К 2020 году компания KIA намерена стать одним из лидеров в создании экологичных автомобилей, расширив свою линейку в этом сегменте с четырех до одиннадцати моделей. Но «завтра» начинается уже сегодня
Станислав Шустицкий
ВСЕ ПО ПЛАНУ
И речь здесь идет не только о гибридных технологиях или электромобилях. Например, в 2020 году корейский производитель намеревается вывести на рынок автомобиль на водородных топливных элементах. Не менее важным в KIA считают работу над существующими двигателями внутреннего сгорания. Здесь замене подвергнутся семь из десяти имеющихся в гамме бензиновых и дизельных двигателей (это примерно 70 % использующихся в настоящее время двигателей KIA). Причем акцент будет сделан на моторы с турбонаддувом. Разумеется, задача снижения вредных выбросов автомобилей с ДВС будет решаться комплексно: помимо самих двигателей это и разработка более эффективных трансмиссий (например, шести и семиступенчатых роботизированных трансмиссий с двумя сцеплениями), и снижение массы кузовов. За счет использования сверхвысокопрочныхпрочных сортов стали предполагается сократить средний показатель веса кузова на 5 %.
«Визитка» модели Optima Plug-in Hybrid — розетка и соответствующий бейдж на переднем крыле
Стратегическая цель компании — к 2020 году снизить среднее потребление топлива в гамме автомобилей KIA на 25 % по сравнению с 2014 годом. Инвестиции в эту программу составят более 10 миллиардов долларов США. О том, насколько важны параллельные разработки нескольких технологий, говорит старший вице-президент Центра исследований и разработок экологичных автомобилей KIA Motors Ки-Санг Ли: «Мы не верим, что в этой области существует какое-либо унифицированное решение, способное удовлетворить все потребности клиентов. Мы предвидим параллельное существование разных экотехнологий на протяжении длительного времени. Мы планируем стать одним из мировых лидеров в технологиях создания высокотехнологичных силовых агрегатов». Ожидается, что линейка экологичных моделей KIA будет значительно расширена, в ней будут представлены и электромобили, и полногибридные модели на базе бензиновых двигателей, и гибридные автомобили с возможностью зарядки от электросети, и полугибридные модели на базе дизельных модификаций. Как уже было сказано выше, ведутся работы в области двигателей на водородных топливных элементах. И не откладывая дел в долгий ящик, компания KIA уже в этом году представила сначала на автосалоне в Чикаго, а затем и в Женеве три новых модели под своим экологичным суббрендом EcoDynamics. Новинки ориентированы на рынки США, Азии и Европы. Речь идет о компактном гибридном кроссовере Niro, втором поколении седана KIA Optima Hybrid и первой гибридной модели KIA с возможностью зарядки от электросети KIA Optima Plug-in Hybrid.
РАЗВИВАЙ И ВЛАСТВУЙ
Внедрением гибридных технологий уже никого не удивишь — достаточно много компаний имеют в гамме своих моделей автомобили с гибридными силовыми установками. Но кто сказал, что есть предел совершенству? Вот так и в компании KIA не сомневались, что при работе над вторым поколением гибридной модификации бизнес-седана Optima инженерам компании удастся не только улучшить динамические показатели и эффективность силовой установки, но и предложить клиентам яркий дизайн и отличное оснащение новинки. На новую Optima Hybrid установлен 2-литровый двигатель с непосредственным впрыском топлива GDI (вместо 2,4-литрового атмосферного мотора, применявшегося на прежней модели), который по расходу топлива стал на 10 % экономичнее. Новый 154-сильный двигатель работает в паре с гибридным стартер-генератором и обновленной 6-ступенчатой трансмиссией. Электродвигатель имеет мощность 38 кВт, а вместо традиционного гидротрансформатора в конструкции применен механизм сцепления — такое решение обеспечивает высокую динамику, дополняя при необходимости мощность бензинового двигателя. Максимальная суммарная мощность такого силового агрегата составляет 193 л. с. при 6000 мин-1. Решения, примененные в трансмиссии автомобиля, позволяют производить переключение с режима движения только на электрической тяге на гибридный режим плавно, без прерывания потока тяги. В новой Optima Hybrid используется более легкая и компактная литий-полимерная аккумуляторная батарея повышенной емкости, способная запасать до 1,62 кВтч электроэнергии. Конструкторы не забыли и об утилитарном назначении автомобиля — батарея теперь расположена точно под полом багажника, что позволило увеличить полезный объем багажного отделения и сделать погрузку вещей более удобной.
Голубые нотки в дизайне Optima Plugin Hybrid визуально подчеркивают экологичность автомобиля
И ОТ РОЗЕТКИ…
Optima Plug-in Hybrid, первая модель в линейке гибридных автомобилей KIA, имеющая возможность подзарядки от внешней электросети, поступит в продажу в Европе, Корее и США в третьем-четвертом квартале 2016 года. Производиться она будет на заводе Хвасон в Южной Корее. В основе силовой установки здесь использован 156-сильный бензиновый двигатель семейства Nu с непосредственным впрыском топлива GDI. Его максимальный крутящий момент — 189 Нм. Литий-полимерная аккумуляторная батарея нового поколения с запасом энергии до 9,8 кВтч питает электродвигатель мощностью 50 кВт (на 42 % мощнее, чем тот, который использовался в первом поколении Optima Hybrid), и только на электрической тяге автомобиль способен проехать более 54 км на скорости до 120 км/ч. При этом общий расчетный запас хода составит 960 км. Для подзарядки батареи используется режим рекуперации энергии, действующий при торможении автомобиля. Сама система рекуперации на 10 % эффективнее, чем та, что использовалась в конструкции первой модели Optima Hybrid. Суммарная же мощность силовой установки составляет 205 л. с. при 6000 мин-1, а максимальный крутящий момент — 375 Нм, получаемый уже с 2300 мин-1. При этом инженеры KIA не ограничились лишь доработкой силового агрегата и трансмиссии. Правда, и здесь появилось немало новинок. К примеру, в конструкции Optima Plugin Hybrid применен высоковольтный масляный насос, заменивший прежнюю комбинацию механического масляного насоса и электрического насоса низкого давления. А воздушное охлаждение трансмиссии заменено водяным. Данные улучшения позволили повысить эффективность силового модуля на 20 %.
В тандеме силовых агрегатов Optima Plugin Hybrid — 156-сильный бензиновый двигатель с непосредственным впрыском топлива GDI
Эффективность использования энергии в модели Optima Plug-in Hybrid также улучшена с помощью аэродинамических решений. Дизайнеры KIA поработали и над формой переднего и заднего бамперов, и над задним диффузором, и над конструкцией активных заслонок в решетке радиатора. В результате, если коэффициент аэродинамического сопротивления KIA Optima четвертого поколения равняется 0,27, то для Optima Plug-in Hybrid он лучше на 0,02. В конструкции Optima Plug-in Hybrid применены и инновационные системы экономии и пополнения энергии батареи. Помимо рекуперации энергии при торможении здесь использована оптимизирующая система отопления, вентиляции и кондиционирования салона. А в конце 2016 года для европейского рынка станет доступна система сохранения энергии и контроля за торможением и движением накатом. Эта новая опция, работающая совместно с навигацией, помогает эффективней преобразовывать кинетическую энергию при торможении или движении накатом в электричество, давая водителю рекомендации по экономичному вождению в зависимости от рельефа. Эта система, например, заранее посоветует убрать ногу с педали акселератора при подъезде к перекрестку или повороту.
Водитель может постоянно получать информацию о распределении энергии...
И еще о показателях. По результатам внутренних испытаний KIA Motors ожидается, что расход топлива в комбинированном цикле составит порядка 1,7 литра на 100 км, а в режиме подзарядки батареи во время движения — 5,88 л. При подключении к электросети с использованием 240-вольтовой зарядной станции Level 2 полная зарядка батареи не будет превышать трех часов, а при использовании обычной бытовой розетки с напряжением 120 вольт — девяти часов. Настройки подвески KIA Optima Plug-in Hybrid помогают автомобилю отлично отрабатывать неровности, а также обеспечивают отточенную управляемость. Кроме этого новая модификация бизнес-седана оснащена полным набором систем безопасности и комфорта.
...и сообразно дорожным условиям и собственным предпочтениям выбирать соответствующий режим движения
Пока, как уже говорилось, все три «зеленые» новинки - KIA Niro, KIA Optima Plug-in Hybrid и новое поколение KIA Optima Hybrid будут запущены на американском, азиатском и европейском рынках. Что же касается России, то нам придется подождать. Как долго? В компании KIA Motors Rus отмечают, что принятие решения по этому вопросу будет зависеть от развития инфраструктуры, внедрения мер государственной поддержки производителей и покупателей автомобилей с альтернативными силовыми установками и, как следствие, роста спроса на подобные продукты.
ДИРЕКТОР ПО МАРКЕТИНГУ KIA MOTORS RUS ВАЛЕРИЙ ТАРАКАНОВ О ПЕРСПЕКТИВАХ ПЛАГИН-ГИБРИДНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
— Мы убеждены, что на протяжении достаточно долгого времени все типы экологичных транспортных средств будут сосуществовать. В индустрии нет «золотого сечения», единого универсального решения, поэтому мы параллельно разрабатываем разные типы автомобилей с альтернативными силовыми установками — электромобили (Soul EV), гибридные модели (Optima Hybrid, Niro), гибридные автомобили с возможностью зарядки от электросети, автомобили с двигателем на топливных элементах. KIA Optima Plug-in Hybrid стала первой серийной гибридной моделью KIA с возможностью внешней подзарядки. Ее экологические параметры и дальность хода на электротяге впечатляют. Новая KIA Optima Plug-in Hybrid может преодолеть расстояние около 54 км, прежде чем понадобится вмешательство 2-литрового бензинового двигателя с системой непосредственного впрыска топлива. Команда разработчиков модели прогнозирует, что уровень выбросов CO2 в атмосферу составит всего 37 г/км, а потребление топлива — 1,7 литра на 100 км в смешанном цикле. Мы еще в начале этого пути, но нам очевидно, что по крайней мере в европейских странах у гибридных автомобилей с возможностью зарядки от электросети отличные перспективы. Данная технология обеспечивает достаточно низкую стоимость владения за счет экономного использования топлива. Дальности хода на электротяге достаточно для ежедневных перемещений по городу, а в дальних поездках как нельзя кстати придется бензиновый двигатель, работающий в паре с электромотором, и способность разогнать автомобиль почти до 200 км/ч, что недоступно для владельцев электромобилей. Низкий уровень выбросов CO2 гибридов с возможностью внешней подзарядки — также безусловное преимущество, особенно в Европе и США, где действуют строгие регламенты в области выбросов вредных веществ. Покупатели экологичных автомобилей в этих странах получают серьезную выгоду при покупке, а также налоговые и другие преференции. В нашей стране гибридные автомобили с возможностью зарядки от электросети тоже могут стать популярными, но для этого необходима государственная поддержка и более интенсивное и повсеместное развитие инфраструктуры зарядных станций. Возможно, через несколько лет KIA Optima Plug-in Hybrid появится и на дорогах России, но пока говорить об этом рано. Поживем — увидим.