Top.Mail.Ru
Фиаско «швиммвагена»: почему чудо-вездеход Фердинанда Порше не помог немцам на Курской дуге

Фиаско «швиммвагена»: почему чудо-вездеход Фердинанда Порше не помог немцам на Курской дуге

фото: автора, РГАКФД, Победители.сайт / 05.07.2023
80 лет назад началась Курская битва, ставшая переломным моментом в Великой Отечественной войне. Сразу три разработки конструктора Фердинанда Порше участвовали в этом грандиозном сражении. Расскажем об одной из них — амфибии Volkswagen Typ 166.

Денис Орлов

Когда я первый раз засобирался в Российский государственный архив кино- и фотодокументов (РГАКФД), знающие коллеги подсказали: если ищешь германскую фотохронику, подойди к работнице читального зала и тихо произнеси волшебные слова: «Трофейный фонд». И сработало! Меня отвели в самый дальний угол картотеки, к ящикам без этикеток. В них хранились учётные карточки с контрольными отпечатками снимков германских фотокорреспондентов времён Второй мировой войны. Это сегодня на просторах Интернета гуляют тысячи этих кадров, а тогда и про Интернет мало кто слышал. Да и архивы только-только открыли для широкой публики.

Фиаско «швиммвагена»: почему чудо-вездеход Фердинанда Порше не помог немцам на Курской дуге
Даже без преодоления водных преград VW Typ 166 демонстрировал высокую проходимость. На снимке — в дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Позади — танки «Пантера».

80‑летие битвы на Курской дуге — повод извлечь добытые когда-то в РГАКФД фотографии и рассказать о необычных машинах на них. Речь — о вездеходах-амфибиях VW Typ 166, «швиммвагенах». В германской армии их обозначали l.gl./wg. Pkw (Kfz 1/20) K2s — «лёгкий вездеходный и водоплавающий легковой автомобиль (Kfz. 1/20) K2s», а в войсках СС –Kradschützenwagen, «колёсный автомобиль охранения».

Фиаско «швиммвагена»: почему чудо-вездеход Фердинанда Порше не помог немцам на Курской дуге
Ферри Порше показывает макетный образец VW Typ 128 верхушке Рейха. Из-за спины Гиммлера за фотографом пристально следит генерал Вольф. Крайним справа стоит вождь «Трудового фронта» Роберт Лей, в чьём ведении находился завод Volkswagenwerk.

Пусть не вводит в заблуждение сходство «швиммвагена» с «кюбельвагеном» VW Typ 82 — они хотя и родственники, но весьма непохожие. Прежде всего, вместо кузова на платформенном основании применён самонесущий кузов (правильнее сказать, корпус, поскольку речь об амфибии). Вместо двух — четыре ведущих колеса, а, значит, и другая по конструкции коробка передач плюс привод на переднюю пару колёс, плюс самоблокирующиеся межколёсные дифференциалы. Ходкость на плаву обеспечивалась благодаря толкающему трёхлопастному винту. Вместе с колонкой он опускался на воду и через храповик соединялся с носком коленчатого вала. При выходе из воды помощник водителя специальной «кочергой» поднимал винт, чтобы не повредить лопасти о грунт. Плавать VW Typ 166 мог только в спокойную погоду. Волны легко захлёстывали борта, возвышавшиеся над водной гладью всего на 35 см. Для улучшения остойчивости пришлось установить два 25‑литровых топливных бака вместо одного, 40‑литрового. Кроме того, амфибию оснастили вёслами, багром, ходовыми огнями и сиденьями, которые, если волны одолеют, можно было использовать как плотики.

Фиаско «швиммвагена»: почему чудо-вездеход Фердинанда Порше не помог немцам на Курской дуге
«Рентген» устройства VW Typ 166 из альбома-перевёртыша с поэтапными иллюстрациями, выполненными на прозрачном целлулоиде, 1942 год. Вместе из всех листов складывалось цельное изображение автомобиля.

Заказчиком амфибии выступали «охранные отряды» — SS, а точнее, Waffen-SS, военные формирования этой мрачной организации. Контракт между Dr. Ing. h. c. F. Porsche, Volkswagenwerk GmbH и Управлением вооружений сухопутных сил (Heereswaffenamt) был подписан ещё 1 июля 1940 года. Руководить проектированием Фердинанд Порше назначил своего сына Ферри — амфибия стала его первым крупным самостоятельным проектом. Когда макетный образец амфибии был построен, показывать его высшим чинам Рейха и СС отец-Порше снова доверил сыну. Гитлер, Гиммлер и остальные пришли в восторг. Когда Гиммлер узнал, что младший Порше всё ещё не состоит в СС, упущение было немедленно исправлено: с 1 августа 1941 года Ферри зачислили добровольцем в Дунайскую дивизию СС и выдали членское удостоверение за № 34 61 67.

Фиаско «швиммвагена»: почему чудо-вездеход Фердинанда Порше не помог немцам на Курской дуге
На «Курскер боген» гитлеровцы делали ставку на массированное применение новой техники, такой как тяжёлый танк Pz. Kpfw. VI Ausf. E «Тигр» и VW Typ 166.
Фиаско «швиммвагена»: почему чудо-вездеход Фердинанда Порше не помог немцам на Курской дуге
Карта изображает вторую фазу битвы на Курской дуге — советское контрнаступление после активной обороны. Можно увидеть реки, сколько их и какого они размера.

Амфибия первого образца (Typ 128) имела платформенное основание и такую же колёсную базу, как и «кюбельваген». Однако на испытаниях Typ 128 плохо выбирался на берег — общий вес был великоват, а сцепного, напротив, не хватало. Да и двигатель был слабоват, 23,5 л. с. Автомобиль укоротили, из-за чего он похудел на несколько десятков кг. Установили моторчик помощнее, 24,5 л. с. Обули в более широкие шины: 6,90 — 16 вместо 5,25 — 16. Автомобилю присвоили индекс Typ 166. Представители Управления вооружений сухопутных сил (Heereswaffenamt) высоко оценили работу Порше. По проходимости новинка превосходила все имевшиеся в распоряжении транспортные средства близких классов, включая знаменитые германские тяжёлые мотоциклы с приводной коляской. В июне 1942‑го была завершена опытно-промышленная партия из 175 VW Typ 166, а к концу года амфибии начали поступать к заказчикам. Прежде всего в Waffen-SS, а также в элитные части Вермахта, например, в моторизованную (панцер-гренадёрскую) дивизию «Великая Германия».

Фиаско «швиммвагена»: почему чудо-вездеход Фердинанда Порше не помог немцам на Курской дуге
Большинство рек в районе Курского выступа преодолевались вброд. На снимке это проделывает VW Typ 82 с задними ведущими колёсами.

Отдадим должное, амфибия VW Typ 166 представляет собой выдающееся инженерное творение. Но так ли она была необходима? Стоило почти вдвое переплачивать (закупочная цена «швиммвагена» составляла 4667 рейхсмарок против всего 2782 рейхсмарок за «кюбельваген» VW Typ 82)? Конечно, вереницы амфибий в бескрайней степи на снимках геббельсовских фотографов вселяли в сердца простых немцев веру в скорую победу, однако на деле вышло иначе.

Фиаско «швиммвагена»: почему чудо-вездеход Фердинанда Порше не помог немцам на Курской дуге
Эсэсовцы под Курском. В отличие от тяжёлых мотоциклов, VW Typ 166 не был оборудован вертлюгом для пулемёта (MG-Halterung), поэтому приходилось использовать для MG-42 сошки.

В битве на Курской дуге с 5 июля по 23 августа 1943 года сошлось свыше двух миллионов человек, 6177 танков, почти 30 тысяч орудий, более 4 тысяч самолётов. Это было одно из величайших сражений Второй мировой войны. В войне Великой Отечественной битва на Курском выступе стала переломной. Германская армия потеряла способность к наступательным действиям стратегического масштаба. Только огрызалась и всё дальше откатывалась на Запад.

Фиаско «швиммвагена»: почему чудо-вездеход Фердинанда Порше не помог немцам на Курской дуге
Колонна «Швиммвагенов» 3‑й моторизированной дивизии СС «Мёртвая голова» на южном фасе Курской дуги.

Вспомнилась присказка советского времени (теперь сказали бы, мем), «Подводная лодка в степях Украины погибла в неравном воздушном бою». Глядя на архивные снимки амфибий, пожимаешь плечами: зачем?! Ладно ещё использовать водоплавающие вездеходы в Белоруссии, Прибалтике, Карелии, где немало водных преград. Но под Курском, на Харьковщине? Почти все тамошние реки — «переплюйки», их нетрудно преодолеть вброд. Кроме того, для массированного применения своей основной ударной силы — танков — немцы выбирали пространства без водных преград. Впрочем, составной частью германской идеологии являлась вера в супероружие. И в этом смысле «Швиммвагены» выступали наравне с «Пантерами», «Тиграми» и «Элефантами» — гитлеровским зверинцем, как его окрестила уже наша пропаганда. И всё же, понимание бессмысленности амфибий пришло в конце 1944 года: их производство свернули, выпустив в общей сложности 14 276 штук. Была у немцев ещё одна амфибия, Trippel SG6 на агрегатах Opel. Её тоже использовали войска СС. После окончания войны Ганс Триппель продолжил работs и создал очень симпатичную и модную сегодня амфибию Amphicar Typ 770.

Фиаско «швиммвагена»: почему чудо-вездеход Фердинанда Порше не помог немцам на Курской дуге
Германское пропагандистское фото: престарелого эстонского адмирала Иохана Питка (Johan Pitka) немцы катают на своей «ванне с мотором» по Таллинскому заливу. Август 1944 года.

К слову, Ford Motor Company в годы войны выпустила 12 778 лёгкий амфибий Ford-GPA. Осознав их бесполезность на тихоокеанском театре военных действий (опять же, из-за высоких волн), их выпуск свернули ещё в марте 1943 года. Значительное число амфибий американцы передали по «ленд-лизу» в Советский Союз и другим союзникам. И мы впервые применили их как раз при освобождении Белоруссии и Прибалтики.

Фиаско «швиммвагена»: почему чудо-вездеход Фердинанда Порше не помог немцам на Курской дуге
Ещё в конце 1960‑х в СССР можно было найти работоспособный трофейный «Швиммваген». Кадр из приключенческого фильма «Пятеро с неба» (режиссёр Владимир Шредель, «Ленфильм», 1969 г.).

Впрочем, один довод в пользу «швиммвагенов» всё же есть. На начальном этапе «блицкрига» немцы активно использовали мотоциклетные батальоны в составе танковых и моторизованных дивизий. Однако характер войны изменился, и 24 марта 1943 года мотоциклетные батальоны расформировали. К тому же, в условиях бездорожья преимущества мотоциклов в маневренности и скорости сводились на нет. Мотоциклы оказались в равном положении с автомобилями, но при этом не могли перевозить столько грузов и плохо защищали экипаж от грязи и непогоды. «Швиммваген» стал своеобразной заменой тяжёлому мотоциклу с коляской. По сути, амфибия — одна большая «коляска» на четверых.

Фиаско «швиммвагена»: почему чудо-вездеход Фердинанда Порше не помог немцам на Курской дуге
Прекрасно отреставрированная амфибия VW Typ 166 хранится в Самарском музее внедорожных машин. На снимке хорошо видна откидная колонка с трёхлопастным винтом и уложенная горизонтально над глушителем «кочерга», с помощью которой винт вновь поднимают.

Сегодня VW Typ 166 является желанным приобретением коллекционеров. Интерес к амфибии в большей степени — как к техническому курьёзу, поскольку какого-либо военного влияния на события 80‑летней давности «швиммваген» так и не оказал.

Что еще почитать:

Множество жертв, большие разрушения и беспомощность ПВО: как немцы разбомбили Горьковский автозавод

Какую технику выпускала Škoda для фашистов и причем тут братья Гёринг

Крах империи Renault: как Луи Рено стал врагом народа и потерял все

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное