Top.Mail.Ru
Шагающие колесные экскаваторы: проходимость на грани фантастики!

Шагающие колесные экскаваторы: проходимость на грани фантастики!

текст: Валентин Ожго / фото: автора и фирм-производителей / 24.07.2020
Исполняется 55 лет первому прототипу паукообразных колесных экскаваторов. «Автопарк» решил отследить сегодняшнюю ситуацию на рынке этих землеройных машин...

Своим видом колесные шагающие экскаваторы напоминают гигантских пауков из фантастических фильмов. Но их проходимость впечатляет еще больше: они с легкостью перешагивают через заборы и лазают по горам!

Монополия двух лидирующих на мировом рынке производителей колесных экскаваторов шагающего типа Menzi Muck AG из Швейцарии и Kaiser AG Fahrzeugwerk из Австрии, которые вместе начинали и потом, что-то не поделив между собой, запустили собственные заводы по выпуску такой техники, окончательно разрушена. С юга начала «подпирать» итальянская компания Euromach SRL, рекорд которой по типоразмеру машин от 16 до 19 т к нынешнему лету никто не побил. На востоке законодателей технической моды начал теснить китайский концерн XCMG.

Шагающие колесные экскаваторы: проходимость на грани фантастики!
Если нет возможности объехать, то можно… перешагнуть.

На этом перечень разработчиков и производителей шагающих машин можно закрыть. Ранее присутствующая на рынке Schaeff Group (Германия) после поглощения корпорацией Terex тихо покинула торговую площадку. Как-то незаметно ушла в неизвестность компания Batemag SRL (Италия), о которой напоминают работающие по всей Европе машины с ее маркировкой и выставленный на продажу всего за $4095 одноименный домен.

Шагающие колесные экскаваторы: проходимость на грани фантастики!
Euromach 1500 Mobile с гидравлическим буровым станком заякорился на горном склоне.

Некоторые обозреватели в список паукообразных шагающих машин вводят технику Teupen. Мы этого делать не станем, поскольку там другой сегмент — телескопические подъемники и КМУ на обычном шасси, без вылета колес или гусениц по вертикали и горизонтали: в серии Leo паучья схема опор заменила обычные аутригеры для вывешивания машины на рельефных неровностях и расширения опорного контура ее фиксации в операционном режиме. Мы же рассматриваем технику с паукообразной схемой, интегрированной в ходовую базу.

Шагающие колесные экскаваторы: проходимость на грани фантастики!
Такие машины (Kaiser S2) работают не только землекопами, но и альпинистами-буровиками.

Употребляемый термин «шагающий» в некоторой степени преувеличен, поскольку обозреваемая техника все-таки не шагает, а едет. Однако при необходимости она может уверенно топать и даже карабкаться вверх. Особенно это актуально на площадках, где колесное передвижение затруднено или вообще неосуществимо. В горной местности, районах со сложным рельефом такие машины — как палочка-выручалочка. Впрочем, на равнине часто встречаются перепады уровня горизонта у рек, водоемов, железнодорожных насыпей или автомагистралей, и там паукообразные тоже не лишние.

Шагающие колесные экскаваторы: проходимость на грани фантастики!
Это тот же экскаватор, но более легкий и с дополнительными ходовыми и операционными возможностями.

Это тот же колесный экскаватор, но в облегченной версии и с более функциональными дополнительными возможностями пошагового передвижения. Именно его лапы-трансформеры с колесами и зубчатыми якорными опорами коленчатого типа для выравнивания корпуса по горизонтали являются тем недостающим звеном, которого не хватает машинам классического исполнения для работы на склонах, в том числе большой крутизны.

СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ…

Патриархи машиностроения Menzi и Kaiser знакомы российскому потребителю, а вот итальянская и китайская техника такого исполнения пока в диковинку, хотя по комплектации, моторесурсу, ремонтопригодности и стоимости владения имеет привлекательные отзывы. Если взять самую маленькую размерную группу колесных шагающих экскаваторов, то моторное пристрастие Menzi к своей малолитражке А20 (масса 2 т) и Euromach к маломерке 1500 Mobile (1,9 т) одинаковое.

Шагающие колесные экскаваторы: проходимость на грани фантастики!
Увеличились заказы на 4‑лапые машины, но версии с двумя зубчатыми стабилизаторами для горного якорения остались в большинстве.

Оба производителя облюбовали проверенный временем классический трехцилиндровый дизельный агрегат Kubota 1105 мощностью 24 л. с. И хотя такой силовой потенциал даже меньше, чем у мотоцикла «Урал», для экскавационных операций его вполне достаточно. Оба экскаватора по рабочему инструментарию имеют разрывную силу 17 и 18 кН соответственно, а по силе отрыва — 11 и 10,7 кН.

Шагающие колесные экскаваторы: проходимость на грани фантастики!
У китайских трансформеров XCMG налицо европейская конструкторская школа Menzi и Kaiser.

Два оставшихся на рынке игрока — XCMG и Kaiser в маломерную размерную группу не пошли, держатся в легком и среднем диапазонах шагающих колесников. Однако по состоянию на 1 июня 2020 г. ни один из перечисленных заводов по выпуску паукоподобных машин не смог побить рекорд итальянцев: Euromach поставляет на рынок самый мощный в мире шагающий экскаватор с пневмошинной ходовой базой. Если масса самых популярных выпускаемых моделей у Menzi, Kaiser и XCMG имеет от 10 до 13,5 т, а мощность моторов колеблется до 155 л. с., то модель R145 Big Foot — Forester («Лесник») без инструментальной атрибутики весит 16 тонн и обладает силовым потенциалом 266 л. с.

Шагающие колесные экскаваторы: проходимость на грани фантастики!
Паукообраз-ные малолитражки незаменимы на ограниченных рабочих площадках. На фото — Batemag Р40.

Таким образом, итальянский производитель одновременно открывает мировой типоразмерный список паукоподобных упомянутой выше самой маленькой моделью 1500 Mobile и закрывает ее своим «исполином» R145 Big Foot — Forester.

…ТЫ ДРОВОСЕКОМ БЫТЬ ОБЯЗАН

Итальянцы создали паукообразный экскаватор R145, как и 10 других моделей более легких размерных групп в исполнении Forester, под целевую аудиторию заказчиков из лесной отрасли: обычные харвестеры для равнин с комплектацией самых современных интеллектуальных систем работать по горным склонам не могут. Крупноразмерная «стосорокопятка» на сложных рельефах ведет себя достойно. Клешневидные лапы с механизмом локтевых (коленчатых) изгибов и телескопических систем выдвижения в горизонтальных и вертикальных плоскостях позволяют надежно фиксировать машину на косогоре не только колесами (диаметр 1600 мм), но и зубчатыми стабилизаторами (якорями). При этом из стандартного транспортного режима 2,43 м колесные лапы-ходули по размаху могут трансформировать габарит на максимальную ширину 4,74 м.

Шагающие колесные экскаваторы: проходимость на грани фантастики!
Шагающие колесные экскаваторы: проходимость на грани фантастики!
Самая большая модель в семействе паукообразных R145 Big Foot — Forester может работать с любой навеской, но его удел — лесосека.

Итальянский «Лесник» R145 с харвестерной головкой на стреле и полной заправкой топливом по массе достигает 17,5 т. Это на добрых 4 тонны больше, чем «середнячки» конкурентов. Увеличение веса не повлияло ни на передвижение по крутым склонам, ни на операционный режим: системы безопасности разрабатывались именно для работы в условиях сложного рельефа.

Разработчики предусмотрели для такой версии машины установку трех насосов переменного размера, один из которых обеспечивает ходовую базу, другой отвечает за гидропотоки на стрелу, а третий предназначен для рабочей атрибутики. Здесь используются стандартные поршневые помпы переменного объема с регулятором мощности и максимальной подачей рабочей жидкости 320 л/мин.

Для удобства оператора и поддержания высокой производительности разработчики оправданно пошли на увеличение массы «лесоруба», поставив дополнительный бак на 250 л к уже имеющейся стандартной емкости на 190 л. Это избавило от переезда машины с делянки рубки или стройплощадки на дозаправку, что в условиях горной или холмистой местности проблематично. Да и топливозаправщик на такую крутизну не вскарабкается. Таскать топливо 20‑литровыми канистрами для 6‑цилиндрового мотора John Deere 6068HF485 тоже хлопотно. Даже дюжий по силе оператор свалится с ног после десяти ходок вверх для заправки основного бака.

Имеется и второй аргумент: при заправке вручную, когда канистры с топливом под гору принесут помощники, машина будет простаивать как минимум 30–40 минут. И это при том, что «паук» оснащен насосом для перекачки дизеля из канистры. К слову, этой же помпой перегоняется топливо из дополнительного бака в основной. Если учесть, что опытному оператору в среднем на рубку одного дерева, его раскряжевку по заданному сортименту нужно от 1,5 до 2 минут, то результат потерь от простоя будет внушительным как по итогам смены, так и суммарно за рабочую неделю.

…И ПЛЮС РОБОТИЗАЦИЯ

Поднебесная как-то стороной обходит в сравнении паукообразное наименование своей техники, чаще употребляя название экскаватор-трансформер. Трудно поверить, но в КНР выпуском техники такого исполнения занялся только концерн XCMG. К началу лета он имел продуктовую линейку из трех моделей: ET110, -111, -112.

Характеристики примерно схожие с европейскими одноклассниками. К примеру, тиражируемый в Китае паук-землекоп ET110 массой 11,3 тонны способен оперировать ковшом (0,3 м3) в рабочей зоне радиусом 7,7 м, по глубине копания он может черпать с 5,4 м, а по высоте дотягиваться до отметки 8,8 м, что наблюдаем у всех упомянутых выше «европейцев».

Если итальянцы на российский рынок еще только посматривают, то китайцы уже на всех ресурсах продвигают свои землекопы-трансформеры. Правда, ни на одной специализированной российской выставке эти машины еще не появлялись, но не исключено, что они могут принять участие в перенесенной на осень выставке bauma CTT Russia. Если выставятся, то чем-то особенным любая из трех моделей вряд ли удивит — налицо европейская конструкторская школа, развивающаяся по канонам Menzi и Kaiser.

Шагающие колесные экскаваторы: проходимость на грани фантастики!

Правда, свои ноу-хау китайцы все-таки выдали на зависть европейцам. Главное их достижение — в хорошей роботизации машины, что позволяет оператору работать дистанционно с поясного поста управления. В отличие от европейских «пауков», разработчики из Поднебесной добились на своих радиоуправляемых машинах более устойчивого сигнала: при изменчивых электромагнитных условиях их интеллектуальная система лучше реагирует на сбои и самостоятельно корректирует диапазон частот, не тормозя операционный процесс.

Радиус уверенного приема самого простенького дистанционного пульта — в пределах визуальной видимости, но при необходимости китайцы готовы укомплектовать удаленный пост управления более мощным передатчиком, разместив оператора в комфортном офисе с расширенной панелью мониторов операционного видеоконтроля. Для этого на машину ставятся более мощный приемник и специальная антенна, а также достаточное количество камер для панорамного обозрения рабочей зоны.

С такой комплектацией появится возможность дистанционно управлять машиной на расстоянии в несколько сотен, если не тысяч, километров. К примеру, где-нибудь в зоне радиации около АЭС «Фукусима-1» в Японии или же возле Чернобыля на Украине. При этом оператор будет сидеть в Шанхае, Пекине или Гуанчжоу.

К слову, европейцы тоже пошли по пути роботизации своих паукообразных. В нынешнем году на испытание вышел Menzi Muck с системой удаленного управления, подготовленный для обезвреживания оставшихся боеприпасов возле горного местечка Митхольц, что в кантоне Берн: Швейцария готовилась к Второй мировой войне, но так в ней и не участвовала. Огромный арсенал в глубоком бункере под горой с запасом неиспользованных авиабомб, снарядов, мин, гранат, патронов в 1947 году по невыясненным причинам взлетел на воздух. Под завалами осталось не менее 3500 тонн неразорвавшихся боеприпасов — почти половина арсенала.

Шагающие колесные экскаваторы: проходимость на грани фантастики!
Menzi Muck получил симметричную стабилизацию P-Vation для более выверенной регулировки колес в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Решено разобрать завалы и утилизировать все взрывоопасные предметы. На передовую выйдут роботизированные машины. Первые испытания удаленного управления «пауком» с расстояния в чуть более 100 км дали хорошие результаты — машина послушная, чутко реагирует на любые радиокоманды, что по движению и фиксации на рабочей площадке, что по операционному процессу.

ЕЩЕ НЕ ИЗОБИЛИЕ, НО УЖЕ НЕ ДЕФИЦИТ

Патриархи паукообразного машиностроения Menzi Muck и Kaiser каких-либо революционных прорывов в этом сезоне не показали, о своих наработках к юбилейной дате еще не раскрываются. Компания Kaiser в прошлом году вывела на рынок новое поколение мобильных шагающих экскаваторов S10 и S12 Allroad. Акцент сделан на улучшение экологичности за счет комплектации мотором Perkins (155 л. с.) формата Stage 5. Привлекательности добавляет свежая разработка ходовой базы с улучшенной кинематикой, позволяющая выровнять на склоне корпус 13‑тонной машины с перепадом высот на 2,28 м, а также увеличенная мощность гидравлического потока, что сказалось на операционной производительности.

Шагающие колесные экскаваторы: проходимость на грани фантастики!
Kaiser предложил шагающие экскаваторы S10 и S12 Allroad с ходовой базой улучшенной кинематики.

Бренд Menzi Muck в прошлом году представил новое поколение паукообразных колесных экскаваторов М-серии модификации Х. Это премьерное шасси с интеллектуальной технологией бесступенчатого силового привода Vx-Drive. Инновация позволяет равномерно выбирать скоростной режим 0‑15 км/ч с максимальным крутящим моментом по всему диапазону регулировки во время любой фазы движения.

Помимо этого паукообразная 13,5‑тонная машина (мотор Deutz, 156 л. с., гидросистема Rexroth) со всеми колесами одинаковой размерности и шириной протектора 800 мм получила революционную симметричную стабилизацию P-Vation. Теперь у оператора есть возможность параллельной регулировки стабилизаторов и колес в горизонтальном и вертикальном направлениях с максимальным диапазоном корректировки.

(4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное