Top.Mail.Ru
Правда и ложь о ленд-лизе: как Америка помогала воевать СССР

Правда и ложь о ленд-лизе: как Америка помогала воевать СССР

фото: Fortepan.hu, general-khrulev.com, Library of Congress, waralbum.ru, автор и др. открытые источники / 31.10.2023
О ленд-лизе я впервые услышал от отца, а он — от моего деда, а уж тот, по роду деятельности, был в курсе. Впрочем, допускаю, и они могли оказаться в плену многочисленных баек, окружавших эту довольно деликатную тему.

Денис Орлов

В советское время считалось, что фашистов победила Красная Армия и героические труженики эвакуированных на Урал заводов. А американцы хоть и участвовали («катюши» на «студебеккерах» и генеральские «виллисы» из кинохроники не вырежешь), но факультативно. Но нутром простой советский человек чуял подвох… Отсюда и слухи.

Услышанная от отца история звучала так: после завершения войны уцелевшую американскую технику мы обязаны были вернуть. Справедливо: ленд-лиз, это договор о «займе и аренде». Срок аренды истек — возвращай! Машины приводили в порядок, доукомплектовывали, строгие приемщики сверяли комплектность по каталогу, после чего прямо в порту американцы загоняли принятые автомобили… под пресс, и на суда грузили уже не машину, а сплющенный шмот металла — так меньше места в трюме занималось. Для этого американцы даже пригнали в наш порт какой-то диковинный плавающий пресс. 

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - ll13.jpg
Chevrolet в неожиданной роли, как реактивная система залпового огня БМ-13. Фото известного советского фотокора Семена Осиповича Фридлянда.

Про пресс в разных вариантах мне приходилось слышать неоднократно. И всякий раз подавалась она в недоуменном тоне: зачем? Ни подтверждения, ни опровержения этой занятной истории пока не найдено. Зато хватает фотографий американских автомобилей в Советской Армии уже в послевоенный период. И это не единичные экземпляры — целые подразделения продолжали эксплуатировать американскую технику. Выходит, сдавать одолженное и арендованное мы вовсе не спешили? Кстати, техника к нам продолжала поступать и после окончания войны, по заключенному 3 апреля 1945 года Milepost agreement. Это уже был вроде как и не ленд-лиз. По этому «Cоглашению верстового столба» техника, материалы и оборудования поступали из США и Канады в СССР вплоть до 20 сентября 1945 года и даже (по некоторым данным) до 31 марта 1946 года. Словом, без тайн тема западных поставок нас не оставит.

Немало американской техники военных времен сохранялось на ходу и спустя многие десятилетия после войны. В столичном клубе «Следопыты автомотостарины» впору было организовывать «Секцию ленд-лиза». Шумный, крепенький мужичок Игорь Шолохов прикатывал на клубные четверги то на «Додж-три четверти», то на «Рио», который не отличить от «студера», то прямо на «Катюше» с вполне правдоподобными муляжами снарядов на направляющих — Шолохов отвечал за игровой парк киностудии им. Горького. Появление «Катюши» заставляло председателя клуба Льва Михайловича Шугурова, человека глубоко пацифистски настроенного, кипятиться и бурлить. Наезжал в САМС внук маршала Рокоссовского, Константин Вильевич, на дедовом «Виллисе». Собственно, Константин Вильевич и пришёл в САМС за помощью — семье достался «Виллис»... в заводском ящике. Константин Вильевич интересовался, не помогут ли ему собрать из машинокомплекта автомобиль и получить на него номерные знаки. САМС выписал внуку маршала ходатайство в ГАИ и машину поставили на учет. Тихий старичок Александр Савельевич Аверьянов исправно пригонял на клубные парады полноприводную полуторку Chevrolet G7101. У Цветковых, отца и сына, был не только «Виллис», но и амфибия Ford GPA, неизменно привлекавшая к себе внимание на парадах.

Правда и ложь о ленд-лизе: как Америка помогала воевать СССР
Еще одна неожиданная позиция в поставках по ленд-лизу: 200 легковых автомобилей Chevrolet Fleetline 1942 модельного года. Впрочем, в иных отчетах встречается позиция 582 «пассажирских автомобиля». Но это и автобусы могут быть!

Киностудии страны буквально молились на энтузиастов старины! Сергей Цветков предоставлял на съемки «виллис» с волговским мотором и признавался, что по просьбе режиссера ездил так быстро, что иной раз и самому становилось не по себе. Уж он-то знал коварные повадки этого кургузого вездехода! Когда иногда удается пересмотреть неплохие фильмы Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького «По данным уголовного розыска…» (режиссер Валерий Михайловский,, 1979 г.) и «Приступить к ликвидации» (режиссер Борис Григорьев, 1983 г.), с удовольствием распознаю в водителе Сережу Цветкова.

Правда и ложь о ленд-лизе: как Америка помогала воевать СССР
Будущий ведущий конструктор ГАЗ-14 "Чайка" 13-летний Владимир Носаков (второй слева) с родителями Никитой Васильевичем и Евфалией Алексеевной, сестрой Элеонорой и младшим братом Николаем у Chevrolet Fleetline - служебного автомобиля его отца... Город Томск, 1953 год. Автомобиль уже переведён на «победовский» ход.

«Виллис» стал именем нарицательным. Сталин, имея в виду вездеход ГАЗ-67, говорил о «советском виллисе», хотя образцом для конструктора Грачева служил «бантам».

Помню, какое сильное впечатление произвела на меня в детстве киноэпопея Юрия Озерова «Освобождение». Пересмотрев картину уже в зрелом возрасте, я вдруг обнаружил, что маршал Жуков ездит там не на «Виллисе», а на редчайшем Ford GP, коих и выпустили-то с гулькин нос, да и к нам, вроде, не поставляли. Похож автомобиль на «Виллис», но ровно настолько, чтобы отличить один от другого. Загадка? Эту серию киноэпопеи (называлась она «Битва за Берлин») снимали в том числе и ПНР, поляки участвовали. Вероятно, они и подкатили актеру Михаилу Ульянову реквизит. Но как редкий вездеход попал в Польшу? Освободительные армии поляков, чехословаков, югославов мы снабжали техникой из того, что сами получали по ленд-лизу. А в начале войны мы были рады любой технике. По всей видимости, в эти ранние поставки попали «нетабельные» Ford GP и Willys MA, которые затем, дабы избежать в своем автопарке разносортицы, мы отдали новым союзникам.

Правда и ложь о ленд-лизе: как Америка помогала воевать СССР
Кадр из четвёртого фильма знаменитой киноэпопеи режиссёра Юрия Озерова «Освобождение» — «Битва за Берлин» («Мосфильм, 1971 г.). Это не «Виллис», а редчайший Ford GP. В 1941 году выпущено 4500 таких вездеходов, из них 1150 по ленд-лизу отправили в Великобританию и Канаду. Эти страны могли включить их в помощь СССР, а мы, в свою очередь — передать Войску Польскому. 

Что ни говори, а ленд-лиз оставил след в нашей культуре. Вспомним фразу из «Эры милосердия» братьев Вайнеров, попавшую затем в телефильм «Место встречи изменить нельзя».:

«– Как же, не отставай! — бормотнул Копырин. — У «студера» мотор втрое…» 

Реплика водителя (в фильме его фамилию переделали на Копытина) показательна для своего времени: импортные автомобили произвели настолько сильное впечатление на советских шоферюг, что они буквально мифологизировали их возможности. Никаких «втрое»! Мотор автобус ЗИС-8 выдавал 73 л. с., у Studebaker US6 — 95 л. с. Хотя, в романе у братьев Вайнеров опергруппа ездит на трофейном автобусе «Опель Блиц» (отсюда и его прозвище «Фердинанд») и, видимо, довольно стареньком. Но и в самом начале выпуска самый слабый из «Блицев» имел мотор в 55 л. с.

Правда и ложь о ленд-лизе: как Америка помогала воевать СССР
К вопросу о том, нужны ли были американцам после войны ленд-лизовские автомобили из СССР? Это склад машин армии США на Окинаве, в 1949 году. Битком, сколько хватает глазу.

Еще один «культурный след» проложила ленд-лизовская техника в автобиографическом романе Евгении Гинзбург «Крутой маршрут»:

«… Сто километров, лежащих между Тасканом и Беличьим, Антон одолевал целые сутки, пристроившись к знакомому шоферу, водившему по трассе неповоротливый, тяжеленный, полученный по ленд-лизу «даймонд». […] Часть пути он шел пешком рядом с «даймондом», перегоняя его».

Речь — об автопоездах-танковозах М19 полной массой 59,5 т в составе балластного тягача Diamond T980 (М20) и 40‑тонного прицепа-трейлера M9 (такие выпускались фирмами Fruehauf Trailer Corp., Pointer Williamette Co., Rodgers Brothers Corp., Winter-Weis Co. Даже сегодня эти монстры выглядят внушительно, а, представляю, какое впечатление они произвели на маму писателя Василия Аксенова. Могучие автопоезда «даймонд» стали яркой приметой Колымы с ноября 1944 года, когда на Колымский тракт вышли первые 52 машины. И хотя местные инженеры-дорожники протестовали, руководство «Дальстроя» к ним не прислушалось. Чтобы эксплуатировать «даймонды», пришлось местами расширять тракт и усиливать мост через реку Колыму. И все равно, автопоезда быстро разбили колесами грейдер и довели мост до аварийного состояния. Тем не менее, на Колыме в итоге работало около 150 таких автопоездов. Для перевозки грузов зимой в местных автохозяйствах поверх прицепов-трейлеров достраивали закрытые утепленные кузова. Только в июле 1948 года, с назначением нового зам начальника «Дальстроя», движение «даймондов» по Колымскому тракту прекратили.

Кстати, в воспоминаниях колымчан, «даймонды» были не зеленого, а ярко-красного цвета — интересно, правда?

Правда и ложь о ленд-лизе: как Америка помогала воевать СССР
Перевозка арктических вездеходов «Харьковчанка» в порт, 1958 год. Впереди — балластный тягач Diamond T980 c прицепом МАЗ-5208 (либо ЧМЗАП-5208), который автор не берется отличить на фото от американского М9. По данным Военного департамента США, нам отгрузили 471 тягачей Diamond T980 и 531 прицеп-трейлер грузоподъемностью 40 тонн.

Хотя в других частях страны «даймонды» и многие другие машины ленд-лиза продолжали эксплуатироваться автохозяйствами вплоть до 1970‑х годов.

Тема ленд-лиза, в том числе автомобильного, кажется неисчерпаемой. Ведь за каждой партией машин, за каждой машиной в отдельности — людские судьбы. Будем относиться к этой теме бережно. Делая паузу в исследовании, добавлю лишь отсылку к сборнику «Говорят сталинские наркомы», составленному сотрудником Института истории СССР Академии наук СССР Георгием Александровичем Куманевым. Среди других, ему посчастливилось побеседовать с Анастасом Ивановичем Микояном. Бывший министр внешней торговли дал вполне определенную оценку ленд-лизу:

«… Или возьмем поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учетом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колесах и каких колесах! В результате повысилась ее маневренность и заметно возросли темпы наступления. […] Без ленд-лиза мы бы наверняка еще год-полтора лишних провоевали».

Начало здесь.

Что еще почитать:

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР

Фиаско «швиммвагена»: почему чудо-вездеход Фердинанда Порше не помог немцам на Курской дуге

Будка и шпингалеты: как и зачем переделывали внедорожники в СССР

Редакция рекомендует:






(4 оценок, среднее: 4,25 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное