Top.Mail.Ru
Баварский путь или Хождения по мукам

Баварский путь или Хождения по мукам

22.03.2013
К началу XXI века BMW стала почти таким же символом скорости и успеха, как Ferrari. Вот только путь, которым баварская фирма взошла на вершину "гоночного Олимпа" в отличие от Scuderia или, скажем, «серебряных стрел» Mercedes-Benz отнюдь не был вымощен золотом блестящих побед и больше напоминал хождения по мукам, нежели триумфальный марш победителей

Владимир Маккавеев

С небес на землю
История мюнхенской фирмы не похожа ни на одну другую историю автомобильной компании хотя бы потому, что в отличие от тех же Ferrari и Mercedes, BMW на заре прошлого века образовалась как авиационная, а вовсе не автомобильная компания, напоминанием чему служит стилизированный сине-белый пропеллер на эмблеме завода. Началось все ровно 90 лет назад, когда Густав Отто – сын изобретателя четырехтактного двигателя Николауса Августа Отто – и Карл Рапп основали в Мюнхене две независимые фабрики по производству авиационных двигателей BFW (Bayerische FlugmotorenWerke – Баварский авиамоторный завод) и Rapp. Прошло еще три года и две фирмы объединились в одну, получившую название Bayerische MotorenWerke – Баварский моторный завод. Так на свет появилась BMW. И хотя приставка "авиа" исчезла и названия компании уже в 1916 году, еще несколько лет основной специализацией мюнхенцев оставались авиационные двигатели. Баварские моторы были в те годы одними из лучших в мире. Не случайно именно на самолете оснащенном движком BMW Motor IV в 1919 году был установлен фантастический для того времени рекорд высоты полета: Франц Дример поднялся на 9760 метров на уровнем моря. Но увы, к тому времени BMW уже находилась в глубоком кризисе, едва не похоронившем молодую компанию.

Баварский путь или Хождения по мукам

Завод в Оксфорде

На протяжении нескольких лет основу благополучия баварских заводов составляли военные заказы немецкой армии. Однако после поражения Германии в Первой мировой войне в соответствии с Версальским договором немецким заводам было запрещено выпускать авиационные двигатели объемом более 500 см3 и масштабы производства резко сократились. Спасти завод удалось лишь благодаря спешной конверсии. В 1922 году BMW получил заказ на производство моторов для мотоциклов и партию двухколесных машин на которые эти двигатели нужно было установить. Однако едва взглянув на привезенные на склад мотоциклы конструктор завода Макс Фриц лишь сокрушенно развел руками. "Разве так делают", – возмущался Макс потягивая пиво в ближайшем баре. И в конце концов, не выдержав, разорвал попалам бумажный стакан и тут же за стойкой набросал на нем схему мотоцикла, которая остается практически неизменной и поныне. Так уже на следующий год из ворот нового завода, построенного восточнее мюнхенского аэропорта Обервизенфельд, выехал первый мотоцикл получивший наименование R32. А еще пять лет спустя пришла и очередь автомобиля. В 1928 году вместе с покупкой нового завода в Тюрингии, BMW получила лицензию на производство стоившейся в Айзенахе британской малолитражки Dixi, на основе которой и была создана первая машина BMW. Уже в 1929 году баварцы выставили ее в гонках и сразу же добились успеха, выиграв в командном зачете шестидневное Альпийское ралли. Но, хотя вплодь до середины 30-х годов 750-кубовая BMW-Dixi и ее 1,5–1,9-литровая наследница BMW 315 выиграли еще несколько раллийных стартов, на фоне достижений мотодепартамента BMW, чуть ли не ежегодно отмечавшшегося мировыми рекордами скорости, эти победы казались лишь жалкими крохами. Лишь с рождением знаменитой 328-й модели, презентация которой была приурочена к открытию берлинской Олимпиады, баварцы смогли наконец упрочить свои позиции в автогонках и спустя четыре года добились первой серьезной победы: в 1940 году Хушке фон Ханштайн и Вальтер Баумер выиграли в Брешии "Милле-Милья". Этот успех вовсе не был случаен. BMW 328 – оснащенная двухлитровым трехкарбюраторным двигателем, мощность которого к 1940 году удалось довести до 135 л.с. – была одной из лучших спортивных машин своего времени, но из-за начала Второй мировой войны так и не смогла раскрыть весь свой гоночный потенциал. И лишь десятилетие спустя, когда уже после войны из нее вышла добрая половина всех немецких автомобилей стартовавших в Гран При конца 40-х–начала 50-х годов, стало ясно, какую гигантскую роль этой машине суждено было сыграть в спортивной истории баварской фирмы.

Баварский путь или Хождения по мукам

Завод в Оксфорде

Взлет на краю пропасти

В отличие от Daimler-Benz и Auto Union, автоспортивное отделение BMW не получало в конце 30-х поддержки от нацистского правительства. Накануне войны баварский завод рассматривался лидерами рейха как источник военной, а вовсе не спортивной славы. В 1940 году BMW, которой буквально накануне войны были переданы заводы Brandenburgische Motorenwerke в Басдорфе и Цольсдорфе, начала выпуск авиационных двигателей серии 801 (эти моторы устанавливались на Юнкерсах, Фокке-вульфах и других немецких самолетах) и превратилась в важнейшее стратегическое предприятие Германии. При этом производство мотоциклов значительно сократилось, а автомобильный конвейер в начале 1941 года и вовсе встал. Все силы компании были брошены на производство (всего за годы войны на заводах BMW было собрано 30000 моторов) и совершенствование авиационных двигателей.

Баварский путь или Хождения по мукам

Завод в Оксфорде

В 1943 году в небо над Мюнхеном поднимается самолет оснащенный первым реактивным мотором BMW, а уже через год он идет в производство. Незадолго до окончания войны фирма даже успевает провести под Берлином и первые испытания ракетных двигателей. Но в 1945 году поражение Германии как и после Первой мировой ставит BMW на колени. Почти все заводы разрушены ковровыми бомбардировками британской авиации, а единственное уцелевшее предприятие в Мюнхене сразу после победы демонтируют союзники. Кроме того антигитлеровская коалиция вводит трехлетний мараторий на любое производство компании. Казалось бы это конец! Но, как ни странно именно с BMW началось возвращение немцев в гонки Гран При.

Баварский путь или Хождения по мукам

Завод в Оксфорде

Так случилось, что почти все легендарные Mercedes и Auto Union – короли Больших Призов второй половины 30-х годов – после войны бесследно исчезли: машины из Цвикау были вывезены в СССP, а большая часть Mercedes погибли под бомбами или потерялись хаосе военной Европы. В этом отношении BMW 328 повезло куда больше. В отличие от гоночных машин, счет которых шел максимум на десятки, за пять предвоенных лет с конвейеров BMW сошло более четырехсот 328-х. Конечно, значительная часть этих машин также погибла во время войны, но то что осталось стало залогом возрождения немецкого автоспорта, причем не только в Западной, но и в Восточной Германии.

Помимо мощного мотора и легкого алюминиевого кузова 328-я модель отличалась и очень приличным для спортивной машины шасси. Поэтому, за неимением лучшего, сразу после войны многие немецкие энтузиасты и гонщики-любители, в гаражахкоторых сохранились довоенные BMW, стали выставлять их на гонки, а некоторые, сняв кузова, переделывали их в гоночные "формулы". Первые гонки на территории Германии состоялись в 1947 году в Карлсруэ и начиная с этого момента до середины 50-х годов машины построенные на базе BMW 328 составляли основу немецкого гоночного парка. Модификаций, особенно в конце 40-х годов было превеликое множество, но лишь считаные единицы из них "дожили" до включения Гран При Германии в зачет чемпионата мира в 1952 году, причем большая часть этих машин представляла ГДР. Так в 1952 году на старт Большого Приза Германии вышли четыре самоделки BMW, две из которых (Greifzu и  Heck) пилотировали гонщики из Восточной Германии Кледвиг и Краузе, одну (BMW Special) – француз Бальса и одну (BMW Eigenbau, что в переводе значит "Самоделка BMW") – представитель Западной Германии Наке. На следующий же год и вовсе на старте можно было увидеть лишь две ГДРовские машины: все те же Heck и Greifzu. История последней особенно примечательна, поэтому остановимся на ней поподробней.

Баварский путь или Хождения по мукам

Завод в Оксфорде

Частные руки

В 1937 году гонщик-любитель Пауль Грейфцу одним из первых купил у BMW их 328-ю модель и уже на следующий год перебрав ее в отцовском гараже выиграл национальгный Гран При для спортивных машин. Пережив войну и оказавшись в советской зоне окупации, Пауль в свои 47 лет тем не менее решил вернуться в гонки. В Восточной Германии автоспорт начал просыпаться от спячки на два года позже чем в Западной – первая гонка прошла в Дессау лишь летом 49-го – поэтому свою первую машину Грейфцу построил лишь в 1950 году, слепив ее из того что оказалось под рукой. Шасси Пауль взял от старой BMW 315 (оно было чуть легче чем у 328-й), двигатель снял со своей BMW 328, снабдив его новой легкосплавной головкой блока. Этот гибрид немец упаковал в обтекаемый гоночный кузов собственной конструкции с "пушкой" воздухозаборника над двигателем (по этой черте, обусловленной конструкцией мотора 328-й модели, можно легко отличить и почти все остальные переделки BMW). Весной 1950-го года Пауль впервые выехал на своем BMW-Greifzu на тесты, но жизнь этого автомобиля оказалась недолгой. Не прошло и полугода как Грейфцу вдредезги расколотил его на тренировке перед немецким Гран При в Нюрбурге и на пять недель угодил в госпиталь Аденау. Но это не охладило его пыл. Выписавшись из больницы Пауль собрал новую машину и в 1951 году выиграл на ней престижные "АФУСские гонки". Тут бы самое время и остановиться, но 50-летний немец с маниакальным упорством стремился продолжить свою карьеру, пока в 1952 году а Дессау не попал в аварию, стоившую ему жизни.

Баварский путь или Хождения по мукам

Завод в Оксфорде

Удивительно, но машина при этом пострадала куда меньше, чем два года назад и вдова Пауля Дора вместе с двумя механиками мужа довольно быстро привелаее в порядок и передала в надежные руки восточногерманского гонщика Рудольфа Краузе, которому и посчастливилось вывести автомобиль Пауля на старт двух гонок чемпионата мира Ф-2 в 1952 и 1953 годах. Впрочем, с введением в 1952 году двухлитровой Формулы в чемпионате мира помимо самоделок немецких энтузиастов появилось и множество других автомобилей как немецкого, так и английского производства, оснащались баварскими моторами, выпуск которых в Мюнхене возобновили в 1951 году. В числе «клиентов» BMW были AFM, Veritas, Frazer-Nash, EMW, Klenk Meteor. Но ни одна из этих марок так и не принесла успеха баварской фирме. За три года с 1952 по 1954 году машины оснащенные BMW ни разу и не смогли подняться выше седьмого места, а потом и вовсе исчезли из протоколов Гран При почти на полтора десятилетия.

Баварский путь или Хождения по мукам

Завод в Оксфорде

Путь к успехам

Лишь в 1967 году, когда баварская фирма робкими шажками начала свое возвращение в мир автоспорта, BMW вновь засветилась в чемпионате мира. Началось все в 1966 году, когда в Мюнхене, построив на базе серийного мотора M12 двигатель для шасси Brabham Ф-1, выставили этот гибрид на горные гонки. На следующий год немцы пошли еще дальше, купив у Lola шасси T100, в Мюнхене установили на него свой мотор и для начала заявили в новорожденном чемпионате Европы Формулы-2. Дебют прошел на ура: в конце апреля в Нюрбурге Джон Сертиз и Хуберт Хане финишировали на втором и четвертом местах и летом BMW впервые решилась выставить своего пилота на этап чемпионата мира Ф-1. Это былая чистой воды авантюра и, как и следовало ожидать, дивидендов она не принесла. Хане не закончил гонку из-за поломки подвески. Немногим лучше прошла и гонка следующего года: Lola T102 хоть и позволила Хуберту на этот раз добраться до финиша, но лишь через 10 минут после победителя гонки. Тогда, так и не сыскав себе особых лавров и в Ф-2, в BMW решились на еще большую авантюру и к осени 1969 года Лен Терри построил в Мюнхене первый гоночный BMW Формулы-2, получивший обозначение T268, а следующей весной ему на смену пришла модель T269. Нельзя сказать, что это была слишком уж удачная машина, Терри удавались конструкции и получше, но для уровня Формулы-2 она вполне годилась. Доказательством чему служит титул вице-чемпиона Европы, завоеванный Хане в 1969 году. А вот в Формуле-1 «карьера» T269 не сложилась. Лишь раз – на Гран При Германии-69 баварцы решились выставить ее на гонку, впервые в истории заявив в рамках чемпионата мира заводскую команду BMW, вот только на старт ни одна из трех мюнхенских машин так и не попала. После того как во время тренировки разбился насмерть Герхард Миттер, руководство BMW сняло с гонки и две другие машины Хане и Квестера, и команда спешно покинула Нюрбург. Эта трагедия заставила баварцев окончательно отказаться от идеи выступать заводской командой в Ф-1, а годом позже и в Ф-2.

Баварский путь или Хождения по мукам

Concorso d'Eleganza Villa d'Este

Так и не сумев выиграть чемпионат Европы на собственной машине, в 1971 году в BMW решили сосредоточиться на производстве двигателей для Формулы-2 и заключили контракт на поставку моторов с командой March. Хождения по мукам закончились! С этого момента начался самый стремительный взлет в спортивной истории компании. В 1973–1975 годах баварские моторы выиграли три чемпионата Европы подряд, в 1978, 1979 и 1982 годах мюнхенцы удвоили число своих титулов, а в 1983-м покорили и самую желанную вершину – Нельсон Пике привел свой Brabham-BMW к победе в чемпионате мира Формулы-1. Затем было долгая разлука с «королевой автоспорта» и стремительное, хоть и не столь триумфальное, как в начале 80-х возвращение в «большой цирк» в 2000-х. И новая отставка...

Баварский путь или Хождения по мукам

Williams F1 BMW FW 22

Впрочем, история взаимоотношений BMW c Королевой автоспорта далеко не закончена и у нас еще будет возможность дописать ее до конца.

Баварский путь или Хождения по мукам

Эрнст Хенне  устанавливает абсолютный рекорд скорости для мотоциклов

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW V12 LMR, Le Mans 1999

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

Wilhelm Noll/Fritz Crohn

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

Brabham BMW BT 52, 1983

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW 328, Le Mans 1939

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW 3.0 CSL

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

Ernst Henne

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW R 51/3, 1951

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW R 32

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW R 24, 1948

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW R 1100 RS, 1993

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW K 100, 1983

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW F 650, 1993

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW Isetta

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW 8 Series

 

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

Production BMW R 32, 1923

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

Otto Werke

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

Завод BMW Milbertshofen, 1945

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

Завод MINI в Оксфорде

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

Завод BMW Eisenach, 1929

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

Завод BMW Spartanburg

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

Завод BMW Milbertshofen

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

Завод BMW в Лейпциге

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

Завод BMW Dingolfing

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW Group Welt

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW France, 1973

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW R 24, 1948

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

Штаб-квартира BMW

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW E1

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW E1

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW E1

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW E1

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW E1

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW E1

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW E1

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW 2000 Touring

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW 2000 Touring

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW 2000 Touring

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW 2000 Touring

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW 2000 Touring

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW Group Classic в Гудвуде

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW Group Classic в Гудвуде

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

Sebastian Gutsch и Troy Corser на BMW R 5 SS

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW M1 Group 4

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW V12 LMR

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW Z1, 1988-1991

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW Z1, 1988-1991

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW Z1, 1988-1991

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW Z1, 1988-1991

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW Z1, 1988-1991

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW Z1, 1988-1991

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW Z1, 1988-1991

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW Z1, 1988-1991

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW Z1, 1988-1991

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW Z1, 1988-1991

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

BMW Z1, 1988-1991

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

Протитип BMW Z1, 1986

 

 

Баварский путь или Хождения по мукам

Classic Mini - Team 59

(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное