Более 80% ремонтов двигателя связано с заменой прокладки головки блока, свидетельствуют статистика Союза автосервисов. Залог качественного выполнения этой важной операции – использование запчастей от брендов с проверенной репутацией.
Михаил Ожерельев
При работе ДВС давление газов в камере сгорания достигает 6–9 МПа, а температура 1800–2000 OС. Опытные механики знают, что разгерметизация газового стыка в двигателе чревата серьезными неприятностями. Да что там, она просто недопустима. Нарушается работа системы охлаждения, системы смазки, что рано или поздно заканчивается выходом из строя двигателя, приближением его капремонта.
Казалось бы, если сделать цилиндр и верхнюю часть камеры сгорания единым блоком, то мотор будет надежнее. Но такие решения значительно усложняют ремонт, повышают его стоимость, поэтому в серийных автомобилях не применяются. И дабы не создавать проблем в процессе эксплуатации головку блока цилиндров делают съемной, а пару «блок-головка» уплотняют деталью, именуемой «прокладка под головку блока цилиндров». В обиходе ее называют прокладкой ГБЦ.
Прокладки ГБЦ делят на три большие группы: металлические, комбинированные (или металлопакетные, где преобладающий материал – металл) и мягкие. Представители первой и второй группы в теории обладают большей ресурсом, но требуют идеального прилегания головки к блоку, что влечет повышенные требования к качеству обработки сопрягаемых плоскостей.
Наибольшее распространение получили мягкие прокладки – они менее требовательные к процедуре замены и при этом более технологичные по конструкции. Мягкая прокладка представляет собой своеобразный «слоеный пирог» в виде полимерной композиции, армированной стальным каркасом. Толщина мягкой прокладки 1,1–1,2 мм, против 0,43–0,45 мм у металлической или комбинированной.
ПОЛОТНО И ПОЛИМЕР
Для лучшего понимания принципа работы прокладки ознакомимся с ее изготовлением. Разумеется, речь пойдет о заводских технологиях. Сначала собирается прокладочное полотно. Последовательность здесь такова. Берется листовая сталь и перфорируется на прессе: в металлическом полотне образуются зубчики для сцепления со слоем мягкой полимерной композиции, основной компонент которой – специальная бумага. Когда-то полимерная композиция содержала асбестовые волокна, но после запрета асбеста Правилами ЕЭК ООН этот природный минерал заменили другими ингредиентами.
После обкладки каркаса, вырубки отверстий и их окантовки «пирог» отправляется в сушильную камеру для термообработки. Надежность конечного продукта во многом определяется качеством полимерной композиции, покрывающей металл. Именно за счет упругой деформации этих полимерных слоев, «приваренных» к металлическому каркасу, происходит уплотнение газового стыка, обеспечивающее сопротивление не только пульсирующему сжатию, но и локальным тепловым нагрузкам, возникающим при работе двигателя.
Заметим, технология покрытия металлического каркаса возможна только при наличии на предприятии специальной машины для изготовления бумаги. Например, на заводе южнокорейской компании Dong Yang Jeong Mil Gasket Co, узкопрофильном производителе автокомплектующих под маркой DYG, такое оборудование есть. Это, кстати, дает завидную оперативность при переходе на новые изделия.
Почему мы заговорили о DYG? Дело в том, что этот относительно молодой бренд недавно вышел на наш рынок. И не намерен его покидать, в отличие от крупных европейских производителей запчастей, приостановивших бизнес в РФ.
Впрочем, нужна оговорка: санкции не привели к тотальному дефициту запчастей для иномарок. Прокладки от ведущих мировых брендов (Elring, Victor Reinz, Goetze, Glaser) по прежнему на полках магазинов. Но все это только благодаря параллельному импорту с его особенностями в виде увеличения срока поставки, удорожания логистики и большой вероятности контрафакта.
А вот в случае с Dong Yang Jeong Mil Gasket Co мы имеем дело с прямыми поставками сертифицированной продукции, получившей мировую известность – изделия под маркой DYG используют на своих конвейерах крупнейшие заводы-производители Hyundai, Kia, SsangYong, Samsung Motors, Doosan, Daewoo, Mobis и General Motors. В России производитель предлагаем несколько видов прокладок – это прокладки без асбеста для бензиновых двигателей, прокладки из стали с графитом, прокладки с использованием резины и прокладки с использованием многослойного металла.
Существенно, что DYG активно изучает потребности нашего рынка, марка готова расширять (и уже расширяет) номенклатуру под потребности заказчика. По утверждению производителя сроки вывода на рынок нового продукта не превышают 1,5 – 2 месяца. При создании изделий новой номенклатуры для вторичного рынка корейцы всегда ориентируются на оригинал, но стараются улучшить его потребительские свойства. Для этого в научно-исследовательском центре компании проводят многочисленные эксперименты с доступными на рынке образцами.
Правильная технология обеспечит необходимые упруго-пластические свойства прокладки. Эти показатели формально оцениваются сжимаемостью – чем она ниже, тем строже будут требования к качеству уплотняемых поверхностей. И наоборот – высокая сжимаемость «простит» некоторые огрехи этих поверхностей.
ПРОСТАЯ АРИФМЕТИКА
Меняющийся рынок открыл новые возможности для российских производителей прокладок ГБЦ, но переход на альтернативные рецептуры, изменение стандартов и ТУ в условиях санкций, переложила ответственности за заявляемые характеристики полностью на производителя.
Иногда механикам попадаются некондиционные прокладки ГБЦ. Понятно, что с такими «запчастями» о качественном выполнении ремонта говорить не приходится. Подобная «продукция» при неплохом внешнем виде изготавливается из низкокачественного сырья. Это либо китайская асбестовая бумага, произведенная без какой-либо нормативной документации, либо обычный асбестовый паронит, либо материалы, вообще не имеющие отношения к уплотнительным технологиям. Сталь при изготовлении таких прокладках применяется не той марки, что предусмотрена ТУ, а перфорация имеет неправильную форму. Что в результате?
Некондиционная прокладка не уплотняет камеры сгорания, способствует попаданию масла в систему охлаждения, антифриза – в систему смазки и обеих жидкостей – в цилиндры. Двигатель начинает «троить», перегревается, дымит. Механик меняет прокладку, и… если она опять оказывается поддельной, история повторяется. Арифметика простая: сэкономив копейки, вы рискуете потратить кругленькую сумму на ремонт двигателя. Так что будьте внимательны при покупке. Старайтесь покупать изделия в проверенных магазинах.