Top.Mail.Ru
История ЗАЗ-966: с кого срисовали «ушастый» «Запорожец»?

История ЗАЗ-966: с кого срисовали «ушастый» «Запорожец»?

21.11.2022
«Запорожец» второго поколения начали проектировать едва на конвейер встал «горбатый» ЗАЗ-965. Как и у него, у ЗАЗ-966 тоже были родственники за границей. Но связи были непростые…

Сергей Орлов

Новый ЗАЗ-966, который позднее прозвали «ушастым» за характерные массивные воздухозаборники на задних крыльях, сохранил концепцию, заложенную еще в «горбатом» ЗАЗ-965: заднемоторная конструкция с двигателем воздушного охлаждения, полностью независимые подвески. Готовили двигатель увеличенной мощности, но главным для завода стал совершенно новый кузов.

УШИ ШИРЕ!

В отличие от ЗАЗ-965 с короткой и покатой задней частью, ЗАЗ-966 стал куда «взрослее» — формой соответствовал моделям более высокого класса. При этом, конечно, удалось увеличить и багажник, который у «горбатого» «Запорожца» был мизерным.

История ЗАЗ-966: с кого срисовали «ушастый» «Запорожец»?
Первый опытный образец ЗАЗ-966, 1961 г.

Дизайн ЗАЗ-966 произвел на неизбалованных советских граждан огромное впечатление. Мало кто знал тогда, что у советского автомобиля есть зарубежные родственники. Но родство это — не прямое.

КУЗОВ

Серийный ЗАЗ-966 1966 года очень похож на западногерманский NSU Prinz 4. Правда, пропорции — иные. Но контур боковин с подчеркнутым молдингом делением кузова — очень похожи. Кстати, именно за эту характерную черту ЗАЗ-966 называли еще и «мыльницей». Но этот немецкий автомобиль появился в 1961‑м, когда первый прототип будущего «ушастого» уже ездил! Опытный ЗАЗ-966, конечно, немного отличался от серийного «ушастого», но общие стилистические принципы на серийной машине не поменяли.

История ЗАЗ-966: с кого срисовали «ушастый» «Запорожец»?
NSU Prinz 4, 1961 г.

Вот только на опытном ЗАЗ-966, как и на NSU спереди была лишь декоративная накладка, а серийный советский автомобиль украшала забавная фальш решетка радиатора (которого спереди, понятно, не было), призванная сделать облик машины еще более «взрослым». От этой решетки отказались в начале 1970‑х уже на ЗАЗ-968.

Как ни похожи ЗАЗ и NSU друг на друга, но с друг друга их, явно, не срисовывали. Зато у советской и немецкой машин есть общих предок. Причем, заокеанский!

В 1959‑м в США дебютировал сенсационный Chevrolet Corvair. Для консервативной Америки автомобиль стал поистине революционным — оппозитный плоский, воздушного охлаждения, как у знаменитого Volkswagen Kaefer, но 6‑цилиндровый двигатель расположили в корме.

История ЗАЗ-966: с кого срисовали «ушастый» «Запорожец»?
Американский Chevrolet Corvair.

Внешне автомобиль был не столь сенсационным, но уж точно самобытным. И именно у него была характерная поясная линия, зрительно делящая кузов надвое и декоративная накладка на передке.

В общем, именно Chevrolet Corvair, явно стал образцом и для немецкого компактного NSU, и для нашего ЗАЗ-966. Кстати, Chevrolet Corvair привезли в СССР. Такой автомобиль был в НАМИ, и его придирчиво изучали, доводя до ума систему охлаждения ЗАЗ-966.

История ЗАЗ-966: с кого срисовали «ушастый» «Запорожец»?
Серийный ЗАЗ-966В.

ДВИГАТЕЛЬ

Мотор ЗАЗ-966 конструктивно не отличался от агрегата ЗАЗ-965. Двигатель V4 воздушного охлаждения рабочим объемом 0,9 л (72х54,5 мм) форсировали о 30 л. с. А в 1968‑м появился и двигатель МеМЗ-968. При объеме 1,2 л (76х66 мм) он развивал 40 л. с. — на треть больше предыдущего.

На этом агрегате принципиально изменили систему охлаждения. У прежнего двигателя рабочим объемом 0,9 л воздух, поступающий на ребра цилиндров, вентилятор отсасывал в решетки кузова. На моторе 1,2 л наоборот: вентилятор нагнетал воздух в пространство между цилиндрами, а затем он отводился в щели на задней панели.

На модификации для инвалидов и после 1968‑го и до самого конца производства семейства ЗАЗ-968 ставили 30‑сильные моторы. Но основным был двигатель мощностью 40 л. с.

К слову, у западногерманского аналога — NSU Prinz 4 был двухцилиндровый двигатель, установленный сзади поперечно. А на Chevrolet Corvair, повторю — шестицилиндровый оппозит, сделанный под влиянием немецкого Volkswagen.

ШАССИ

Подвески и тормоза ЗАЗ-966 тоже заимствовали у предыдущего «Запорожца». Передние тормоза «ушастого» «Запорожца» не сразу, но получили-таки по два цилиндра на каждое переднее колесо.

Передняя торсионная подвеска ЗАЗ еще в 1950‑х была скопирована с Volkswagen Kaefer. Подвеску регулярно модернизировали, но в основе она оставалась прежней до начала 1990‑х. Как и задняя независимая пружинная подвеска, унаследованная ЗАЗ-966 тоже от «горбатого».

Передняя подвеска у NSU была совсем иная — пружинная. Такими же, в отличие от Volkswagen и Запорожца — пружинными были и все подвески Chevrolet. Передняя — на поперечных рычагах.

САЛОН

Конечно, салон «Запорожца» выглядел скромно, но для тех лет и, учитывая класс автомобиля, вполне гармонично. 

История ЗАЗ-966: с кого срисовали «ушастый» «Запорожец»?
Панель приборов первой версии ЗАЗ-966.

Простую металлическую панель приборов ЗАЗ-966 сделали в обычном для дешевых автомобилей 1960‑х стиле. Но комбинация приборов с вытянутым по моде тех лет спидометром выглядела очень современно.

В ее решении тоже без труда читаются мотивы американского Chevrolet Corvair. Хотя, в общем-то, это был общий для многих автомобилей 1960‑х стиль.

История ЗАЗ-966: с кого срисовали «ушастый» «Запорожец»?
Панель приборов раннего Chevrolet Corvair.

ЦЕНА ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВА

Во второй половине 1960‑х никто, конечно, не предполагал, что с относительно небольшими изменениями этот «Запорожец» будут выпускать почти три десятилетия. А ведь поначалу автомобиль конструктивно, да и стилистически выглядел вовсе не хуже многих зарубежных одноклассников.

ЗАЗ-966 и его потомки модели 968 заняли почетное место в рейтинге самых «долгоиграющих» автомобилей СССР. Последний вариант «Запорожца» — ЗАЗ-968М собирали вплоть до 1994 года! Наряду с польским FIAT 126P, он вошел в историю, как последний серийный малолитражный заднемоторный автомобиль в мире. В конце ХХ века «Запорожец» смотрелся уже динозавром, чудом задержавшимся в совсем другой — не своей эпохе.

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Андрей:

    Эй , Сергей Орлов ! Если не понимаешь в Запорожцах , не пиши бред ! Прозвище Мыльница относится только к 968 М . Элегантные машины 966 и ранние 968 так не называли !

Статьи по теме
Популярное