
Современные автомобили становятся все более сложными и технологичными, что приводит к росту спроса на новейшие автокомпоненты. В настоящее время этот рынок является одним из самых динамичных и быстроразвивающихся в России. О том, что нового готовится для поставок на конвейеры и в сервисную сеть, мы узнали в компании «Прамотроник», занимающейся производством, продажей и обслуживанием отопителей, подогревателей и радиаторов.
Михаил Ожерельев
В сентябре ЗАО «Прамотроник», специализирующееся на производстве и обслуживании автомобильных систем отопления, подогрева и охлаждения двигателей, а также систем обогрева салонов и кабин коммерческого транспорта и спецтехники, отпраздновало 15-летие.

О специфике работы отрасли, пути компании и ее развитии, а также современных тенденциях производства рассказывает генеральный директор ЗАО «Прамотроник», Андрей Александрович Ткачев.
15 лет — путь долгий. Расскажите, как развивалась компания «Прамотроник» и чем занимается она сегодня.
В октябре 2008 года АО «Элтра-Термо» (г. Ржев) и АО «Лихославльский радиаторный завод» (г. Лихославль, Тверская обл.) были преобразованы в производственную компанию «Прамотроник». Вновь созданная компания ориентирована на разработку, производство, продажу и сервисное обслуживание современных климатических систем и систем независимого подогрева и охлаждения двигателей транспортных средств, коммерческого транспорта, автобусов и спецтехники.
«Теплая» составляющая компании, «Элтра-Термо», является ведущим российским производителем жидкостных подогревателей серии Elt и Stream, воздушных отопителей серии Air Pro, зависимых воздушных отопителей серии Briz и запасных частей к ним. Производственные площади завода превышают 5000 м2 с возможностью серийного выпуска до 10 000 изделий в месяц.

«Охлаждающая» составляющая компании, «Лихославльский радиаторный завод» (ЛРЗ), является крупнейшим отечественным производителем теплообменников для LCV, автобусов и специальной техники. Производственная площадь составляет 14 000 м2. Основой предприятия является современный участок производства алюминиевых радиаторов с применением технологии Nocolok. Это две современные технологические линии пайки радиаторов, позволяющие производить до 30 000 изделий в месяц. Принципиально новые технологические процессы и производственные стандарты обеспечивают выпуск продукции высокого качества, а гибкая заводская логистика позволяет осуществлять производство не только крупных, но и малых серий продукции. Многие потребители используют не только алюминиевые, но и медно-латунные радиаторы. Для них на предприятии действует линия по спеканию, позволяющая производить до 32 000 медно-латунных радиаторов в месяц. Выпускаемый в Лихославле номенклатурный ряд насчитывает более 150 наименований изделий, применяемых на коммерческом транспорте и спецтехнике. На предприятиях компании «Прамотроник» действует система менеджмента качества, соответствующая требованиям стандарта автомобильной промышленности IATF 16949 2016.

Поставляются ли изделия на конвейеры автозаводов?
Да, наши изделия поставляются на первичную комплектацию. Потребителями продукции является большинство автозаводов России и стран СНГ: КАМАЗ, МАЗ, ГАЗ, НЕФАЗ, УАЗ, ПАЗ, ЧТЗ, ЛИАЗ, «Петербургский тракторный завод» и другие производители сельскохозяйственной и специальной техники.

Сейчас много говорят о том, что непростая геополитическая ситуация дала российским производителям новые возможности. Работы прибавилось?
Российский рынок покинули западные компании, с которыми мы ранее конкурировали, и это открыло возможности к росту объемов производства уже выпускаемой продукции и к разработке новой. Ярким примером служит наше направление по отопителям. Кратно увеличились объемы продаж по жидкостным подогревателям ELT 32, Stream 160. В разы возросли запросы на эту продукцию от крупных и средних производителей коммерческого транспорта и спецтехники.

Какие проекты представляют для вас особую ценность?
Начиная с 2022 года по отопительной тематике было выделено новое для нас направление – «зависимые отопители». За текущий год мы разработали и запустили в продажу три новых изделия: Briz 370, Briz 600 и Briz 800. Последнее как раз является примером импортозамещающего товара. «Восьмисотый» широко востребован в производстве отечественных автобусов. В ближайшее время мы планируем увеличить выпуск модели Briz 800 до десятков тысяч в год.

В этом году мы также расширили линейку воздушных отопителей новым изделием AirPro 35, которое обладает рядом преимуществ по сравнению не только с прошлыми моделями серии, но и с изделиями конкурентов. Его отличает минимальный размер в своем классе, существенная экономия топлива (до 15%), стабильный режим работы во всех диапазонах мощностей, улучшенная теплоотдача и бесшумность.

До конца года на ЛРЗ будет выпущено восемь новых радиаторов. Часть из них мы планируем поставить на Минский автозавод, остальные радиаторы предназначены для КАМАЗа.
Также мы уже готовим бизнес-планы по производству новых изделий на следующий год. Предварительно можем сказать, что в 2024 году мы порадуем наших покупателей сразу десятью новыми разработками, которые они смогут приобрести уже в следующем сезоне.
Какова ситуация с сырьем и комплектующими для производства?
Геополитическая ситуация дала не только новые рынки сбыта, но и, конечно, принесла новые проблемы с материалами, которые мы приобретали. Ранее мы использовали европейское сырье для производства части изделий и нам пришлось искать ему замену в России и Азии. Здесь стоит сказать, что компания много сил, времени и средств тратит на отбор поставщиков, материалов, на лабораторные исследования и испытания, чтобы не только сохранить, но и повысить качество выпускаемых изделий.
Последняя из проблем, которую мы успешно решили – это поставка электронных компонентов для блоков и пультов управления отопителей и подогревателей. Мы были вынуждены переработать аппаратуру и заменить компоненты, попавшие под ограничения. С этой проблемой тоже справились.

И испытания в нашей лаборатории в камере холода при минус 60 0С показали, что мы сделали надежное, работающее во всех температурных режимах изделие.
Какова численность персонала в компании. Какие специальности сейчас наиболее важны для функционирования производств?
Как говорится в стихотворении Владимира Маяковского «Кем быть?»: «Намотай себе на ус — все работы хороши, выбирай на вкус!». Поскольку мы производственная компания, то для нас важны, прежде всего, конструкторы, технологи и логисты. Для функционирования производства также необходимы рабочие специальности – сварщики, паяльщики, штамповщики, слесари механосборочных работ. По этим позициям мы испытываем дефицит кадров. Данная проблема актуальна сейчас по всей стране, но мы это чувствуем вдвойне, поскольку наши производства расположены в малых российских городах, где каждый год наблюдается отток квалифицированной рабочей силы. Сейчас на двух производствах у нас трудятся более 300 сотрудников.
Расскажите о развитии вашей дилерской сети.
Если говорить об оффлайн-каналах продаж, то для себя мы выделяем два основных. Первый – это дилерская сеть, которая осуществляет продажу наших изделий по всей территории РФ, в Белоруссии и Казахстане. Второй канал – это авторизованные сервисные компании, с которыми мы работаем в проекте «Отопители». Наши партнеры, авторизованные сервисы, пройдя обучение и аттестацию, профессионально устанавливают изделия на транспортные средства, оказывают гарантийную сервисную поддержку и постгарантийное обслуживание. В ближайшие два года мы планируем расширить сеть до 250 авторизованных партнеров по России, Белоруссии и Казахстану и обеспечить тем самым доступность сервисного обслуживания для максимального количества потребителей.
Подписка на рассылку материалов Автопарка
Редакция рекомендует:
