
45 лет назад, 18 апреля 1978 года на Туринском автосалоне представили макет автомобиля со сверхнизким сопротивлением воздуху.
Денис Орлов
Обожаю писать об итальянских кузовных закройщиках, carrozzieri! Этакое прикосновение к Ренессансу. До сих пор вспоминаю, как волок на себе академический двухтомник Catalogue Raisonné, посвящённый ателье Pininfarina, по весу сравнимый с церковно-приходской книгой. Приобрёл под впечатлением от знакомства с Леонардо Фиораванти, — автором формы восьми или девяти Ferrari. Сейчас уже точно не вспомню. В общем, ни один дизайнер в мире не готов похвастаться тем же. Кузова для Ferrari разрабатывала студия Pininfarina S.p.A., где сеньор Фиораванти проработал 24 года. И раз уж мы отмечаем памятные даты, то вспомним, что 31 января сеньору Фиораванти исполнилось 85 лет. Стоит заметить, что 1938‑й вообще оказался невероятно урожайным для итальянского кузовного ренессанса: в тот год родились Бертоне, Джуджаро, Фиораванти.

В 1972 году сеньора Фиораванти назначили Direttore del Centro Studi Pininfarina, сиречь — главным дизайнером, и он превратил его в сверхсовременный научно-исследовательский центр. Даром, что закончил Миланский политех! В июле 1973 года под его руководством и по проекту профессора Туринского политехнического университета Альберто Морелли при студии Pininfarina была сооружена La galleria del vento — аэродинамическая труба Эйфелева типа, самая совершенная в Италии. И начались эксперименты.



Как раз вовремя! Шестого октября 1973 года началась арабо-израильская война, цены на энергоносители взлетели, прожорливые автомобили перестали покупать. Как снизить расход топлива? Улучшить аэродинамику! По заказу Национального исследовательского совета (Consiglio nazionale delle ricerche, CNR) совместно с профессором Морелли и первым директором аэродинамической трубы Антанелло Коготти сеньор Фиораванти приступает к разработке автомобильного кузова со сверхнизким сопротивлением воздуху. Предварительные математические расчёты позволили создать в 1976 году модель в натуральную величину, прошедшую цикл продувок в аэродинамической трубе. Был достигнут коэффициент аэродинамического сопротивления по оси абсцисс Cx=0,160. Затем, когда в модели проработали поступление воздуха в подкапотное пространство и систему вентиляции салона, показатель несколько ухудшился: 0,172. Это означало, что у живого автомобиля Cx окажется на уровне 0,230. И всё равно, это было вдвое ниже, чем у соразмерных серийных легковых автомобилей.

18 апреля 1978 года макет Pininfarina CNR стал сенсацией Salone dell'Automobile di Torino. Хотя сенсаций там и без того хватало. Достаточно вспомнить Fiat Ritmo, ItalDesign Lancia Megagamma и футуристический Bertone Lancia Sibilo. Но макет Pininfarina оставлял всех их в прошлом!


Я не случайно в самом начале упомянул о Ренессансе. Макет Pininfarina знаменовал собой сближение автомобильной формы с природой, отход от более геометрических, статичных архитектурных форм. Внешние перемены предвещали и грядущие технологические возможности — внедрение сталей повышенной пластичности, синтетических материалов, новых методов расчёта. «Полёт фантазии в клетке безотрывного обтекания завораживал», как образно выразился один из сильнейших автомобильных дизайнеров нашей страны, Сергей Иванович Ивакин. Вслед за автомобилем этот путь проделает и архитектура — посмотрите на творения Сантьяго Калатравы, Захи Хадид, Нормана Фостера.

Перемены в дизайне, архитектуре, моде носят периодический характер. Иногда, когда на колебания образного мышления накладывается синусоида технического прогресса, в экстремуме рождаются удивительные проекты, указывающие человечеству путь в будущее.
Что еще почитать:
Кто придумал «дворники»: запутанная история одного изобретения
«Мы с приятелем вдвоём работали на…»: история гениального изобретения Рудольфа Дизеля
21-я «Волга» и «Космическая черепаха»: что показывали на Женевском автосалоне 60 лет назад