайка» ГАЗ-13

Из перечня видно, что только один бензин был бесцветным – это А-72. Но дело не  том, что не хватало красителей – кстати, они спокойно сгорали и вредного влияния на бензин не оказывали. Вред исходил от этилированных бензинов, впоследствии повсеместно запрещенных. Вот именно ядовитые бензины и окрашивали – неэтилированным какое-то время был именно 72-й. Есть сведения, что и 72-й со временем стали этилировать, после чего он обрел розовый цвет.

Отдельные источники утверждают, что  окраска бензина, якобы, дополнительно позволяла судить о том, что он не разбавлен: при таком раскладе его цвет менялся.

Почему в СССР бензин был разного цвета

Что до бензина с октановым числом 95, то он всегда стоял особняком. Согласно ОСТ 38-01-9-71, в стране производили автомобильный бензин «Экстра» с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95. Позднее вместо него незаметно и появился АИ-95. Следующий стандарт, ГОСТ 2084-77, уже не упоминал А-66, но 95-го в нем, опять-таки, не было. Зато в ОСТ 38019-75 появился АИ-95. В любом случае, стандарты не устанавливали требований к его цвету.

Любопытно, что современные нормативные документы вместо разрешенного цвета указывают… запрещенные! Так, все нынешние бензины, согласно п. 4.4 ГОСТ 32513–2013, могут быть окрашены в любые цвета, кроме зеленого и голубого. То же самое ограничение содержится в п.4.3. Технического регламента таможенного союза ТР ТС 013/2011. С октановым числом цвет отныне никак не связан. Производители бензина могут выбирать расцветку сообразно своему разумению.

Почему в СССР бензин был разного цвета

Почему именно зеленый и голубой цвета оказались под запретом? Потому, что их отдали другому топливу! ГОСТ 1012-2013 на авиационные бензины присвоил зеленый цвет (как у напитка «Тархун») низкооктановым бензинам Б-92 и Б-91/115 – при этом допускается и зеленый цвет с синеватым оттенком. А авиационные бензины с октановым числом не менее 99,5, могут содержать краситель голубого цвета. Цвет красителя – антрахиновый синий. Эти бензины содержат тетраэтил- или тетраметилсвинец в больших количествах.

В легковые автомобили такие бензины лить не стоит: каталитические нейтрализаторы быстро прикажут долго жить. А вот авиационные моторы свинца не боятся. В отличие от людей, конечно же: знающие люди говорят, что канцерогены в бензинах вне закона даже в Алжире.

Что еще почитать:

Cколько стоил бензин в СССР и почему на АЗС не продавали солярку

Улучшенный бензин: Экто, G-Drive, Pulsar. Стоит ли его заливать?

Газ вместо бензина и солярки: это выгодно или нет?

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное