Top.Mail.Ru
С школьной парты – за руль: как советских детей учили водить автомобили

С школьной парты – за руль: как советских детей учили водить автомобили

04.05.2024
Получить права – одно дело. Но освоить хотя бы минимальные навыки вождения – совсем другое.

Редакция

Во времена СССР обучение водительскому мастерству проходило разными путями – многое зависело от региона проживания. В некоторых школах был предмет «Автодело», но там основное внимание уделяли устройству автомобиля. В Домах пионеров и школьников были кружки юных водителей, причем учащимся предоставлялась возможность поездить на настоящих автомобилях. Занималось обучением и знаменитое общество ДОСААФ. Но самым обычным способом научиться водить машину для многих оставались соответствующие курсы, куда принимали всех, независимо от возраста. Попасть на такие курсы было не всегда легко, но в целом с задачей все желающие справлялись.

А теперь – главный вопрос. Умели ли обладатели новеньких прав водить машину? К сожалению, во многих случаях ответ был отрицательным. Именно поэтому многие заботливые папаши, чей отпрыск гордо предъявлял им свежие права, заявляли: все это, мол, хорошо, но за руль я тебя пущу тогда, когда ты сдашь экзамен лично мне!

Впрочем, зачастую самостоятельное обучение езде в подобных случаях проходило параллельно посещению курсов. Как правило, новичка вывозили куда-то на просторную асфальтовую площадку – в былые времена их еще не додумались бездумно огораживать какими-то барьерами. В Москве многие приезжали с этой целью в Лужники.

Что дальше? Убедившись, что дите умеет переключать передачи и уяснил, где какая педаль, папа сажал его за руль и командовал: поехали, мол. Передача – пока только первая (автоматов еще не было), скорость – минимальная, 20-30 км/ч. Учимся ехать прямо, а не по синусоиде. А самое главное – учимся вообще трогаться с места! 

Тяжелейшая задача для новичка – почувствовать баланс между педалями газа и сцепления. Наличие АКП начисто снимает эту проблему, но в СССР была только механика. Поэтому вместо езды по прямой получалось бесконечное дергание на месте с глохнувшим мотором. Инструктор выходил из себя, новичок злился, но через это проходили все. Если удавалось тронуться с места, то вскоре следовала команда: красный свет – останавливаемся. Заглох мотор? Ну и дурак…

Усложнение задачи – трогание в горку. Но на площадках обычно ровная поверхность, поэтому это издевательство откладывали на потом. А пока что ездили по прямой, изредка переходя на вторую передачу. Следующие операции – движение задом, разворот в узком месте, парковка машины. 

В поисках горки площадку приходилосьтся покинуть – подходящее местечко папа-инструктор уже мысленно находил. Задача та же: остановиться на склоне, затем тронуться, не откатываясь назад. Само собой, что инструктор периодически рвал на себя ручник, поскольку обучаемый не замечал, что катится назад. 

Обучение на дорогах общего пользования, вообще говоря, запрещено. Но – куда ж без него-то? Автор помнит, как в районе Серпухова инспектор, почувствовав неладное, показал палочкой на обочину… Отец пошел разбираться и извиняться. Диалог был примерно следующий:

– Я приглашал водителя!

– Я и есть водитель!

– Тогда почему вы сидели справа?

– Так получилось… Скажите, у вас есть сын?

– Есть!

– Его надо учить? Где его учить? Кто его лучше меня научит?

Ну, в таком духе и дальше. Инспектор оказался тогда вполне адекватным мужиком, и мы с отцом поехали дальше. Мне предстояло самостоятельно заправить машину на АЗС, припарковаться у нескольких магазинчиков и, совсем неожиданно, угодить в дикую пробку – с гудками, перегретыми моторами, матом и полной дорожной неразберихой. Рубашку после этого можно было выжимать.

Но толк, в итоге, был. Папа тратил время не зря.

С школьной парты – за руль: как советских детей учили водить автомобили

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное