
Термина «зимнее масло» как такового нет: его придумали продавцы автомасел, а доверчивые автовладельцы приняли это за чистую монету. Но вот масло для зимы, конечно же, есть. И о нем стоит рассказать подробнее

Редакция
В жигулевские времена автомобилистам во многом жилось проще, потому что проблемы с выбором того же моторного масла просто не существовало так как этого самого выбора не было. Зимой и летом – одним цветом: М6з/10В. Про импорт никто и не мечтал, да и мало кто понимал, зачем он, собственно, нужен-то?
Сегодня все стало сложнее: появился выбор, а вместе с ним и сомнения в его правильности. Хотя технически все должно быть предельно ясно. Зима подразумевает холодные пуски мотора, при этом вязкость масла должна быть, по возможности, низкой. Сделать верный выбор помогает обозначение с символом W. И чем меньше число перед символом W в обозначении масла, тем на более сильные холода это масло рассчитано. Самое «зимнее» моторное масло имеет в начале обозначения циферку 0. Часто их называют «нулевками».
Требования SAE к низкотемпературной вязкости моторных масел
Класс по SAE | Максимальная вязкость, мПа×с | |
Проворачиваемость | Прокачиваемость | |
0 W | 6200 при –35 °C | 60000 при – 40 °C |
5 W | 6600 при – 30 °C | 60000 при – 35 °C |
10 W | 7000 при – 25 °C | 60000 при – 30 °C |
15 W | 7000 при – 20 °C | 60000 при – 25 °C |
20 W | 9500 при – 15 °C | 60000 при – 20 °C |
25 W | 13000 при – 10 °C | 60000 при – 15 °C |
Впрочем, самое время вспомнить про указания автопроизводителя. От них отклоняться нельзя – разве что в тех случаях, когда мотор настолько изношен, что ему просто необходимо более вязкое масло, чем для нормального движка.
Отметим, что производители не требуют применять масло, произведенное по какой-то определенной технологии. Они указывают, разве что, категорию эксплуатации (SL, SM, SN), да обозначение по SAE, говорящее о вязкости. Сегодня все чаще фигурирует одно-единственное масло для любого климата – типа 0W-20. Для автомобилей солидного возраста в свое время рекомендовались более вязкие масла – скажем, 10W-40. Хорошие сервисмены, как уже было сказано, стараются учесть реальное состояние обслуживаемого мотора, заливая в изношенные двигатели более вязкие масла.
Между тем, часто приходится слышать вопрос типа: а можно ли заливать минеральное масло вместо синтетического? Но ответ будет простым: а где вы такие масла сейчас найдете? Минеральных масел с первой циферкой в обозначении 0 или 5 просто нет в природе! Мало того, категория эксплуатации минеральных масел не превышает градации SL – это, по современным меркам, очень древнее требование. Его в разные времена сменяли SM, SN, SN+ и, наконец, SP – это потолок качества на сегодня.
Теперь можно уверенно ответить на вопрос о применяемости минеральных масел зимой. Существующие в природе минеральные масла начинаются с отметки 10W – это их предел. Смотрим в таблицу: там указана предельная температура пуска в – 25 °С. Если в вашем регионе таких морозов не бывает по определению, то – нет проблем: ищите такую минералку. Только не забывайте про категорию SL: если производитель вашей машины требует более высокую градацию, то про минералку надо забыть.

Можно ли ездить зимой не с «нулевкой», а, скажем, с маслом 10W-40? Опять-таки, изучаем руководство по эксплуатации машины. Если производитель не возражает – ездите на здоровье. Но не забывайте про реальный климат за окном. Если у вас зимой можно увидеть на градуснике минус 25 или более низкую температуру, то однажды утром вы просто не заведете мотор: масло загустеет так, что стартеру не удастся провернуть коленвал. Поэтому использование таких масел повлечет за собой езду на грани фола (если поехать вообще удастся). А стартеру при каждом пуске придется потреблять лишние амперы и тратить лишние секунды, ощутимо подсаживая аккумуляторную батарею.
Почему в большинстве современных моторов рекомендовано именно 0W-20? Морозы здесь ни причем: назвать такое масло «зимним» могут только ушлые продавцы, которые идут на любые ухищрения, чтобы продать дорогой товар. В реальности же главная заслуга маловязких масел в снижении потерь на трение, что позволяет экономить (хотя и незначительно) горючее и уменьшить выбросы СО2. Для заморских борцов с парниковыми газами и защитников экологии это важный показатель, поэтому сейчас многие автопроизводители рекомендуют лить именно такие масла. Если вас проблема глобального потепления не особо волнует, то можно заливать в мотор и более вязкие масла, но с оглядкой на требуемую категорию.
Редакция рекомендует:
