Top.Mail.Ru
Cколько стоил бензин в СССР и почему на АЗС не продавали солярку

Cколько стоил бензин в СССР и почему на АЗС не продавали солярку

12.03.2023
Стоимость Жигулей когда-то составляла примерно 50 окладов инженера. А примерная цена одного километра пробега была… менее копейки!

Редакция

Сегодня часто приходится слушать про тотальную нищету населения эпохи СССР. Действительно, средняя заработная плата, согласно данным Росстата, в 1970 г. составляла 121,2 ₽. Примерно столько получал на руки инженер в НИИ. Начальник лаборатории считался обеспеченным: он получал примерно 200 – 220 ₽. А уличные плакаты, сообщавшие, что «Интересная профессия – водитель автобуса!», обещали зарплату аж до 400 ₽ — как кандидату наук.

Теперь – о некоторых ценах того же времени:

Стакан газировки без сиропа – 1 коп.

Билет на трамвай/троллейбус/автобус – 3/4/5 копеек.

Батон хлеба – от 13 до 25 коп.

Бутылка водки 0,5 л – примерно 3 – 4 ₽.

Квартплата за среднюю двухкомнатную квартиру – примерно 15 ₽.

Велосипед «Спутник» – около 80 ₽

Черно-белый телевизор типа «Рекорд» – примерно 200 ₽.

Холодильник ЗИЛ – примерно 300 ₽.

Цветной телевизор («Темп», «Радуга» и т.п.) – примерно 650 ₽.

Мотоцикл «Урал» – примерно 1400 ₽.

Автомобиль Запорожец – 3500 ₽.

Автомобиль ВАЗ-2101 – 5605 ₽ (с венгерским радиоприемником за 105 ₽).

Автомобиль ГАЗ-24 –  9200 ₽.

А теперь, освежив в памяти былые ценники, вспомним про автомобильные заправки.

Никакого дизтоплива частникам не продавали: дизельных легковушек заводы не производили, а импорт отсутствовал. Основных бензинов было два: А-76 и АИ-93. Стоимость – соответственно 8 и 10 копеек за литр. Однако очень многие считали это расточительством и предпочитали 76-й, только не на АЗС, а по договоренности с водителем какого-то грузовика или автобуса. Примерная цена за халявный бензин составляла 4 – 5 коп/л.

Cколько стоил бензин в СССР и почему на АЗС не продавали солярку

Таким образом, стоимость одного километра, применительно к Жигулям с расходом 8л/100 км, составляла менее одной копейки! Полный бак официально обходился в 3руб 90 коп. Однако – повторяю – это считалось дорого. При месячном пробеге, скажем, в 2000 км из зарплаты всякий раз утекали 20 ₽ – шестая часть дохода того же инженера, на которого чудом свалился отцовский или дедушкин автомобиль. В ход шли разнообразные ухищрения, призванные снизить расход – одни пытались добавлять в бензин воду, другие снижали степень сжатия моторов, переводя их таким образом на низкооктановый бензин, третьи уповали на возможности электронного зажигания. Но единственно реальным способом снизить топливные расходы был, конечно же, сговор с водителями государственного транспорта.

Число АЗС на автотрассах было сравнительно невелико: на той же Ленинградке популярны были знаки с изображением бензоколонки и табличкой типа «60 км». Однако автовладельцы с опустевшими на полдороге баками встречались редко: в дальние вояжи все ездили с канистрами в багажниках. Засада была иного сорта: загородные АЗС вместо наличных зачастую требовали талоны на бензин. Их продавали тоже за городом – в хозмагах и т.п. Не купил заранее – никто не виноват. Поэтому, собираясь, к примеру, прокатиться по упомянутой Ленинградке из одной столицы в другую, разумно было иметь с собой как деньги, так и талоны. Разобраться, на какой АЗС чем расплачиваться, можно было только на месте.

Cколько стоил бензин в СССР и почему на АЗС не продавали солярку

В 90-е годы на заправках началось что-то непонятное: очереди стали растягиваться на несколько часов. Хитрые пацаны подхалтуривали и тут: шныряя с канистрами от одного заправочного пистолета к другому они умудрялись без очереди наполнять свои емкости, после чего легко делал маленький бизнес в конце очереди, слегка накручивая цену. Желающие находились всегда. Но у смутного времени были свои законы.

Что касается водителей государственного транспорта, которые легко делились свои горючим с частниками, то в свое время этой теме был посвящан фельетон под названием «Со спичкой вокруг Солнца». Водители с помощью спички корректировали показания своих одометров  в большую сторону, а руководители автохозяйств старательно «выбивали» себе повышенные квоты на топливо: мол, не хватает! Но реально топлива в стране было много и эти проблему решались довольно легко: надо – значит, надо!

В целом же, несмотря на смешные, по сегодняшним меркам, цены на бензин, заправка личной машины для большинства населения была довольно обременительной. Но на машинах, как правило, никто не экономил: любимую игрушку в семье всегда баловали…

Что еще почитать:

Какие советские автомобили продавались за границей и сколько они там стоили

Последняя «Волга»: что погубило ГАЗ-3111

С кого скопировали «Москвич-2141» и была ли это копия?

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

6 комментариев

  1. Денис:

    В чем суть? Типа всё было дешего? Да нихрена.
    ЗП 200р по 10 копеек = 2000 литров, которые еще и купить надо где-то и как-то.
    Сейчас ЗП того инженера 100 тр, при цене бензина 50 = все теже 2000 литров….

  2. Иван:

    В 80-х бензин стоил 30коп. 76аи
    40 коп. 92аи.
    Заправок было мало и бывали большие очереди.
    Чудо автор забыл,что продажи новых машин как сейчас не было. Получали работники предприятий по разнарядки и утвержденой очереди. Дают талон, с ним в магазин + свои наличные деньги.
    Нет талон, иди на вторичный рынок, но уже годовалая тачка будет стоить в два раз дороже.
    Поэтому можно сказать, что за км.
    Пробега водителю-владельцу государство ещё и приплачивало.
    Купил по талону за 5600руб.
    проехал 12000КМ.за год и продал за 9750руб.
    Расхд 1200литров,затр-ты 480РУб. Прибыль 3670Руб.
    Годовая зарплата среднего сварщика.

    • Георгий:

      Иван, для сведения, никогда не было бензинов АИ76 и АИ92. Только А76 и А92. Есть ещё бензин АИ93. Буква И означает, что октановое число определено исследовательским методом. Если просто А, то моторным.

      • Михаил:

        Не А-92, а АИ-93. С октановым числом по моторному методу — 88, а по исследовательскому — 93. А-92 — это что-то сильно круто…

  3. Влад:

    Салярка продавалась на заправках. Сам заправлял

  4. Алексей:

    Не продавали солярку? Что за бред, свободно продавалась в 80-е, да и не только обычно покупали тоннами для отопительных котлов которые работали на диз топливе

Статьи по теме
Популярное