Журнал «5 колесо» совместно с ООО «ЛЛК-Интернешнл» объявляет о старте масштабного автопробега: груженый тягач DAF XF 105.460, заправленный новым моторным маслом ЛУКОЙЛ АВАНГАРД ПРОФЕССИОНАЛ LE 10W-40, отправляется в долгий путь через всю Россию — из Санкт-Петербурга в Хабаровск.
Иван Соколов
В сервис-центре под Петербургом в тягаче была произведена замена 36 литров моторного масла ЛУКОЙЛ АВАНГАРД ПРОФЕССИОНАЛ LE 10W-40, которому предстоит преодолеть около 60 тысяч километров в суровых условиях российской зимы.
Экипаж «5 колеса» будет сопровождать фуру только первые 10 тыс. км, однако на всем протяжении ресурсного теста будут производиться пробы моторного масла: уже после путешествия образцы подвергнут тщательным лабораторным анализам в независимых лабораториях.
ДЕНЬ 1. Санкт-Петербург – Москва – Ярославль
Старт пробега пришелся как раз на рекордные снегопады, за время которых выпала месячная норма осадков в ряде городов Центрального региона. Это, конечно же, не могло не сказаться на ситуациях на дорогах. Так, практически вся трасса от Санкт-Петербурга до Москвы была покрыта льдом.
Как и ожидалось, к работе двигателя DAF у водителя не было никаких претензий: мотор работает штатно и без нареканий. Расход топлива полностью груженого 40-тонного автопоезда на довольно ровном Ленинградском шоссе составил порядка 34 литров на 100 км. Впрочем, о каких-либо серьезных выводах говорить пока рано: нагрузка на двигатель и расход топлива должны серьезно возрасти по мере приближения к Уральскому округу, когда дорога станет изобиловать крутыми спусками и подъемами, а столбик термометра опустится ниже 20 градусов мороза.
ДЕНЬ 2–3. Ярославль – Киров – Пермь
Стартовав из Ярославля, мы решили сначала добраться до Кирова, а уже дальше, в зависимости от дорожной обстановки, двигаться в сторону Перми.
Костромские дороги, пришедшие на смену ярославским, подготовили для нас две новости — как водится, хорошую и плохую: транспортный поток почти что пропал, но все портило жуткое качество дорожного покрытия. Дорога сплошь состоит из одних заплаток, создается ощущение, что некоторые из них застали времена Костромской губернии. И если легковушки здесь еще могут держать порядка 60–80 км/ч, то тяжелым фурам приходится сбавлять скорость до 30–40 км/ч.
Въезд в Кировскую область, пожалуй, можно опознать по возросшему количеству лесовозов.
Как ни крути, а снежная и морозная зима сильно украшает даже серую российскую глубинку: деревья покрываются волшебными ледяными узорами, а от уютных деревянных избушек тут и там доносится приятный аромат дровяных печей.
Тем временем наш DAF потребовал добавки: в общей сложности в топливные баки тягача помещается около 1,3 тонны дизельного топлива (850 и 450 л)!
Ближе к вечеру подъезжаем к Кирову. И как-то совсем неожиданно становится очевидной разница с перегоном Санкт-Петербург – Москва: что в Костромской, что в Ярославской или Кировской областях, водители как легковых, так и грузовых машин, ведут себя более интеллигентно и дисциплинировано. Быть может, дело в отсутствии сильного трафика, а быть может, в особенностях местного менталитета. В любом случае, приятно.
Следующая остановка — Пермь!
ДЕНЬ 4. Пермь — Екатеринбург — Тюмень
Пермь — еще одна промежуточная точка в нашем маршруте. На окраине города расположен ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» — один из крупнейших и высокотехнологичных нефтеперерабатывающих заводов России. Так, в 2015 году на предприятии был введен в эксплуатацию комплекс переработки нефтяных остатков (КПНО), что позволило заводу первым в России полностью перейти на безмазутное производство. Это один из немногих заводов в мире, где ведется раздельная переработка «черного золота». Здесь перерабатываются не нефтяные смеси, а малосернистые и высокопарафинистые сорта нефти, что обеспечивает максимальную стабильность химических процессов при выпуске топлива и масел.
Из Перми в Тюмень лучше всего ехать через Екатеринбург: по чистой дороге время в пути составит 11–12 часов, учитывая остановки в пути.
При пересечении сразу нескольких областей на автомобиле хорошо прослеживаются перемены не только в растительности, но и в климате: На Урале, к примеру, толщина снежного покрова ощутимо меньше по сравнению с Центральным регионом.
В Екатеринбурге встретились с дружной командой местного дилера «Лукойл» — «Маркет Ойл».
Наш DAF по-прежнему отлично себя чувствует: двигатель играючи переваривает пермские и уральские морозы (пока стрелка термометра опускалась до –24 °С), а вот расход топлива из-за гористой местности увеличился до 35–36 литров на 100 км.
После Тюмени выдвигаемся в сторону Новосибирска. До связи!
ДЕНЬ 5. Тюмень – Омск
В такой мороз порой и салонный обогреватель нужно обогревать…
Выдвигаемся на восток: маршрут по трассе Е22, Р402 из Тюмени в Омск занимает 9–10 часов.
Этот отрезок дороги пока что один из лучших за прошедшие дни: ровное покрытие, малое количество населенных пунктов, незагруженная и прямая трасса. Как следствие, устаешь от езды гораздо меньше.
«ДАФ», как и наш дальнобойщик Николай Николаевич, работает как часы, пожирая километры с завидным упорством.
Недалеко от Тюмени расположен Тюменский филиал ООО «ЛЛК-Интернешнл» — высокотехнологичный современный комплекс по производству масел ЛУКОЙЛ. Производительность предприятия составляет 45 тыс. тонн масел в год. В нашем двигателе — масло АВАНГАРД ПРОФЕССИОНАЛ, выпущенное на мощностях его «старшего брата» — Волгоградского завода смазочных материалов.
Когда движешься в сторону восточной части России, начинаешь забывать о смене часовых поясов, и закат с каждым днем догоняет тебя все быстрее и быстрее.
Большинство дальнобойщиков стараются ночевать, съезжаясь группами на оборудованных стоянках – так гораздо безопаснее. Мы тоже отправляемся на ночевку.
ДЕНЬ 6. Омск – Новосибирск – Кемерово
Рассвет сегодня выдался живописным и необычным: огромное солнце больше напоминало закат.
Дорога из Омска в Новосибирск такая же комфортная, как и днем ранее.
Разве что стационарных камер фотофиксации нарушений многовато, причем перед многими из них почему-то стоят дорожные знаки с ограничением 70 км/ч, хотя ни населенных пунктов, ни помех для движения транспорта нет.
«Частников» с камерами, к слову, уже не так много, как на трассе Пермь – Екатеринбург. Дальнобойщики поговаривают, что их популяция и ареал обитания тесно связаны с уровнем агрессии и злопамятности местных водителей.
645 км от Омска до Новосибирска пролетают на одном дыхании, а вот оставшиеся 280 км до Кемерово даются сложнее: не все грузовики способны преодолевать подъемы, не теряя скорости, и тем самым замедляют колонну позади себя.
И все-таки, чтобы наматывать десятки тысяч километров в год на груженой фуре, нужно иметь колоссальное терпение.
Но даже если дорога слишком утомила, дальнобойщик, в отличие от водителя легковушки, всегда может отдохнуть с комфортом у себя же в кабине на одной из многочисленных стоянок.
Под Новосибирском нас встретила команда местного дилера смазочных материалов «Лукойл» – ООО «Вест-Ойл».
А вот и знаменитое — в частности, благодаря Гребенщикову — Кемерово.
ДЕНЬ 7. Кемерово – Красноярск – Канск
Из-за обилия серпантинов самый напряженный участок трассы для дальнобойщиков на этом маршруте – первые 100 км после выезда из Кемерово.
Проезжая Ачинск, вы наверняка увидите крупнейшее предприятие города — Ачинский глиноземный комбинат.
Несмотря на холмистую местность, движение по трассе до Красноярска довольно свободное.
По трассе встречаются различные кафе и столовые, ориентированные в первую очередь на дальнобойщиков. Но чаще всего водители из-за экономии времени предпочитают готовить себе еду по дороге на коротких остановках.
Благо, в кабине для этого есть все необходимое.
Заправляться дальнобойщику приходится относительно нечасто: в зависимости от расхода топлива, 850-литрового бака, например, хватит, чтобы проехать 2500 км.
Здесь должна быть шутка про Каннский фестиваль.
Следующая крупная точка в нашем автопробеге — Иркутск!
ДЕНЬ 8. Канск – Иркутск
Чем ближе к Байкалу, тем красивее маршрут: сегодняшний участок до Иркутска из пройденного пути, пожалуй, самый живописный.
Хотя Николая Николаевича, похоже, мало чем удивишь.
Трасса безумно интересная и отличается регулярными затяжными подъемами. Населенных пунктов минимум, зато леса пока что с лихвой.
На сложной трассе периодически встречаются аварии, хотя основные причины подобных съездов в кювет банальные: усталость и недосып водителей.
С трассой то и дело пересекаются железнодорожные пути с бесконечными грузовыми составами — главной альтернативой автомобильным грузоперевозкам.
На участках маршрута, где нет крупных населенных городов, есть проблемы с транспортной инфраструктурой. Автомобильную мойку, тем более грузовую, так просто не найти. Поищем в Иркутске.
Ну а мы направляемся на ночевку и завтра наконец увидим Байкал!
ДЕНЬ 9. Иркутск – Улан-Удэ
В Иркутске нас встретила команда местных дилеров ООО «ЛЛК-Интернешнл» — ООО «Сиб-АвтоТрак» и ООО «Теплоград».
457 км от Иркутска до Улан-Удэ по расчетам навигатора можно преодолеть за семь с половиной часов, но груженая фура этот участок проходит значительно медленнее из-за гористой местности.
Скорость на подъемах у тягача падает до 20-30 км/ч, в том числе из-за менее бодрых участников движения, которым горный перевал дается сложнее.
Спуск — не менее сложная испытания для дальнобойщиков: пренебрегать ретардером (тормозом двигателя) ни в коем случае нельзя. Порой водители не слишком исправных грузовиков перестраховываются и спускаются на минимальной скорости, затормаживая весь поток.
У нашего «ДАФа» проблем с перевалом не возникло: весь путь прошел в штатном режиме.
Николай Николаевич, наш дальнобойщик, уже 27 лет за рулем и красотами Байкала его уже не удивишь. А вот мы не могли не сделать пару остановок, чтобы полюбоваться чудесным пейзажем.
ДЕНЬ 10. Улан-Удэ – Чита
Сегодняшний маршрут занял у нас около 10 часов.
На выезде из Улан-Удэ — завод «Буржелезобетон» и пара десятков километров пыльной дороги.
Вместе с нами в сторону Хабаровска движутся бесконечно длинные товарняки.
На пути вдруг стали встречаться шерстяные коровки.
Солнцезащитные очки в такой дороге — предмет первой необходимости: яркое солнце, отражаясь от снега, сильно мешает концентрироваться на дороге.
По обе стороны от трассы возвышаются живописные горы.
Под конец пути в степи практически пропал снег: особенность местного климата.
ДЕНЬ 11. Чита – Невер
Дорога из Читы до Невера пустынна и занимает порядка 13 часов.
Качество дорожного полотна почти везде хорошее, вот только…
…расслабившихся водителей поджидают практически невидимые «трамплины», на которых особенно тяжко приходится грузовикам.
Груженому DAF стало немного легче, чем на «байкальских горках»…
…но расход топлива тягача из-за затяжных подъемов и низкой температуры вырос до 39,5 л на 100 км. Кроме того, при движении по горам из-за повышенной нагрузки в двигателе немного угорело масло: на долив ушло около 2 литров.
Безлюдный пейзаж порой разбавляют местные жители с их помощниками по хозяйству.
Транспортный поток минимален, и почти все участники дорожного движения – грузовики.
Не устает удивлять почти полное отсутствие снега при глубоком минусе.
ДЕНЬ 12. Невер – Хабаровск
Последний марш-бросок до Хабаровска!
После Невера дорога отличалась затяжными подъемами, в середине пути нас ждала довольно равнинная местность, а последние 300 км до Хабаровска были богаты на извилистые и протяженные серпантины.
Местами прямая трасса, казалось бы, уходила за горизонт.
Знаменитая стела «Москва – Владивосток» намекает нам, что мы уже близки к завершению пробега.
Вот мы и подъезжаем к Хабаровску, а Николаю Николаевичу еще предстоит дальняя дорога: после отгрузки он намотает еще 50 000 километров, в течение которых будут произведены заборы масла ЛУКОЙЛ АВАНГАРД ПРОФЕССИОНАЛ LE 10W-40 для дальнейшего лабораторного анализа. Об этом и о многом другом читайте в ближайших выпусках журнала «5 колесо».