Из-за COVID-19 на пик популярности возвращается отдых дикарем, но не в прежнем виде, а со всеми благами цивилизации: появившиеся у россиян современные самоходные и прицепные «дома на колесах» призваны скрасить отпуск.
Валентин Ожго
Начало летнего сезона отдыха на зарубежных курортах смазалось карантинными последствиями. Шансы отдохнуть внутри страны оказались выше. Приоритетными стали места, не связанные с массовым скоплением отпускников: большинство путешественников стараются уединиться подальше от людей и цивилизации.
Для почитателей караванинга — увлекшихся автомобильным туризмом и проживанием в автодомах и домоприцепах — не имеет значения, будет это море, озеро, большая река или ручеек в пять метров ширины где-то в лесной тиши. Главное — покой, уединение, вода, солнце и возможность остановиться там, где понравится.
Роспотребнадзор настаивает и дальше придерживаться антивирусных мер безопасности, избегать людных мест. Единственным безопасным транспортом для поездок в места отдыха становится собственный автомобиль. Еще лучше, когда он будет с палаткой-трансформером на одноосном прицепе или же с настоящим дышловым кемпером.
Если позволяют финансы, самоходка класса RV — шикарный вариант. Будет это ТС по типу «интеграл», «полуинтеграл» или «альков» ─ не важно, комфорт получите в любом случае. По сути, это мобильная квартира со всей присущей ей атрибутикой, но только в миниатюре.
Автокемперный вид отдыха в России только зарождается, популяция автодомов уступает даже странам бывшего соцлагеря. Однако утверждать об отсталости россиян в этом транспортном сегменте не будем, поскольку мы давным-давно это прошли. Кибитки помните? Вот они и есть предки современных кемперов.
На российских дорогах, в основном, встречаются домоприцепы и автокемперы на шасси LCV массой до 3,5 тонн. Грузовики классов MHCV и HCV массой свыше 3,5 тонн и автобусы средней и большой вместимости появляются, но чаще не с российскими номерами. Есть еще один вид домиков, получивший название трак-кемпер и который не является прицепным или самоходным транспортным средством. Это — модульная надстройка для пикапов, включая УАЗ, с хорошей перспективой продвижения на российском рынке.
По европейским меркам караванинг могут позволить себе люди со средним и выше достатком. Россия не исключение. Наши потребители более скромные, ограничиваются прицепами, реже автодомами, подпадающими под действие водительского удостоверения категории В, в исключительных случаях — С.
Отечественный автопром не остался в стороне, частично в этот сегмент вошел и даже начал радовать новинками. На слуху «Автокемпер Пром» из Коломны, где наладили мелкосерийное изготовление самоходных кемперов и жилых модулей на пикапы. Подмосковное предприятие-партнер коломенцев «Люкс Форм» тоже ярко заявило о себе кемперами на российских шасси. Интересные наработки в нынешнем сезоне озвучила компания Camper33 из Владимира, поставившая жилые модули на УАЗ «Профи».
КАПЛЯ В МОРЕ…
Самые маленькие и доступные прицепные ТС каплевидной формы с российской маркировкой на самом деле оказались каплей для отечественного караванинг-парка, в котором их удельный вес колеблется от 4,5 до 5 %. При этом гаражные самоделки не в счет.
В промышленном масштабе гигантов тоже нет. Единственное достойное внимания производство находится в Каменск-Уральском. Там на заводе прицепов и кузовов «Каменскавто» до недавнего времени изготавливали две версии прицепа «Капля» и две — «Кочевник». С середины минувшей осени номенклатура расширилась за счет модели «Кочевник 3» на таком же одноосном шасси с лонжеронной рамой и дышлом. Правда, это уже не каплевидная конфигурация кузова, а современный салон надстройки с аэродинамическим фронтальным скосом.
В линейке уральцев «тройка» — самая тяжелая по массе, 420 кг, наиболее габаритная — 4500×2045×2100 мм. По внутреннему пространству с размером 3200×1460×1450 мм она еще и самая большая. Двухместный спальный кубрик площадью 3 м2 разделен перегородкой с хозяйственной зоной (1,8 м), которая поделена на два отсека — багажный и кухонный. Стены из сэндвич-панелей по толщине от 3 до 5 см, но есть заказы и на 7‑сантиметровые версии.
Налицо эконом-вариант, цена в минимальной комплектации бытовой атрибутикой стартует с 220 тыс. руб., но она может подниматься по мере запросов. Если и это слишком дорого, то есть самая простенька «Капля» массой 350 кг за 150 тыс. руб. Она идет без хозяйственного отсека, только спальный кубрик на 4 м2. С кухней и багажником цена стандартной «Капли» начинается от 190 тыс. руб.
Уральским разработчикам следует отдать должное — подтягиваются к европейским стандартам. Их ТС уже мало чем уступает по качеству зарубежным аналогам, поскольку налицо европейская конструкторская школа с адаптацией под российские условия эксплуатации.
Я УЕДУ КУДА-НИБУДЬ...
На мировом рынке караванинга прицепы каплевидной формы (от англ. tear — слеза) наиболее доступны по стоимости. Маститые производители «домов на колесах» не упускают возможности заработать и на такой технике. Единственное отличие российской «Капли» от аналогов made in… в том, что зарубежье перешло на самые современные технологии в производстве и новые стандарты в комплектации, начиная от применения композита в кузовостроении.
В трейлерной палитре кемперов появилась… велосипедная модель. Ее вывела на рынок компания Wide Path Campers из Дании, население которой занимает активную позицию в экологических проектах. Караванинг в это число попал. Вес датской «слезинки» не превышает 40 кг. В транспортном режиме она всего на один сантиметр недотягивает до полутораметровой длины.
При раскладывании, когда верхний сегмент откидывается назад, каплевидный велосипедный кубрик трансформируется в длину на 2,8 м, ширину — 0,98 м, высоту — 1,45 м. По паспорту здесь размещается двухспальная кровать. Правда, ее размер 90х200 см для такого формата сомнительный. Если по длине воспринимается это пристойно, то по ширине даже для очень стройных людей узковато ─ руки во сне не раскинешь, значит, кому-то одному придется спать на боку или поочередно принимать такую позу.
Российского потребителя, ратующего за здоровый образ жизни и экологическое процветание, стоимость «слезинки» заставит прослезиться — 4000 евро, то есть где-то 316 511 руб. При таком ценовом раскладе выгоднее приобрести полноценную двухместную палатку с надувным матрасом и уже на имеющемся велосипеде «уехать куда-нибудь»…
ЕДУТ, ЕДУТ ПО БЕРЛИНУ... НАШИ КЕМПЕРА
В нынешнем сезоне упомянутые выше предприятия «Автокемпер Пром» и «Люкс Форм» вышли на внешний рынок: в Германии дан старт продажам автодомов на базе Lada Granta и Niva 4x4. Сразу нужно сказать, что это сильный маркетинговый ход: перспектива продвижения российской продукции там значительно выше, чем дома…
Во-первых, немецкая торговая площадка самая продуктивная на территории Евросоюза. В прошлом году на территории Германии было зарегистрировано 80 863 новых автомобиля для отдыха, что на 13,6 % лучше показателя 2018 года. Позитивный подъем фиксируется девятый год подряд. Суммарно продажи новых автодомов достигли рекордных 5,5 млрд евро.
В сегменте кемперных прицепов зарегистрировано 26 941 трейлер, что на 10,7 % больше, чем в 2018 году. Как уточнили редакции «Автопарка» в пресс-службе Ассоциации индустрии автоприцепов Германии, это самый лучший результат с 1996 года.
На фоне мирового падения автопродаж из-за СOVID-19 рынок караванинга Германии показал чудеса: в первом квартале там зарегистрировано 15 383 новых автодома, что на 26,5 % больше, чем в январе-марте 2019‑го. Новые регистрации дышловых караван-систем превысили трехмесячный результат предыдущего года на 0,7 % и составили 6123 трейлера. Суммарный результат самоходок и прицепов достиг 21 506 единиц.
Переходной мартовско-апрельский простой все-таки сказался, рынок караванинга ушел в минус. Однако эксперты упомянутой ассоциации считают, что ситуация поправима: караванинг в послевирусный период восстановится. На это надеются в компании MadeinRussia.de, которая продвигает российские автодома европейцам, достойно конкурируя с мировыми производителями. Lada Granta с кузовом-гостинкой для длительных и коротких путешествий двоих человек прекрасно вписалась в линейку «одноклассников» роскошной эргономикой кемпера, автономностью и принятыми в Европе люксовыми стандартами обустройства такой техники.
Сергей Лобарев,
президент Общенациональной ассоциации автомототуризма
В России налицо практически полное отсутствие рынка и инфраструктуры караванинга. С большой натяжкой по всей стране можно насчитать около 30 кемпингов, хотя бы минимально приспособленных для приема автотуристов. К слову, сам термин «автотуризм» в распоряжении Правительства РФ от 20 сентября 2019 года № 2129‑р «Стратегия развития туризма в РФ на период до 2035 года» появился только благодаря стараниям нашей ассоциации, но пока ни в одном законодательном акте он четко не прописан. По различным оценкам, в собственности российских владельцев около 3000 автодомов, половину из которых составляет парк, принадлежащий киностудиям. Собственное производство самоходок и прицепов такого сегмента начало развиваться, но оно ориентируется на экспортный сбыт.
В России существует рынок проката автодомов и прицепов. Для наших реалий такая схема развития рынка может иметь перспективу, во всяком случае, компания «Яхты на колесах» до последнего развивала сеть представительств и парк автомобилей. С мая в России официально заработал филиал самой крупной фирмы Европы по аренде автодомов, финской TouringCars. Как этот рынок, с его не слишком бюджетными для среднего потребителя ставками суточной аренды и залога, переживет сегодняшний кризис, пока непонятно...
Александр Епифанцев,
начальник отдела маркетинга компании «Яхты на колесах»
Пока на российском рынке, как показывают мои собственные наблюдения и сопоставления, больше пользуются спросом поколесившие по зарубежью прицепы-дачи. Главный постулат бывшей в эксплуатации техники — ее стоимость. Она дешевле. Потом уже спрашивают самоходки. В Европе наоборот — сбыт автокемперов в два раза выше, чем трейлеров. При этом нужно учитывать, что российский покупатель кемперной техники очень отличается от европейского. Большинство клиентов хочет получить эксклюзив с кучей опций, много спальных мест, большие запасы воды и ресурсов жизнеобеспечения, полный привод для ходовой базы и много еще чего «вкусного», но в легковой категории и по цене в пять раз дешевле, чем всё выбранное и запрашиваемое стоит.
Даниэль Онгговинарсо,
управляющий директор Ассоциации индустрии автоприцепов Германии
Энтузиазм миллионов европейцев по поводу караванинга не сломлен, немецкие производители автомобилей для отдыха также с оптимизмом рассчитывают на восстановление сбыта. На отдельных рынках сбои будут, не без этого, но новые регистрации в Европе пойдут позитивно. Если появится спад в экспортном бизнесе, то это будет компенсировано ростом внутреннего спроса.
Путешествие в составе каравана или на автодоме является привлекательной формой отдыха для постоянно растущего количества немцев, от молодых до старых, с семьей или без детей, особенно когда нужно уединиться от скопления людей. Вот потому в нынешней ситуации караванинг безопасен, поскольку вы путешествуете индивидуально и только с людьми из вашего круга, с вашими собственными кухонными и санитарными удобствами, как дома. А это теперь много значит...
Подписка на рассылку материалов Автопарка