Top.Mail.Ru
Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР

текст: Александр Трохачев / фото: автора / 11.07.2020
В годы Великой Отечественной войны СССР в рамках ленд-лиза получил от союзников 477 785 грузовых автомобилей, 51 503 легковых машин и внедорожников, 35 170 мотоциклов, 8071 трактор. Большинство из них сгинули в горниле войны, но некоторые образцы чудом сохранились до нашего времени и вернулись к жизни благодаря реставраторам.

На 22 июня 1941 года в частях Красной Армии находилось 281 377 автомобилей. Спустя два месяца, к 23 августа 1941 года, из народного хозяйства было изъято еще 206 169 единиц. Но даже этого количества для обеспечения нужд фронта и тыла было недостаточно. И ленд-лиз стал спасительным кругом в обеспечении РККА автомобильным транспортом.

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Ford F-60 1943 г. — самая массовая модель грузовика с полезной нагрузкой 3 тонны, выпущенная филиалами Ford и Chevrolet в Канаде.

Самые первые образцы ленд-лизовских машин в Советском Союзе протестировали, чтобы понять, на что они способны. Испытания проводил Автомобильно-технический комитет Главного автомобильного управления РККА при содействии специалистов НАМИ. Некоторые образцы получили «отставку» из-за того, что оказались непригодными к дорогам, климату и специфике эксплуатации на территории 1/6 части суши. Кроме того, грузоподъемность части машин оказалась недостаточной. Проверка понадобилась и для разработки рекомендаций по эксплуатации, обслуживанию и ремонту.

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Боевые машины реактивной артиллерии БМ-13 строили и на шасси Studebaker, International, Ford Marmon.
Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Этот джип 1943 года выпуска в 2005‑м передан частным лицом в Военно-технический музей из подмосковной Черноголовки.

ИРАНСКАЯ СБОРКА

Многие автомобили поступали в Советский Союз в сборочных комплектах. Детали извлекали из деревянных ящиков прямо в порту и там же осуществляли сборку. Занимались этим автосборочные заводы под управлением General Motors в Басре, Бушире, Хорремшехре. Например, в Бушире вели сборку автомобилей GMC, Dodge, Studebaker, Willys. А предшествовала этому оккупация Ирана в августе 1941‑го СССР и Великобританией с целью модернизации транспортной системы.

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Медицинский автомобиль Dodge WC-54 (4х4) с удлиненной до 3073 мм колесной базой и закрытым кузовом для перевозки четырех лежачих или семерых сидячих раненых.

Первая партия из 50 грузовиков Dodge была отправлена в СССР 23 февраля 1942 года. Собранные в Иране и полностью груженые автомобили преодолевали маршрут протяженностью более 2000 км. Южный поток ленд-лиза суммарно давал по 10 000 грузовиков и внедорожников ежемесячно! В общей сложности с иранских заводов в СССР за годы войны было отправлено 184 112 единиц автотехники (2/3 всех поставок по ленд-лизу). В 1945 году автосборочные предприятия были демонтированы и вывезены в Советский Союз.

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Dodge WC-10 грузоподъемностью 500 кг производства США.

Всего за годы войны из США в СССР было отправлено 427 284 автомашины и еще 5232 единицы передала Великобритания. Общий объем всех поставок оценивается в 477 785 единиц автомобильной техники. За это же время на предприятиях СССР было выпущено 265 600 автомобилей. Таким образом, поставки от союзников по антигитлеровской коалиции превысили советское производство на 163 %.

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Скоростной гусеничный трактор Cletrac High-Speed M2 (США) использовали для буксировки артиллерийских орудий, самолетов и в строительстве.

По мотоциклам тенденция такая же: Советский Союз изготовил 27 216 экземпляров, а союзники передали для РККА 36 891 единицу (35 170 ед. — США, и 1721 ед. — Великобритания). Таким образом, соотношение поставок мотоциклов из-за рубежа в нашу страну к местному производству составило 136 %. Из Англии в СССР поставляли мотоциклы BSA M-30, Velocette MAF-350, H. Collier & Son Ltd. модели Matchless. США отправляла в Союз Harley-Davidson WLA-42 и Indian Motorcycle Co. модели 741‑В как в одиночном исполнении, так и с vколяской.

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Бортовой Chevrolet G7107 (4x4) из коллекции музея Мосгортранса.

Транспортировка техники и сырья была сопряжена с огромным риском. Например, в конвое PQ-17 (27 июня – 28 июля 1942 года) из 36 кораблей уцелело только 11. Вместе с потопленными судами на дно ушло 3000 автомобилей…

МОДЕЛЬНЫЙ РАЗНОСОЛ

В рамках ленд-лиза в Советский Союз ввозили 50 моделей автомобилей, которые выпускали 26 фирм Великобритании, Канады и США. Их поставки нарастали год от года. Так, в 1943 году доля ленд-лизовских отгрузок автомобилей составила 4 % от выпущенных в СССР. В 1944‑м она выросла до 19 %, а в 1945‑м — до 30 %!

Самыми массовыми в импортных партиях стали трехосные грузовики Studebaker US6 и REO 28XS: в совокупности было ввезено около 152 000 штук. Львиная доля пришлась на бортовые грузовики с колесной формулой 6х4 и 6х6. В этом списке GMC модели ACKWX-353, CCKW-352, AFWX-354, а также Mack NR-4 и NR-15 и International M5‑6‑318. Для нужд РККА ввозили Studebaker US: седельные тягачи U6 (6х4), бортовые U7/8 (6х4) с тентом, топливозаправщики BZ-35S (6х4), автоцистерны U5 (6х6).

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Классический «Виллис», вместе с Ford GPW его поставки в СССР по ленд-лизу превысили 50 тыс. ед.
Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Конструкция «Виллиса» отличалась армейским минимализмом.

Самыми массовыми американскими грузовиками в Красной Армии стали «Студебеккеры» с бортовыми платформами и реактивными системами залпового огня. С июля 1944 года Studebaker US U6 стал основным грузовым шасси для монтажа реактивного миномета «Катюша». По 1945 год включительно ими были оснащены 3374 шасси. Из них 1845 штук (54,7 %) пришлось на «Студеры».

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Британский артиллерийский тягач Morris-Commercial CB с 1939 по 1944 гг. выпустили серией свыше 10 тыс. экз.

Основными моделями среди двухосных грузовиков стали полукапотные седельные тягачи Autocar U-8144T и капотные Diamond T980, бортовые Chevrolet 3116 и Chevrolet G7107, Dodge T-203B и Dodge WF-32, Ford G8T и Ford 2G8T, бескапотные FWDSU-COE и самосвалы International KR-11. Часть машин оснащали спаренными и счетверенными пулеметами, прожекторными установками, фургонами-мастерскими и другими надстройками.

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
За годы войны в СССР по ленд-лизу было поставлено 35 170 импортных мотоциклов.

Интересный факт. Советская сторона запрашивала большое число мотоциклетных колясок, а американцы предложили нам свои внедорожники Jeep. Джипы пошли в СССР с легкой руки госсекретаря США Эдварда Стеттиниуса и сослужили частям РККА добрую службу. За годы Великой Отечественной СССР получил в общей сложности 44 тысячи таких машин. В этом списке внедорожники Bantam Typ I и 40RC, Willys MA и MB, Ford Pygmy («пигмей»). Их использовали как средство разведки, связи, инспекции войск, управления частями и буксировки легких 45‑мм орудий. На базе «Виллиса» были созданы амфибии Ford GPA, которые придавали частям при форсировании водных преград (поставлено 3520 штук).

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Автомобиль-амфибия Ford GPA в 1942‑1943 гг. Выпущен в количестве 12 781 ед.
Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Одноосный грузовой прицеп Nash-Kelvinator Model A. (США) мог перевозить 907 кг груза.

Отдельную когорту составили транспортеры оружия. И здесь на первый план выступают полноприводные Dodge WC (Weapons Carriesr — «носитель оружия»). Так, модель WC-51 Т-214 была артиллерийским тягачом для буксировки артиллерийских орудий калибром 45, 57 и 76,2 мм. Dodge WC-54 с закрытым кузовом использовали как санитарный автомобиль, WC-59 — как ремонтную мастерскую, WC-60 представлял собой машину связи и т. д. Интересный факт: сборку американских автомобилей уже с ноября 1941 года вел Горьковский автозавод!

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Очень редкий Bantam BRC-40‑4WS (США, 1941 год). Всего изготовлено 2605 шт., из них только 50 шт. — со всеми управляемыми колесами!

РЕАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

По большому счету, не важно, какой процент от производства в СССР составили поставки по ленд-лизу. Союзническая помощь приблизила победу и сохранила миллионы жизней.

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт: сравниваем с производством в СССР
Транспортер для буксировки поврежденной техники Diamond T969A (6x6) из музея в с. Ивановское Московской области.

После войны уцелевшие импортные грузовики были переданы в народное хозяйство. Там их металлические кузова частенько снимали и заменяли фургонами и автоцистернами. В 1946–1947 гг. после капремонта часть грузовиков вернули союзникам, которые переработали их… в металлолом. Последние армейские машины союзников были списаны в 1954–1955 годах. Это было сделано по приказу заместителя министра обороны СССР Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова. Он провел глобальную реорганизацию тыла, убрав из воинских частей довоенную, импортную и трофейную автомобильную технику.

(23 оценок, среднее: 3,43 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

28 комментариев

  1. Андрис:

    Видно писака купленный , он промолчал что ленд — лиз снабжал гитлера лучше чем СССР , так же СОЗНАТЕЛЬНО !!! промолчал то что янки ЗАКОН О ЛЕНД — ЛИЗЕ состряпали в МАРТЕ 1941 года — это означает — с начало бизнесплан потом команда гитлеру — НАЧИНАЙ !!!…………..

    • Пиндос:

      По этому закону, о ленд-лизе сначала англичанам начали помогать! Которые сцепилсь с воюющем на советском бензине Гитлером!

    • модоас:

      к сведению инвалида образовательной реформы:закон о лендлизе затачивался поод Англию,а ПОТОМ распространился на СССР,со своей конспиролгией к соловьеву и скабеевой-там поймут

      • Пенсионер:

        Модоас — респект !!!

      • Ирий Лыков:

        Закон готовился для Англии, но распространился и на СССР в тот же год. Англия воевала с Гитлером в одиночестве почти год после поражения Франции.

        • валерий ник:

          прав. многие тупо не понимают ,или не хотят : Британия одна противостояла целый год. Страна ,которую ,нельзя упрекнуть «за войну» , ничем, если не кретин

  2. Дмитрий:

    К вопросу о сроках поставок: до 30.04.1944 союзники поставили в СССР 215 тыс. автомашин (из них США — 207 тыс.) газета «Известия» 11.06.1944 статья «К двухлетию Советско-Американского соглашения».
    Уже в 1942 ленд-лизовские автомобили составляли половину поступлений в армию, в 1943 — 60%, а в 1944 -~80%. (http://www.teatrskazka.com/Raznoe/AutoSnab/AutoSnab.html#t2)
    К вопросу о «просто помощи, бескорыстной и честной»: она дейстивительно была почти бескорыстной, корысти (материальной) с СССР не получишь. Интерес союзников был в том, чтобы все-таки победить Германию.
    А кто помогает без интереса? Разве что родственники, да и то не всегда. Или нищим подают, но в таком количестве:))
    Чтобы слишком сильно помогать тем, кто предыдущие 20 лет только и делал, что вредил, шпионил, кричал о том, что похоронит капитализм (т.е. США, Великобританию и т.пр.) надо быть Рузвельтом. Трумен не стал поощрять своих «могильщиков».

    • Инко:

      По рассказам отца, ветерана войны, американские машины были не просто серьезным подспорьем, но и спасением для солдат Красной Армии. Часто эти машины таскали на прицепе по две сорокопятки с грузом снарядов. А раньше приходилось транспортировать на конной тяге с черепаший скоростью, а то и на руках. Когда не было машин, то передвигались пешком. Однажды прошли за сутки 70 километров. Воевать после этого сил просто не оставалось.

    • Пенсионер:

      Дмитрию — респект !!!

  3. Владимир:

    Если верить байкам патриотов, ставили пресс, прессовали машины, выходили в море, сбрасывали их и возвращались за следующими. Вместо того, чтобы отвезти в те же Турции, Ираны, Египты, Италии. Каким должен быть пресс, краны на судне, сколько надо платить морякам за грузовые операции в море?
    Публика явно не включает свои патриотические головы.

    • Игорь:

      Это не байки, так было на самом деле, и возврат уцелевшей техники был предусмотрен соглашениями на поставки по ленд-лизу. Возвращаемая техника комплектовалась инструментом согласно спецификациям. Мощные прессы превращали технику в лепешки, но сбрасывались в трюмы, а не за борт. Так удобнее перевозить металлолом. За поставки по ленд-лизу США получили $722 млрд в ценах 1945 года, и это совсем смехотворная сумма в сравнении с реальной стоимостью поставок автобронетехники, вооружения, металлопроката, пороха, продовольствия и прочего, включая паровозы, которых тоже нам не хватало. С детства помню Студебеккеры, Доджи, Виллисы,, Шевроле… После 1947 года уже не видел этих машин. Многим нашим солдатам эта помощь спасла жизнь.

  4. Николай:

    Извините за ошибку, основные поставки Студебекеров, были после 9 мая 1945 года.
    перед участием СССР в войне США против Японии.

  5. Николай:

    Студебекер, был хорошая машина и поставлено было много.
    Но:
    — в 1941 году было поставлено 10 машин;
    — в 1942 году 1600 машин СССР купил за золото и 1500 поставка по ленд лизу;
    — в 1943 году 12 000 машин;
    — в 1944 году перед открытием 2 фронта начались большие поставки 30 000 машин.
    — самые большие поставки Студебекепрв были в 1945 и в основном после 1945 года, всего было поставлено больше чем за все годы ВОВ ……, так как впереди была война США с Японией и СССР обещал в этом помочь.
    А так до конца 1943 года СССР в основном приходилось воевать на своих машинах.
    К 22 июня 1941 года Гитлер собрал со всей Европы с свой кулак порядка 600 000 машин, РККА располагал в тот момент лишь 150 000, по всей территории, с 22 июня из НХ было мобилизовано 250 000 машин …

  6. приам:

    Америкосы ту технику что СССР вернула согласно договора, пытались продать разным странам а в итоге всё утопили в море, СССр они помогать не собирались, у них были другие планы. сразу после окончания войны первая операция которую хотели прокрутить » назвали невозможное» — но увидели что у нас появились ИС-3 и поняли что действительно это для них невозможно.))) потом у них появилось ядерное оружие и понеслось.

  7. Константин:

    «…Последние армейские машины союзников были списаны в 1954–1955 годах….»
    НЕПРАВДА !!
    В воинской части, по строительству аэродромов, где служил мой отец, ещё в 60-е годы «Студебекеры» составляли, чуть ли не половину, автопарка…были и Додж 3/4, отец ездил на «Виллисе», хотя были и ГАЗ 69.
    Использовались бульдозеры «Катерпиллер»…

  8. Валентин:

    Не надо представлять , что это была просто помощь, бескорыстная и частная. Ленд лиз (лизинг по нынешнему) если не знаете — аренда с последующим выкупом, причем в три дорога,с процентами. СССР единственная страна которой этот самый ленд лиз не простили, и не списали ни копейки. Россия за СССР по ленд лизу расплатилась аж в 2006 году. Все что не было уничтожено подлежало передаче обратно, за исключением не военной техники (за нее пришлось расплачиваться сразу), часть этой техники просто умыкнули от союзников, но заплатили в итоге за все. Поэтому слово помощь в данном материале не уместна, как и помощь продавца арбузов на рынке, он не хочет вам сделать приятное, а хочет на вас заработать и желательно побольше.

    • Stanislav:

      США поставили в СССР по ленд-лизу имущества на более чем $138 млрд в ценах 2008 года. Россия погасила долг в 2006 году, выплатив, насколько мне известно, $674 млн. Сколько это получается — полпроцента? Замечу, что по условиям ленд-лиза примерно треть поставок подлежала возврату либо оплате, всего американцы насчитали на момент окончания войны $6-7 млрд. Потом скостили до 3. Потом до $1,2 млрд. — при Хрущеве. При Брежневе — уже $722 млн. Причем мало того, что долг все время уменьшался номинально — долг «усыхал» еще и в связи с инфляцией.

      • Игорь .:

        Ну , так но не совсем . Техника не уничтоженная во время боевых действий подлежала оплате или возврату . Наши предпочли вернуть . По поводу оплаты — на переговорах СССР выдвинул претензии что Великобритания за пропорциональный объём поставок , аналогичной техники платила в разы меньше . И США приняли эти претензии и согласовали цену в 722 млн . Так что о скидках нет речи . И вообще , когда у тебя горит дом , а твой сосед продаёт тебе огнетушители , то выглядит это тухловато .

        • Орлов Олег:

          Немного не так… За те огнетушители, которые были использованы, сосед не требовал оплаты… А неиспользованные либо верни, либо купи…

    • zochan2:

      Вы сами то поняли, что написали? «Не надо представлять , что это была просто помощь, бескорыстная и частная… Все что не было уничтожено подлежало передаче обратно, за исключением не военной техники (за нее пришлось расплачиваться сразу),..» Разве за уничтоженное надо было платить? Разве это — безвозмездное и уничтоженное, не помощь?

      «…аренда с последующим выкупом, причем в три дорога,с процентами» Какая аренда? Какие проценты? За аренду платят деньги. Но американцам надо было просто вернуть без оплаты чем пользовались и что осталось целым. Где здесь аренда? В чём американский подвох?

      • анатолий:

        Да.
        По условиям ленд-лиза оплачивалась сохранённая гражданская техника. Уничтоженная военная не оплачивалась.
        Так и закон о Ленд-лизе назывался «Закон по обеспечению защиты Соединённых Штатов». Т.е мы защищали Штаты. Ищите подвох. Я его вижу.
        Уцелевшая военная должна была возвращаться.
        Как это происходило на примере тех же Студебеккеров.
        «Конечная судьба большинства «студеров» печальна; согласно условиям ленд-лиза, СССР расплачивался только за потерянную в боях технику, а уцелевшая подлежала возвращению. В полном комплекте. Как следствие, перед тем как быть отданными американской стороне «студеры» проходили капиталку, в них заливали свежие технические жидкости, меняли изношенные запчасти на новые, подкрашивали где надо…Затем прибывала американская приемная комиссия, и придирчиво осматривала грузовики. А после, по словам очевидцев, в порт прибывал сухогруз, с него на берег выгружался и монтировался специальный пресс, и тщательно ухоженные грузовики прессовались в нем до нескольких кубометров лома, в компактные брикеты, поскольку столько б/у-шной техники США было ни к чему. После брикеты грузились на корабли, но и везти их как металлолом в США было слишком расточительно. И их просто топили в океане.»
        Так же топили и возвращённые танки и другую военную технику.
        Корабли, например, возвращались до середины 50-х годов.

        А насчёт оплаты за ленд-лиз.
        Штаты простили Англии большую часть оплаты. Франции-за право показывать американские фильмы (ну там и денег было мало).
        С нас требовали полную оплату.
        Естественно, мы тоже хотели, чтобы к нам приняли английские критерии. Штаты поначалу не согласились. Потом согласились. Мы платили до 90-х годов. Кстати, как и другие страны.
        Согласились бы Штаты сразу-не было бы лишних разговоров об «инфляции». Но это их проблемы.
        Кстати, в администрации Рузвельта вообще хотели списать долги СССР. Но там пришёл Трумэн и началась холодная война.

        Ну и не стоит забывать, что основной ленд-лиз пошёл после Сталинграда, в 43 году.

    • Игорь:

      Условия договора были более чем выгодными. За все, что было поставлено и было использовано или погибло в ходе войны, платить не надо было ничего. То, что осталось целым после войны, СССР мог вернуть и ничего не платить, или оставить себе с оплатой по очень низким ценам с очень длинной рассрочкой. Поэтому и платили долго, несмотря на враждебные отношения. Условия были продиктованы тем, что все понимали — погибнет СССР, погибнет и Британия, а затем США. Именно этот довод приводил Черчилль, уговаривая Рузвельта оказать помощь Британии и СССР. Все это есть как в западных источниках, так и в сборниках нормативных актов, статистики и дипломатической переписки, которые были изданы в конце сороковых годов и позднее, а также в мемуарах советских и западных руководителей и военных.

    • Сергей:

      СССР, в итоге, оплатил от 4 до 6 % от стоимости поставок. Все остальные версии и вбросы. сплошное вранье. В Сети, полно открытой, ОФИЦИАЛЬНОЙ информации по этому поводу.

    • Омари:

      Немного не так,помощь была по тем деньгам более чем на 10 миллиардов ,оплатили около 100 000 000 $ это со стороны США, а сколько жертвовали простые американцы, Англия да, она брала за все деньги.Почитайте в инете есть информация,это коротко

    • Владимир:

      И за ленд-лиз мы до сих пор не расплатились…

  9. eugen:

    переведя на валюту,2/3 ссср получил от классовых врагов помощь

  10. Геннадий:

    Авторы забыли добавить тот факт, что часть техники поставлялась как помощь, безвозмездн, а часть за плату. Первую СССР обязан был вернуть. Вот её то и готовили к отправке, красили, комплектовали.американцы же непросто на судах превращали в металлолом, чтобы транспортировка была более компактной. Безусловно, помощь в целом была существенной, особенно в автотехнике, алюминии, самолетах и т.д.

Статьи по теме
Популярное