Top.Mail.Ru
Спи, не замерзнешь: выбираем стояночный отопитель для кабины грузовика

Спи, не замерзнешь: выбираем стояночный отопитель для кабины грузовика

фото: фото автора и "Адверс" / 29.11.2023
Автономный отопитель кабины потребляет не более 56 Вт мощности и при этом способен обеспечивать комфортную температуру всю ночь, умеренно расходуя заряд аккумулятора. Неудивительно, что такое оборудование пользуется особой популярностью у перевозчиков, а предлагаемая на рынке техника отечественного производства способна заместить импортные аналоги.

Михаил Ожерельев

Комфорта много быть не может – с таким утверждением точно согласятся все, особенно водители, вынужденные часами, а то и днями, находиться в кабинах своих грузовиков. В России тема отдыха в кабине большегруза приобрела актуальность после ужесточения тахографического контроля: в 2019 году заработал закон о новых штрафах для компаний, заставляющих водителей перерабатывать. Косвенным подтверждением законопослушности стала активная заполняемость грузовых автостоянок на трассах. И правы будут те, кто видит интерьер магистрального грузовика не только как рабочее место водителя, но и как полноценный жилой отсек.

Спи, не замерзнешь: выбираем стояночный отопитель для кабины грузовика

В РЕЙСЕ КАК ДОМА

Современным заводским решением для поддержания тепла в кабине на стоянке является жидкостный подогреватель. Подключенный к системе охлаждения агрегат обеспечивает предварительный прогрев мотора, исключая его холодный запуск, он же может обеспечивать и обогрев салона. С точки зрения оптимизации конструкции грузовика лучше не придумаешь: прибор не занимает место в кабине, не требуется прокладки отдельных воздуховодов, поскольку тепло распределяется через штатные воздуховоды.

Спи, не замерзнешь: выбираем стояночный отопитель для кабины грузовика

Правда, у предпусковых жидкостных подогревателей есть и объективный недостаток – высокое (90-130 Вт) потребление электроэнергии водяным насосом – нередки случаи, когда старенькая батарея под утро оказывается полностью «посаженной», и вместо выезда на линию в теплой кабине водителя ожидает возня на морозе с проводами и «катюшей». Не случайно при заводской установке предпусковиков, например, на грузовики «Большой европейской семерки», автомобили комплектуются дополнительным аккумулятором или источниками тока с другими характеристиками. Например, Volvo Trucks предлагает всем заказчикам грузовиков Volvo FH и FM аккумуляторы AGM, а не обычные батареи в базовой комплектации. Согласитесь, такой апгрейд может сулить дополнительные расходы для перевозчиков после нескольких лет эксплуатации машины.

Спи, не замерзнешь: выбираем стояночный отопитель для кабины грузовика

Другое дело – воздушный отопитель, работающий по принципу фена, как, кстати, его и называют на шоферском сленге. Охлаждение теплообменника потоком воздуха, забираемого из кабины и выходящего, естественно, обратно в кабину, идет не столь интенсивно, как жидкостью, поэтому при равной мощности «фен» получается более габаритным, нежели подогреватель. Но ему и не нужна мощность последнего, ибо почти вся энергия от сгоревшего топлива (за исключением 3-5 %, что уносятся нагретыми до 300-400 °С отработавшими газами) выделяется в виде тепла в кабине автомобиля. Двух киловатт «воздушнику» вполне достаточно, чтобы устроить водителю магистрального грузовика или машинисту автокрана, экскаватора и бульдозера настоящий «Ташкент». 

Спи, не замерзнешь: выбираем стояночный отопитель для кабины грузовика

При мощности 4 кВт тепла с избытком хватит даже при зимней ночевке в Якутии, ну а 8-9-киловаттные агрегаты отапливают салоны автобусов, больших автодомов и спецтехники. В разы меньший объем пламени обеспечивает практически бесшумность работы в сравнении с жидкостным подогревателем. Энергию от аккумулятора расходуют лишь маломощные потребители – даже в 4-киловаттном режиме максимальной отдачи ток от 24-вольтовой батареи не превышает 2,3 А, а при мощности 1,5 кВт – всего 0,875 А. То есть за длинную зимнюю ночь аккумулятор не потратит и двадцатой доли своей емкости. Расход же топлива в таком умеренном режиме составит около 0,192 л/ч, то есть в 25 (!) раз меньше, чем у камазовского дизеля на холостом ходу.

Спи, не замерзнешь: выбираем стояночный отопитель для кабины грузовика

ТЕПЛО И СУХО

Принцип работы у автономных отопителей разных производителей один и тот же – топливо, подаваемое выносным электромагнитным насосом, врезанным в магистраль поближе к баку (нагнетать всегда легче, чем всасывать), дозированно, под управлением электроники, поступает в камеру сгорания, а точнее, на испаритель. Там образуется топливовоздушная смесь.

Спи, не замерзнешь: выбираем стояночный отопитель для кабины грузовика

Перед испарителем установлена электрическая свеча накаливания с керамическим стержнем. Она воспламеняет полученную смесь, и огонь нагревает теплообменник, расположенный вокруг камеры сгорания. При помощи воздушного потока, который создает нагнетатель воздуха, происходит отбор тепла с внешней стороны теплообменника и прокачка его в отапливаемое помещение. Продукты сгорания выводятся через выхлопную систему наружу за контур кабины.

Спи, не замерзнешь: выбираем стояночный отопитель для кабины грузовика

Поворотным регулятором или кнопками на пульте можно задать несколько режимов работы отопителя – в зависимости от выбранного, процессор установит требуемую скорость вращения вентилятора и объем подачи топлива. Некоторые современные изделия опционально поддерживают дистанционное управление.

Спи, не замерзнешь: выбираем стояночный отопитель для кабины грузовика

За поддержанием температуры следят датчики: один может быть встроен в пульт управления или на входе воздушного потока в отопитель, другой – выносной, и его ставят, например, у спального места, протягивая туда отдельный жгутик проводов. Датчик перегрева теплообменника (термовыключатель) – страховочный элемент, он посылает сигнал на блок управления, требуя прекратить подачу топлива.

Спи, не замерзнешь: выбираем стояночный отопитель для кабины грузовика

ВЫБИРАЕМ РОССИЙСКОЕ

Рынок автономных отопителей в России продолжает развиваться, несмотря на сложную экономическую ситуацию. Кто же из производителей готов предложить самые убедительные аргументы в пользу своей продукции?

Спи, не замерзнешь: выбираем стояночный отопитель для кабины грузовика

Старейший из отечественных производителей автономных отопителей – ШААЗ. Древняя и весьма нетехнологичная, как и положено в «оборонке», конструкция шадринских теплообменников (их сваривают вручную из нержавейки) имеет одно существенное преимущество перед немецким литьем – производственную гибкость. Освоить отопитель специального назначения и особой конфигурации заводу проще простого – был бы заказчик с деньгами. В производственной линейке ШААЗа остаются 8 моделей «воздушников» на дизельном топливе – мощностью от 2 до 11 кВт.

Компания «Прамотроник» предлагает две линейки автономных отопителей – стандартного (серия М) и компактного (серия Air Pro) исполнения. Модельный ряд включает изделия теплопроизводительностью от 2,5 до 5,5 кВт, работающие на дизельном топливе. Реализованный в линейке Air Pro алгоритм автоматического поддержания заданной температуры предусматривает плавный переход с максимального режима работы на средний и минимальный. 

Спи, не замерзнешь: выбираем стояночный отопитель для кабины грузовика

Производитель из Набережных Челнов «ТеплоАвто» продвигает новый бренд воздушных отопителей Aero Comfort. Прибор выпускается в 2- и 4-киловатной версиях и предназначен для обогрева небольших объемов — салонов легковых авто, кабин легких грузовиков класса «Газель», строительной техники.

Самарская компания «Адверс» поставляет свои отопители Planar на конвейеры КАМАЗ, ГАЗ, производителей специальной и дорожно-строительной техники. Представлен широкий выбор мощностей – от 2 кВт («Планар-2Д») до 8 кВт («Планар-9Д») в версиях для 24- и 12-вольтовой бортовой сети. Плавное регулирование мощности (10 ступеней) дает возможность выбрать оптимальный режим, исходя из конкретной ситуации. Мощность определяется по особому алгоритму. Причем отопитель может работать на мощности заданной с пульта или поддерживать установленную температуру (предусмотрена связь как со встроенным, так и с внешним датчиком температуры). При работе в любом из режимов активен антиперегревный контроль. Он включает мониторинг температуры входящего воздуха и температуры корпуса теплообменника.  

Спи, не замерзнешь: выбираем стояночный отопитель для кабины грузовика

Отопителем можно управлять с помощью различных пультов или дистанционно, посредством смартфона через модем (приобретается отдельно).

Все модели Planar оснащены бесколлекторным двигателем, более надежным и тихим в сравнении с коллекторными моторами. Кстати, львиную долю компонентов для сборки изделий, включая электродвигатели, топливные насосы, алюминиевые теплообменники и пластиковые детали, «Адверс» производит самостоятельно, а не закупает у сторонних поставщиков. Только так можно обеспечить стабильное качество, говорят на заводе. И продолжают развивать компетенции. 

Спи, не замерзнешь: выбираем стояночный отопитель для кабины грузовика
Воздушный отопитель состоит из камеры сгорания, теплообменника, двигателя с двумя крыльчатками, свечи накаливания и датчика температуры. На схеме — «Планар 44Д-24/12».

На сегодняшний день самарское предприятие разработало и сертифицировало отопительные приборы под аббревиатурой ADR. Это продукция предназначена для оснащения автомобилей и спецтехники, занятой в перевозках опасных грузов. Узкий, но очень важный сегмент рынка. Случайных производителей туда не допустят.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное