За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»

За что любили и ненавидели ЗАЗ-965: удачные и провальные решения Горбатого «Запорожца»

11.08.2021
Древний Запорожец обладал рядом уникальных достоинств, о которых сегодня мало кто помнит

Редакция

Редкий автомобиль получал столь обидные прозвища и постоянно подвергался таким оскорблениям, как ЗАЗ-965, он же – Горбатый, Запор и Консервная Банка. Это вдвойне удивительно для нашей страны, где во времена этого Запорожца царил дефицит любых автомобилей. Однако из песни слова не выкинешь. 

А теперь «Горбатый»! Необычные конструкторские решения ЗАЗ-965

Эстрадные хохмачи называли ЗАЗ-965 самой дорогой машиной: дескать, на нее копят всю жизнь. Но о 965-м мечтали немногие: каждый старался наскрести хотя бы на Москвич. Горбатый в шестидесятые годы стоила примерно 2220 рублей – Волга ГАЗ-21 стоила тогда 5600 рублей. Основными «мечтателями» были небогатые обладатели двухколесного транспорта, которым хотелось иметь крышу над головой. 

А вам слабо?

Между тем именно Горбатый обладал рядом интересных особенностей, присущих только ему. Кстати, эта кличка появилась значительно позже: в 60-х ее не было. А ее происхождение объяснялось формой задней части кузова: для размещения мотора сзади  заднюю крышку пришлось сильно изогнуть. Что касается мотора, то он действительно был необычным. Помимо заднего расположения, его отличала V-образная конструкция. Мало того, этот мотор не нуждался в антифризе, поскольку имел воздушное охлаждение.

А теперь «Горбатый»! Необычные конструкторские решения ЗАЗ-965

Это еще не всё. Ни на Волгах, ни на Москвичах той эпохи не было такой печки: она была автономная! Поэтому гонять двигатель для обогрева салона не требовалось.

Оценим еще раз «фигуру» Горбатого. Только у ЗАЗ-965 было плоское днище, которое порой позволяло ему проползать по колее там, где более дорогие легковушки пасовали. А вот «косолапая» задняя подвеска с поперечными треугольными рычагами действительно вызвала насмешки. Аналогичное решение тогда применялось на грузовых Татрах, которых на наших дорогах было довольно много.

А теперь «Горбатый»! Необычные конструкторские решения ЗАЗ-965

Багажника в привычном смысле слова на ЗАЗ-965 фактически не было: спереди прятались бензобак, запаска, грелка с водой для омывателя и набор инструментов.

А теперь «Горбатый»! Необычные конструкторские решения ЗАЗ-965

Двери ЗАЗ-965 открывались назад, а не вперед, как на той же Волге. Очень часто это приводило к тому, что неряшливо прикрытая дверь на ходу открывалась, обрывая слабенький ремешок-ограничитель и уродуя кузов.

А теперь «Горбатый»! Необычные конструкторские решения ЗАЗ-965

Передние и задние стекла были взаимозаменяемы. Заметим, что ЗАЗ-965 стал последним советским автомобилем с тумблерным переключателем сигналов поворота. А одометр на ЗАЗ-965 был шестизначным, поскольку измерял расстояние с точностью до сотен метров! По неизвестной причине владельцы других автомобилей не хотели в это верить, презрительно обвиняя владельцев 965-х в неграмотности.

А теперь «Горбатый»! Необычные конструкторские решения ЗАЗ-965

К чести Горбатого, он был единственным автомобилем в СССР, который также выпускался в многочисленных модификациях с измененными для инвалидов механизмами управления.

Неприятной особенностью ЗАЗ-965 была его склонность к перегреву мотора. Поэтому каждый второй Запор летом ездил с капотом, подпертым какой-то подходящей распоркой.

А теперь «Горбатый»! Необычные конструкторские решения ЗАЗ-965

Неказистая внешность машинки часто обыгрывалась в кино. В бондиане «Золотой глаз» звучит фраза «Она меня никогда не подводила!», но, чтобы заставить кого-то смеяться, ее зачем-то лупили огромным молотом. 

А теперь «Горбатый»! Необычные конструкторские решения ЗАЗ-965

А самый привлекательный кинообраз Горбатый создал в фильме «Три плюс два», где на нем разъезжали две тогдашние кинодивы – Фатеева и Кустинская. 

А теперь «Горбатый»! Необычные конструкторские решения ЗАЗ-965

Краткая биография

Серийное производство ЗАЗ-965 «Запорожец» начали в конце 1960 года. Мотор V4 развивал 23 л.с. С 1963-го его сменил ЗАЗ-965А с мотором 27 л.с. Последний раз модель изменили в 1966-м, установив, в частности, 30-сильный двигатель. На экспорт автомобиль шел под именем «Ялта» (Jalta).

А теперь «Горбатый»! Необычные конструкторские решения ЗАЗ-965

На базе ЗАЗ-965 создали почтовый фургон 965С, а также семейство ЗАЗ-970 — фургон, пикап и минивэн вагонной компоновки. Всего до 1969 года построили чуть более 322 тысяч машин.

Редакция рекомендует:




(7 оценок, среднее: 2,43 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

10 комментариев

  1. Сергей:

    Сколько стоило, так и ехало.
    По-любому, это был вариант лучше чем тяжёлый мотоцикл, а стоил он не на много дороже мотоцикла.

  2. Андрей Мороз:

    У меня ЗАЗ- 968М ,сороковка, если двигатель нормально сделан, он не греется. В целом нормальная машина. В городе, если пробки он греется.

  3. Василий:

    Дизайн вполне приятный. А обзывали автомобиль те, кто не мог купить её в силу лени и пьянства..

  4. Петя:

    Это произведение искусства! Сейчас бы такую купил не раздумывая. Но никто не продает.

  5. Злой:

    Молодежь не знает,что прообразом «горбатого»,послужил одна из моделей ФИАТа,первые Запорожцы заводились кик-стартером рукоятка которого располагалась между передними сиденьями)позже уже стали оснащать стартером..и как бы ни хаяли Запор,это,все таки была,полноценная микролитражка..

    • Александр:

      Машина супер!!!В 1979 году в июле месяце мы с товарищем проехали на перегруженном видавшем виды Горбатом из Риги до Душанбе через Каракумы без поломок за 7 дней.Спали в машине при росте 189см.Песчаные перемёты проходили легко,а владельцы жигулей,москвичей и волг работали лопатой и что под рукой.

  6. ялта:

    дерьмо оно и было дерьмо и над владельцами запором смеялись все.