Top.Mail.Ru
Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР

фото: автора / 11.07.2020
В годы Великой Отечественной войны СССР в рамках ленд-лиза получил от союзников 477 785 грузовых автомобилей, 51 503 легковых машин и внедорожников, 35 170 мотоциклов, 8071 трактор. Большинство из них сгинули в горниле войны, но некоторые образцы чудом сохранились до нашего времени и вернулись к жизни благодаря реставраторам.

Александр Трохачев

На 22 июня 1941 года в частях Красной Армии находилось 281 377 автомобилей. Спустя два месяца, к 23 августа 1941 года, из народного хозяйства было изъято еще 206 169 единиц. Но даже этого количества для обеспечения нужд фронта и тыла было недостаточно. И ленд-лиз стал спасительным кругом в обеспечении РККА автомобильным транспортом.

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Ford F-60 1943 г. — самая массовая модель грузовика с полезной нагрузкой 3 тонны, выпущенная филиалами Ford и Chevrolet в Канаде.

Самые первые образцы ленд-лизовских машин в Советском Союзе протестировали, чтобы понять, на что они способны. Испытания проводил Автомобильно-технический комитет Главного автомобильного управления РККА при содействии специалистов НАМИ. Некоторые образцы получили «отставку» из-за того, что оказались непригодными к дорогам, климату и специфике эксплуатации на территории 1/6 части суши. Кроме того, грузоподъемность части машин оказалась недостаточной. Проверка понадобилась и для разработки рекомендаций по эксплуатации, обслуживанию и ремонту.

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Боевые машины реактивной артиллерии БМ-13 строили и на шасси Studebaker, International, Ford Marmon.
Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Этот джип 1943 года выпуска в 2005‑м передан частным лицом в Военно-технический музей из подмосковной Черноголовки.

ИРАНСКАЯ СБОРКА

Многие автомобили поступали в Советский Союз в сборочных комплектах. Детали извлекали из деревянных ящиков прямо в порту и там же осуществляли сборку. Занимались этим автосборочные заводы под управлением General Motors в Басре, Бушире, Хорремшехре. Например, в Бушире вели сборку автомобилей GMC, Dodge, Studebaker, Willys. А предшествовала этому оккупация Ирана в августе 1941‑го СССР и Великобританией с целью модернизации транспортной системы.

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Медицинский автомобиль Dodge WC-54 (4х4) с удлиненной до 3073 мм колесной базой и закрытым кузовом для перевозки четырех лежачих или семерых сидячих раненых.

Первая партия из 50 грузовиков Dodge была отправлена в СССР 23 февраля 1942 года. Собранные в Иране и полностью груженые автомобили преодолевали маршрут протяженностью более 2000 км. Южный поток ленд-лиза суммарно давал по 10 000 грузовиков и внедорожников ежемесячно! В общей сложности с иранских заводов в СССР за годы войны было отправлено 184 112 единиц автотехники (2/3 всех поставок по ленд-лизу). В 1945 году автосборочные предприятия были демонтированы и вывезены в Советский Союз.

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Dodge WC-10 грузоподъемностью 500 кг производства США.

Всего за годы войны из США в СССР было отправлено 427 284 автомашины и еще 5232 единицы передала Великобритания. Общий объем всех поставок оценивается в 477 785 единиц автомобильной техники. За это же время на предприятиях СССР было выпущено 265 600 автомобилей. Таким образом, поставки от союзников по антигитлеровской коалиции превысили советское производство на 163 %.

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Скоростной гусеничный трактор Cletrac High-Speed M2 (США) использовали для буксировки артиллерийских орудий, самолетов и в строительстве.

По мотоциклам тенденция такая же: Советский Союз изготовил 27 216 экземпляров, а союзники передали для РККА 36 891 единицу (35 170 ед. — США, и 1721 ед. — Великобритания). Таким образом, соотношение поставок мотоциклов из-за рубежа в нашу страну к местному производству составило 136 %. Из Англии в СССР поставляли мотоциклы BSA M-30, Velocette MAF-350, H. Collier & Son Ltd. модели Matchless. США отправляла в Союз Harley-Davidson WLA-42 и Indian Motorcycle Co. модели 741‑В как в одиночном исполнении, так и с vколяской.

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Бортовой Chevrolet G7107 (4x4) из коллекции музея Мосгортранса.

Транспортировка техники и сырья была сопряжена с огромным риском. Например, в конвое PQ-17 (27 июня – 28 июля 1942 года) из 36 кораблей уцелело только 11. Вместе с потопленными судами на дно ушло 3000 автомобилей…

МОДЕЛЬНЫЙ РАЗНОСОЛ

В рамках ленд-лиза в Советский Союз ввозили 50 моделей автомобилей, которые выпускали 26 фирм Великобритании, Канады и США. Их поставки нарастали год от года. Так, в 1943 году доля ленд-лизовских отгрузок автомобилей составила 4 % от выпущенных в СССР. В 1944‑м она выросла до 19 %, а в 1945‑м — до 30 %!

Самыми массовыми в импортных партиях стали трехосные грузовики Studebaker US6 и REO 28XS: в совокупности было ввезено около 152 000 штук. Львиная доля пришлась на бортовые грузовики с колесной формулой 6х4 и 6х6. В этом списке GMC модели ACKWX-353, CCKW-352, AFWX-354, а также Mack NR-4 и NR-15 и International M5‑6‑318. Для нужд РККА ввозили Studebaker US: седельные тягачи U6 (6х4), бортовые U7/8 (6х4) с тентом, топливозаправщики BZ-35S (6х4), автоцистерны U5 (6х6).

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Классический «Виллис», вместе с Ford GPW его поставки в СССР по ленд-лизу превысили 50 тыс. ед.
Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Конструкция «Виллиса» отличалась армейским минимализмом.

Самыми массовыми американскими грузовиками в Красной Армии стали «Студебеккеры» с бортовыми платформами и реактивными системами залпового огня. С июля 1944 года Studebaker US U6 стал основным грузовым шасси для монтажа реактивного миномета «Катюша». По 1945 год включительно ими были оснащены 3374 шасси. Из них 1845 штук (54,7 %) пришлось на «Студеры».

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Британский артиллерийский тягач Morris-Commercial CB с 1939 по 1944 гг. выпустили серией свыше 10 тыс. экз.

Основными моделями среди двухосных грузовиков стали полукапотные седельные тягачи Autocar U-8144T и капотные Diamond T980, бортовые Chevrolet 3116 и Chevrolet G7107, Dodge T-203B и Dodge WF-32, Ford G8T и Ford 2G8T, бескапотные FWDSU-COE и самосвалы International KR-11. Часть машин оснащали спаренными и счетверенными пулеметами, прожекторными установками, фургонами-мастерскими и другими надстройками.

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
За годы войны в СССР по ленд-лизу было поставлено 35 170 импортных мотоциклов.

Интересный факт. Советская сторона запрашивала большое число мотоциклетных колясок, а американцы предложили нам свои внедорожники Jeep. Джипы пошли в СССР с легкой руки госсекретаря США Эдварда Стеттиниуса и сослужили частям РККА добрую службу. За годы Великой Отечественной СССР получил в общей сложности 44 тысячи таких машин. В этом списке внедорожники Bantam Typ I и 40RC, Willys MA и MB, Ford Pygmy («пигмей»). Их использовали как средство разведки, связи, инспекции войск, управления частями и буксировки легких 45‑мм орудий. На базе «Виллиса» были созданы амфибии Ford GPA, которые придавали частям при форсировании водных преград (поставлено 3520 штук).

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Автомобиль-амфибия Ford GPA в 1942‑1943 гг. Выпущен в количестве 12 781 ед.
Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Одноосный грузовой прицеп Nash-Kelvinator Model A. (США) мог перевозить 907 кг груза.

Отдельную когорту составили транспортеры оружия. И здесь на первый план выступают полноприводные Dodge WC (Weapons Carriesr — «носитель оружия»). Так, модель WC-51 Т-214 была артиллерийским тягачом для буксировки артиллерийских орудий калибром 45, 57 и 76,2 мм. Dodge WC-54 с закрытым кузовом использовали как санитарный автомобиль, WC-59 — как ремонтную мастерскую, WC-60 представлял собой машину связи и т. д. Интересный факт: сборку американских автомобилей уже с ноября 1941 года вел Горьковский автозавод!

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Очень редкий Bantam BRC-40‑4WS (США, 1941 год). Всего изготовлено 2605 шт., из них только 50 шт. — со всеми управляемыми колесами!

РЕАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

По большому счету, не важно, какой процент от производства в СССР составили поставки по ленд-лизу. Союзническая помощь приблизила победу и сохранила миллионы жизней.

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Транспортер для буксировки поврежденной техники Diamond T969A (6x6) из музея в с. Ивановское Московской области.

После войны уцелевшие импортные грузовики были переданы в народное хозяйство. Там их металлические кузова частенько снимали и заменяли фургонами и автоцистернами. В 1946–1947 гг. после капремонта часть грузовиков вернули союзникам, которые переработали их… в металлолом. Последние армейские машины союзников были списаны в 1954–1955 годах. Это было сделано по приказу заместителя министра обороны СССР Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова. Он провел глобальную реорганизацию тыла, убрав из воинских частей довоенную, импортную и трофейную автомобильную технику.

(31 оценок, среднее: 3,68 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

65 комментариев

  1. Владимир:

    » В общей сложности с иранских заводов в СССР за годы войны было отправлено 184 112 единиц автотехники (2/3 всех поставок по ленд-лизу)… Всего за годы войны из США в СССР было отправлено 427 284 автомашины и еще 5232 единицы передала Великобритания. Общий объем всех поставок оценивается в 477 785 единиц автомобильной техники. За это же время на предприятиях СССР было выпущено 265 600 автомобилей. Таким образом, поставки от союзников по антигитлеровской коалиции превысили советское производство на 163 %…Так, в 1943 году доля ленд-лизовских отгрузок автомобилей составила 4 % от выпущенных в СССР. В 1944‑м она выросла до 19 %, а в 1945‑м — до 30 %!»
    Автор, что-то не так с арифметикой?

  2. Юрий:

    Во время войны в Москве и в тылу были советские «газики», которые имели привод только на задние колеса и небольшую проходимость. Американские и английские автомобили обеспечили успешное продвижение наших войск в любую погоду по скверным дорогам и переоценить их роль в победах нашей армии трудно.

  3. Дмитрий:

    Но эта аренды техники была оплачено золотом.

    • РАШИТ:

      вам что дорого,золота или спасенные с помощью этой техники жизни русских солдат.А насчет оплаты золотом,учите хоть маленечко историю своей страны ,а потом пишите.

    • Михолап:

      Вы ЛЖЕТЕ или повторяете чужую ложь, что равнозначно. За поставки по лендлизу СССР не платил НИЧЕГО, ни одного грамма золота. Читайте первоисточники. Закон принятый конгрессом прямо говорил, что бесплатно, взаймы, вернете, что уцелеет. Ложь и хамство по отношению к стране, которая в 20 веке трижды спасала нашу страну (голод в поволжье, ленд-лиз, ножки Буша)
      Сам душегуб не раз повторял, что без ленд-лиза мы бы не выстояли.

  4. михаил:

    советский союз до концав 1943 года практически не получал ни чего по ленд-лизу. плюс ко всему помимо выпущенных самостоятельно из народного хозяйства к 1943 году были изъяты из народного хозяйства и они в основном вынесли всю основную тяжесть войны вплоть до перелома и даже во время проведения операции багратион парк авто иностранного производства находящийся в строевых и тыловых частях не превышал 15% . плюс к выпущенным и изъятым из народного хозяйства авто в красной армии активно использовалась трофейная техника. единственно то в чем действительно нуждалась промышленность и красная армия в критическом размере. это балистные пороха, ацетон и и взрывчатые вещества, пироксилиновых порохов в ссср выпускалось в достатке а вот в балистных порохах и вв ссср нуждался как и в ацетоне для производства онных на своей территории в связи с потерей производственных мощностей в западных регионах ссср

    • РАШИТ:

      Даа,как же вы плохо знаете историю Ленд-Лиза,наверно из диванных патриотов.

    • ager1751:

      Глупость не пишите. Фотографии 42 года посмотрите. На них уже встречается ленд-лизовская техника.

  5. Олег:

    Какие милые эти американские капиталисты. Сколько жизней они спасли! Как приблизили нашу победу! Люди! Вам впаривуют туфту! 80 процентов автопарка вермахта, составлял транспорт компании Опель!!! Опель с 1929 года собственность Джейнерал моторс! 60 процентов тяжелых грузовиков вермахта форды! У гитлера в кабинете висел портрет Генри Форда! Генри Форд был награжден Гитлером орденом Германского Орла! Кроме грузовиков , эти заводы производили полугусеничные вездехды! Короче помогали за деньги и тем и другим, что бы мы побольше поубивали друг друга!!!

    • Владимир:

      Генри Форд прежде всего подарил и построил автомобильный завод молодому СССР. Не знали?

      • Рушан:

        Генри Форд не подарил, а продал Советскому Союзу по лицензии свой завод, который стал заводом ГАЗ, за кругленькую сумму, золотом. И очень хорошо нагрелся на этом. Не знали?

    • Александр:

      Опель не был в собственности Форда. А уж про портрет в кабинете Гитлера хорошо посмешил. Сколько же дебилов появилось в последние годы.

  6. александр:

    …А предшествовала этому оккупация Ирана в августе 1941‑го СССР и Великобританией с целью модернизации транспортной системы. Аффтар у тебя с головой всё в порядке?

  7. Panzerjager:

    Из 427000 машин доставлено было около 411000 тысяч. При этом около 130000 машин прибыли в виде машинокомплектов: двигатель, кабина, трансмиссия и электрооборудования. Рама, мосты, колеса, карданный валы, грузовая платформа изготавливались в СССР. Сборку и изготовление вели ГАЗ (автомобили «Шевроле» и «Форд G8»), ЗИС («Студебекер»), завод № 44 в Коломне («Додж 3/4»), затем заводы в Одессе и Минске. Загрузка сборкой автомобилей по ленд-лизу достигала 50-55% производственной мощности ЗИС и ГАЗ.
    Как-то так получается, что машинокомплекты «съели» ресурсы, которые могли пойти на выпуск отечественных автомобилей.

  8. Николай Шабанов:

    «поставки от союзников по антигитлеровской коалиции превысили советское производство на 163 %.» — по арифметике твёрдая «двойка».

  9. Юрий:

    Без ленд-Лиза не было бы Победы — в лучшем случае новый «похабный Брестский мир», о котором пытался договориться обосравшийся грузинчик через болгарского посла — и который был бы выгоден Германии — как ПЕРЕДЫШКА перед окончательным решением «славянского вопроса».
    Для обоснования данного утверждения достаточно сказать, что Ленд-Лизу РККА обязана каждым ВТОРЫМ снарядом, миной и бомбой. СССР испытывал снарядный голод (которым брехуны-коммунизды упрекали царское правительство) почти всю ВМВ (а не как Россия в ПМВ — только в 1915), и если бы и так хронически нехватавших снарядов было бы вдвое меньше — «пушечное мясо» — русские и прочие советские люди — просто кончились бы. Опять же, доказывается легко:
    (1) 2/3 «кровавых» потерь во ВМВ — от осколков. Вдвое меньше снарядов — на треть меньше убитых и раненых немцев (на самом деле — разница была бы еще больше, но мы подыгрываем кобасосам).
    (2) А сколько бы те неубитые и не попавшие в госпиталь или под списание немцы убили бы советских солдат? Известно, что первые 2 миллиона немцев РККА сумела набить примерно к середине 1944 года (потом пошло легче). Ценой примерно 9-11 миллионов (если по Гамбургскому счету, а не по кривошеевским писюлькам) советских солдат. Очень упрощая — недостаток ленд-лизовских снарядов нам встал бы минимум (опять же — в реальности больше, количество тут переходит в качество) в дополнительные 3 миллиона убитых и 9 миллионов раненых.
    (3) в 1944 году СССР прошел через «узкое горлышко» недостатка человеческих ресурсов — пришлось призывать 17- и 50-летних.
    И это только одни КРИТИЧЕСКИ важный момент Ленд-Лиза. А их было множество. К примеру, не думаю, что за войну был выпущен хоть один советский самолет, в котором не было бы ни килограмма отличного американского алюминия или сплавов.
    Теперь расскажите мне, как БЫ победили без Ленд-Лиза? Под «Ура за Сталина» на неподавленные пулеметы? И после этого неблагодарные кобасосы поколениями поливают грязью союзников. Каким моральным уродом надо быть, чтобы так делать?

    • Феликс:

      Прочитал и радуюсь. Оказывается в общем антизападном гвалте есть ещё люди благодарные нашим союзникам.

      • Юлиан:

        «Обошлись бы без пиндосов…»
        Т-34 это конечно хорошая замена Шерману. Но только без ленд-лиза не только автотранспорта не хватало бы. Не хватало в первую очередь цветных металлов — алюминия и меди (поставки которых две трети закрывались импортом). Нет алюминия — нет авиационных и танковых двигателей. А следовательно нет и никаких «57000 Т-34». Вернее есть неподвижные таковые корпуса, к тому же ещё и не вооруженные, поскольку взрычатки тоже нет.

        А людские ресурсы СССР хоть и были велики но не безграничны. И к 1944 году они основательно поизносились (в составе действующей армии на начало года было около 6млн — немногим больше чем у фрицев). Тут каждый выпущенный танк или снаряд на счету, не говоря уж про половину выпуска ….

    • Panzerjager:

      Обошлись бы без пиндосов, будь уверен. На 3662 доставленные в СССР «Шермана» — 57000 Т-34. На 4942 «Аэрокобры» — более 15000 Ла-5 и Ла-7 и более 30000 Яков.
      Так что своим вооружением и техникой Победу добыли.
      По автомобилям вообще было решение не увеличивать свое производство раз америкосы свою технику готовы поставлять. Поэтому Ульяновский завод ЗИС в 1943 году прекратил выпуск автомобилей ЗИС-5, хотя ещё осенью 1942 года была поставлена задача выйти на уровень 100 машин в сутки. А через полгода отбой команде.

    • михаил:

      ссср совершил коренной перелом в вов без помощи ленд-лиза. основные поставки по ленд-лизу начались не после форсирования днепра и даж не к началу операции «багратион» а позже.

    • Дмитрий:

      Весь ленд — лиз составил 4% от объёма выпущенной продукции в СССР.

    • Юрий:

      👍👍👍
      Так редко сейчас можно встретить объективное мнение, а благодарность за помощь давно уже выветрилась из памяти.

    • ...:

      Товарищ, вы идиот, мы производиди всю свою авиацию из СВОЕГО сырья, много было ДЕРЕВЯННЫХ частей, но иностранного сырья мы НЕ ПОЛУЧИЛИ СОВСЕМ! это были войска, ПЛОХИЕ И МАЛОЭФФЕКТИНЫЕ, в КРЕДИТ! Союзники вели ПЕРЕГОВОРЫ О СЕПАРАТИВНОМ МИРЕ С ГЕРМАНИЕЙ!

  10. Anatoly:

    Что-то с опубликованными в статье цифрами не вяжется. Привожу выдержки из статьи: «…Так, в 1943 году доля ленд-лизовских отгрузок автомобилей составила 4 % от выпущенных в СССР. В 1944‑м она выросла до 19 %, а в 1945‑м — до 30 %!» и «…Таким образом, поставки от союзников по антигитлеровской коалиции превысили советское производство на 163 %».

  11. Владимир:

    Цифры в общем то правильные, но вывод пиндосовский. Вовремя войны шло сокращение выпуска автотранспорта по двум причинам, работали на заводах дети и женщины, в связи с поставками по ленд-лизу заводы переводили на другую продукцию. Поэтому сравнение не коректно.Ленд-лиз -лизинг (прокат) не может быть бесплатным, нужно платить рабочим покупать сырьё, в штатах депрессия. По закону экономики закупки во время войны в 10 раз дороже мирного времени.

  12. Олег:

    пуговицы на штаны и то Ленд Лиз.Хорошо Ленд Лиз,только поторопились.Глядишь мировое зло и изничтожили бы.

  13. Андрис:

    Видно писака купленный , он промолчал что ленд — лиз снабжал гитлера лучше чем СССР , так же СОЗНАТЕЛЬНО !!! промолчал то что янки ЗАКОН О ЛЕНД — ЛИЗЕ состряпали в МАРТЕ 1941 года — это означает — с начало бизнесплан потом команда гитлеру — НАЧИНАЙ !!!…………..

    • Пиндос:

      По этому закону, о ленд-лизе сначала англичанам начали помогать! Которые сцепилсь с воюющем на советском бензине Гитлером!

      • приам:

        Так надо было с СССР договариваться, а не с германией и не толкать Сталина в обьятья Гитлера, а то и рыбку съесть и чего еще изволите?

      • Юрий:

        «Которые сцепилсь с воюющем на советском бензине Гитлером!»
        ===
        Враньё!
        БОльшую часть нефтепродуктов поставляли все европейские страны, США, Латинская Америка.
        Из СССР в среднем не более 5% от потребности.
        Авиация Германии летала на СИНТЕТИЧЕСКОМ, в основном, бензине.
        «в 1940 году объем поставок нефти и нефтепродуктов из СССР в Германию составил 657 тыс. тонн и в 1941 году — 254 тыс. тонн.» при общей потребности около 9 млн тонн.
        (Состояние с топливом в нацистской Германии в период 1933 — 1945.,)

        • Юрий:

          Вы сами ЛЖЕТЕ, причем почти по ВСЕМ пунктам — а где не лжете прямо, там передергиваете. Все ваше наглое вранье разбирать не буду, достаточно будет один пункт в качестве примера привести. Авиация немцев как раз летала на натуральном бензине. Синтетический не был достаточно качественным для самолетов — им заправляли танки и машины. Именно поэтому, когда Союзники разнесли, а потом и захватили румынские месторождения, немецкая авиация, в общем-то, кончилась. Кстати уж, основные поставки нефти в Германию шли не из ваших бредовых «США и латинских америк», а из этой самой Румынии — еще одного союзника Германии. А СССР до войны занимал вполне почетное пятое место в германском импорте. Вас мама в детстве не учила, что врать нехорошо?

    • модоас:

      к сведению инвалида образовательной реформы:закон о лендлизе затачивался поод Англию,а ПОТОМ распространился на СССР,со своей конспиролгией к соловьеву и скабеевой-там поймут

      • Пенсионер:

        Модоас — респект !!!

      • Ирий Лыков:

        Закон готовился для Англии, но распространился и на СССР в тот же год. Англия воевала с Гитлером в одиночестве почти год после поражения Франции.

        • валерий ник:

          прав. многие тупо не понимают ,или не хотят : Британия одна противостояла целый год. Страна ,которую ,нельзя упрекнуть «за войну» , ничем, если не кретин

        • Юрий:

          «Англия воевала с Гитлером в одиночестве почти год после поражения Франции.»
          ===
          Надо было воевать с 3 сентября 1939.
          Когда у Англии и Франции было ПЯТИ-ДЕСЯТИКРАТНОЕ превосходство по всем видам оружия над противостоящими им ландверными дивизиями, и 2-3-кратное — над всеми ВС Германии.
          Тогда и одиночества не было, и Мировая Война была бы закончена за полгода.
          А если бы была создана система коллективной общеевропейской безопасности, которую пытался создать СССР, то и вовсе не было бы.
          Правда, неизвестно, что из этого получилось бы. Вполне вероятно, что Англия и Франция заключили бы союз с Гитлером и вместе напали бы на СССР.
          Могу сообщить, что Англия и Франция планировали военное нападение на СССР в середине июня 1940 года. Находясь в состоянии войны с Германией — планировать военное нападение на СССР.
          Только наступление Германии 10 мая 1940 г. избавило СССР от войны с Англией и Францией.

    • GEORGII:

      Andris, вот имя у тебя чисто латышское, а мышление какое-то фашистское? Или это с перепою? Tad jau viss ir labi!

      • GEORGII:

        Уважаемые! Нет проблем. Просто удалите мой коммент, и на этом прощайте, т.к., у вас функция «удалить» автором не предусмотрена. Не профессионально. Всех благ!

  14. Дмитрий:

    К вопросу о сроках поставок: до 30.04.1944 союзники поставили в СССР 215 тыс. автомашин (из них США — 207 тыс.) газета «Известия» 11.06.1944 статья «К двухлетию Советско-Американского соглашения».
    Уже в 1942 ленд-лизовские автомобили составляли половину поступлений в армию, в 1943 — 60%, а в 1944 -~80%. (http://www.teatrskazka.com/Raznoe/AutoSnab/AutoSnab.html#t2)
    К вопросу о «просто помощи, бескорыстной и честной»: она дейстивительно была почти бескорыстной, корысти (материальной) с СССР не получишь. Интерес союзников был в том, чтобы все-таки победить Германию.
    А кто помогает без интереса? Разве что родственники, да и то не всегда. Или нищим подают, но в таком количестве:))
    Чтобы слишком сильно помогать тем, кто предыдущие 20 лет только и делал, что вредил, шпионил, кричал о том, что похоронит капитализм (т.е. США, Великобританию и т.пр.) надо быть Рузвельтом. Трумен не стал поощрять своих «могильщиков».

    • Инко:

      По рассказам отца, ветерана войны, американские машины были не просто серьезным подспорьем, но и спасением для солдат Красной Армии. Часто эти машины таскали на прицепе по две сорокопятки с грузом снарядов. А раньше приходилось транспортировать на конной тяге с черепаший скоростью, а то и на руках. Когда не было машин, то передвигались пешком. Однажды прошли за сутки 70 километров. Воевать после этого сил просто не оставалось.

    • Пенсионер:

      Дмитрию — респект !!!

    • НУРГАЛИ ГАЛИЕВ:

      Дмитрий молодец.»Трумен не стал поощрять своих «Могильщиков»Вся правда о СОВКОВОЙ ПРОПАГАНДЕ.

  15. Владимир:

    Если верить байкам патриотов, ставили пресс, прессовали машины, выходили в море, сбрасывали их и возвращались за следующими. Вместо того, чтобы отвезти в те же Турции, Ираны, Египты, Италии. Каким должен быть пресс, краны на судне, сколько надо платить морякам за грузовые операции в море?
    Публика явно не включает свои патриотические головы.

    • Игорь:

      Это не байки, так было на самом деле, и возврат уцелевшей техники был предусмотрен соглашениями на поставки по ленд-лизу. Возвращаемая техника комплектовалась инструментом согласно спецификациям. Мощные прессы превращали технику в лепешки, но сбрасывались в трюмы, а не за борт. Так удобнее перевозить металлолом. За поставки по ленд-лизу США получили $722 млрд в ценах 1945 года, и это совсем смехотворная сумма в сравнении с реальной стоимостью поставок автобронетехники, вооружения, металлопроката, пороха, продовольствия и прочего, включая паровозы, которых тоже нам не хватало. С детства помню Студебеккеры, Доджи, Виллисы,, Шевроле… После 1947 года уже не видел этих машин. Многим нашим солдатам эта помощь спасла жизнь.

  16. Николай:

    Извините за ошибку, основные поставки Студебекеров, были после 9 мая 1945 года.
    перед участием СССР в войне США против Японии.

  17. Николай:

    Студебекер, был хорошая машина и поставлено было много.
    Но:
    — в 1941 году было поставлено 10 машин;
    — в 1942 году 1600 машин СССР купил за золото и 1500 поставка по ленд лизу;
    — в 1943 году 12 000 машин;
    — в 1944 году перед открытием 2 фронта начались большие поставки 30 000 машин.
    — самые большие поставки Студебекепрв были в 1945 и в основном после 1945 года, всего было поставлено больше чем за все годы ВОВ ……, так как впереди была война США с Японией и СССР обещал в этом помочь.
    А так до конца 1943 года СССР в основном приходилось воевать на своих машинах.
    К 22 июня 1941 года Гитлер собрал со всей Европы с свой кулак порядка 600 000 машин, РККА располагал в тот момент лишь 150 000, по всей территории, с 22 июня из НХ было мобилизовано 250 000 машин …

  18. приам:

    Америкосы ту технику что СССР вернула согласно договора, пытались продать разным странам а в итоге всё утопили в море, СССр они помогать не собирались, у них были другие планы. сразу после окончания войны первая операция которую хотели прокрутить » назвали невозможное» — но увидели что у нас появились ИС-3 и поняли что действительно это для них невозможно.))) потом у них появилось ядерное оружие и понеслось.

  19. Константин:

    «…Последние армейские машины союзников были списаны в 1954–1955 годах….»
    НЕПРАВДА !!
    В воинской части, по строительству аэродромов, где служил мой отец, ещё в 60-е годы «Студебекеры» составляли, чуть ли не половину, автопарка…были и Додж 3/4, отец ездил на «Виллисе», хотя были и ГАЗ 69.
    Использовались бульдозеры «Катерпиллер»…

  20. Валентин:

    Не надо представлять , что это была просто помощь, бескорыстная и частная. Ленд лиз (лизинг по нынешнему) если не знаете — аренда с последующим выкупом, причем в три дорога,с процентами. СССР единственная страна которой этот самый ленд лиз не простили, и не списали ни копейки. Россия за СССР по ленд лизу расплатилась аж в 2006 году. Все что не было уничтожено подлежало передаче обратно, за исключением не военной техники (за нее пришлось расплачиваться сразу), часть этой техники просто умыкнули от союзников, но заплатили в итоге за все. Поэтому слово помощь в данном материале не уместна, как и помощь продавца арбузов на рынке, он не хочет вам сделать приятное, а хочет на вас заработать и желательно побольше.

    • Stanislav:

      США поставили в СССР по ленд-лизу имущества на более чем $138 млрд в ценах 2008 года. Россия погасила долг в 2006 году, выплатив, насколько мне известно, $674 млн. Сколько это получается — полпроцента? Замечу, что по условиям ленд-лиза примерно треть поставок подлежала возврату либо оплате, всего американцы насчитали на момент окончания войны $6-7 млрд. Потом скостили до 3. Потом до $1,2 млрд. — при Хрущеве. При Брежневе — уже $722 млн. Причем мало того, что долг все время уменьшался номинально — долг «усыхал» еще и в связи с инфляцией.

      • Игорь .:

        Ну , так но не совсем . Техника не уничтоженная во время боевых действий подлежала оплате или возврату . Наши предпочли вернуть . По поводу оплаты — на переговорах СССР выдвинул претензии что Великобритания за пропорциональный объём поставок , аналогичной техники платила в разы меньше . И США приняли эти претензии и согласовали цену в 722 млн . Так что о скидках нет речи . И вообще , когда у тебя горит дом , а твой сосед продаёт тебе огнетушители , то выглядит это тухловато .

        • Орлов Олег:

          Немного не так… За те огнетушители, которые были использованы, сосед не требовал оплаты… А неиспользованные либо верни, либо купи…

    • zochan2:

      Вы сами то поняли, что написали? «Не надо представлять , что это была просто помощь, бескорыстная и частная… Все что не было уничтожено подлежало передаче обратно, за исключением не военной техники (за нее пришлось расплачиваться сразу),..» Разве за уничтоженное надо было платить? Разве это — безвозмездное и уничтоженное, не помощь?

      «…аренда с последующим выкупом, причем в три дорога,с процентами» Какая аренда? Какие проценты? За аренду платят деньги. Но американцам надо было просто вернуть без оплаты чем пользовались и что осталось целым. Где здесь аренда? В чём американский подвох?

      • анатолий:

        Да.
        По условиям ленд-лиза оплачивалась сохранённая гражданская техника. Уничтоженная военная не оплачивалась.
        Так и закон о Ленд-лизе назывался «Закон по обеспечению защиты Соединённых Штатов». Т.е мы защищали Штаты. Ищите подвох. Я его вижу.
        Уцелевшая военная должна была возвращаться.
        Как это происходило на примере тех же Студебеккеров.
        «Конечная судьба большинства «студеров» печальна; согласно условиям ленд-лиза, СССР расплачивался только за потерянную в боях технику, а уцелевшая подлежала возвращению. В полном комплекте. Как следствие, перед тем как быть отданными американской стороне «студеры» проходили капиталку, в них заливали свежие технические жидкости, меняли изношенные запчасти на новые, подкрашивали где надо…Затем прибывала американская приемная комиссия, и придирчиво осматривала грузовики. А после, по словам очевидцев, в порт прибывал сухогруз, с него на берег выгружался и монтировался специальный пресс, и тщательно ухоженные грузовики прессовались в нем до нескольких кубометров лома, в компактные брикеты, поскольку столько б/у-шной техники США было ни к чему. После брикеты грузились на корабли, но и везти их как металлолом в США было слишком расточительно. И их просто топили в океане.»
        Так же топили и возвращённые танки и другую военную технику.
        Корабли, например, возвращались до середины 50-х годов.

        А насчёт оплаты за ленд-лиз.
        Штаты простили Англии большую часть оплаты. Франции-за право показывать американские фильмы (ну там и денег было мало).
        С нас требовали полную оплату.
        Естественно, мы тоже хотели, чтобы к нам приняли английские критерии. Штаты поначалу не согласились. Потом согласились. Мы платили до 90-х годов. Кстати, как и другие страны.
        Согласились бы Штаты сразу-не было бы лишних разговоров об «инфляции». Но это их проблемы.
        Кстати, в администрации Рузвельта вообще хотели списать долги СССР. Но там пришёл Трумэн и началась холодная война.

        Ну и не стоит забывать, что основной ленд-лиз пошёл после Сталинграда, в 43 году.

    • Игорь:

      Условия договора были более чем выгодными. За все, что было поставлено и было использовано или погибло в ходе войны, платить не надо было ничего. То, что осталось целым после войны, СССР мог вернуть и ничего не платить, или оставить себе с оплатой по очень низким ценам с очень длинной рассрочкой. Поэтому и платили долго, несмотря на враждебные отношения. Условия были продиктованы тем, что все понимали — погибнет СССР, погибнет и Британия, а затем США. Именно этот довод приводил Черчилль, уговаривая Рузвельта оказать помощь Британии и СССР. Все это есть как в западных источниках, так и в сборниках нормативных актов, статистики и дипломатической переписки, которые были изданы в конце сороковых годов и позднее, а также в мемуарах советских и западных руководителей и военных.

    • Сергей:

      СССР, в итоге, оплатил от 4 до 6 % от стоимости поставок. Все остальные версии и вбросы. сплошное вранье. В Сети, полно открытой, ОФИЦИАЛЬНОЙ информации по этому поводу.

    • Омари:

      Немного не так,помощь была по тем деньгам более чем на 10 миллиардов ,оплатили около 100 000 000 $ это со стороны США, а сколько жертвовали простые американцы, Англия да, она брала за все деньги.Почитайте в инете есть информация,это коротко

    • Владимир:

      И за ленд-лиз мы до сих пор не расплатились…

  21. eugen:

    переведя на валюту,2/3 ссср получил от классовых врагов помощь

  22. Геннадий:

    Авторы забыли добавить тот факт, что часть техники поставлялась как помощь, безвозмездн, а часть за плату. Первую СССР обязан был вернуть. Вот её то и готовили к отправке, красили, комплектовали.американцы же непросто на судах превращали в металлолом, чтобы транспортировка была более компактной. Безусловно, помощь в целом была существенной, особенно в автотехнике, алюминии, самолетах и т.д.

Статьи по теме
Популярное