Уникальный «Москвич-412». Ожившая легенда ралли «Лондон-Мехико»

текст: Станислав Шустицкий / фото: Игорь Кузнецов / 13.08.2019
В истории советского автомобильного спорта есть немало славных страниц, но и в этой летописи есть события просто выдающиеся. И одним из них по праву нужно считать грандиозный автомобильный марафон «Лондон — Мехико», состоявшийся в 1970 году. Тогда российское внешнеторговое объединение «Автоэкспорт» и автомобильный завод им. Ленинского комсомола бросили вызов грандам мирового автостроения.

Дистанция этой беспрецедентной гонки составила около 25 тысяч километров, ее маршрут проходил по территории 26 стран на двух континентах. На старт вышло 96 автомобилей ведущих мировых марок, на которых выступали звезды мирового автомобильного спорта. Среди них — пять «боевых» автомобилей «Москвич-412». До финиша в Мехико смогли добраться лишь 23 экипажа, среди которых было и три «Москвича», занявших в абсолютном зачете 12, 17 и 20‑е места. Увы, время неумолимо. Уходят из жизни участники, звезды автогонок тех лет, а век спортивных автомобилей еще короче. К сожалению, ни одного из тех самых «Москвичей», ставших триумфаторами легендарного марафона, «в живых» не осталось. Но зато есть люди, неравнодушные к нашей истории.

Реставраторы группы TGV (Top Grade Vehicles — особенные автомобили) решили взяться за создание реплики раллийного автомобиля «Москвич-412», прошедшего тот самый марафон. Дело возглавил известный автогонщик Михаил Гоголев, и после полугода кропотливой работы проект был успешно завершен.

Подходящий экземпляр автомобиля «Москвич-412» был найден в республике Беларусь. Сохранилась машина неплохо, но, тем не менее, с кузовом пришлось повозиться. Его отпескоструили, заменили ряд элементов, а дальше началась чисто «спортивная» подготовка. Все швы были дополнительно проварены, передние лонжероны удлинили и соединили с креплением задних рессор — так была увеличена жесткость кузова. В то же время, изготавливать каких-либо дополнительных кузовных элементов не потребовалось — в 1970 году на ралли должны были отправиться автомобили, максимально близкие к сходившим с конвейера АЗЛК. В кузове реплики был установлен абсолютно аутентичный каркас безопасности — и геометрия каркаса, и диаметр труб (25 мм), и сталь, все было таким же, как и тогда, в 1970 году.

С учетом дистанции гонки на автомобиле был установлен дополнительный 75‑литровый топливный бак с выведенной на заднее правое крыло горловиной.

В передней подвеске использовались итальянские амортизаторы Koni и пружины от автомобиля «Волга». В задней подвеске применили более жесткие рессоры от универсала.

В свое время на гоночном «Москвиче-412» инженеры завода АЗЛК использовали серийный двигатель производства Уфимского моторного завода. Во-первых, это в очередной раз доказывало, что в ралли отправились «Москвичи» реально сошедшие с конвейера завода, практически стандартные. Во-вторых, форсированные моторы вряд ли отличались бы надежностью. Но это абсолютно не значило, что двигатели вообще не готовили: селективная сборка, тщательная обкатка — все это позволило «снять» порядка 80 л. с. Почти такую же подготовку двигателя провели и реставраторы группы TGV, очень большую помощь в сборке оказал санкт-петербургский специалист по гоночным двигателям Игорь Кротов.

Что касается аутентичности, то лишь пара деталей двигателя является «приветом» из дня сегодняшнего. Это современный топливный фильтр и электрический бензонасос (в оригинале использовался электрический бензонасос от автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»). При этом карбюратор в системе питания оригинальный — К 126. В то же время мотор собирали с учетом использования более высокооктанового бензина и мощность его чуть выше, чем у «Москвичей-семидесятников» — порядка 90 л. с.

Как рассказывал Михаил Гоголев, непосредственно процесс реконструкции не явился самой сложной частью проекта. Труднее всего было раздобыть техническую информацию и некоторые «спецдетали», Например, штурманские приборы шведской фирмы Halda, которые были установлены на гоночных «Москвичах», удалось найти только в Финляндии. Причем, после покупки этих приборов еще потребовалась и их тщательная реставрация. А дополнительные фары Cibie нашли во Франции. Удивительно, но там до сей поры выпускаются точно такие фары.

Реплика автомобиля «Москвич-412», участника марафона «Лондон — Мехико», группой TGV была создана в 2018 году, но уже получила признание не только у нас, но и за рубежом. Так, в прошлом году на престижной выставке ретроавтомобилей в финском городе Лахти «Москвич» завоевал второе место в номинации «Жемчужины Моторшоу».

И еще. Этот экземпляр не просто «свадебный генерал» на выставках и автосалонах, а настоящий спортивный автомобиль, участвующий в ретро-ралли. Причем участвующий успешно — в том же 2018 году он занял третье место в ралли, проходившем под Санкт-Петербургом.

Статьи по теме
Популярное