Top.Mail.Ru
Покупка машины в лизинг: почему это выгодно

Покупка машины в лизинг: почему это выгодно

28.10.2014
Лизинг чрезвычайно популярен на Западе. Российские же покупатели только начали распознавать плюсы такого инструмента, но в ближайшие годы количество автомобилей, взятых в оперативную аренду, может подойти к миллиону

Ирина Зверева

Разберемся, какие особенности и перспективы этого относительно нового на нашем рынке инструмента, а также в каких случаях стоит отдавать ему предпочтение перед «конкурирующими» вариантами.

Оперативный лизинг позволяет брать технику на время, не приобретая ее в собственность, что актуально в условиях экономической неопределенности. Лизингодатель по своему усмотрению и на свой риск приобретает имущество, а затем передает его клиенту во временное владение и пользование на платной основе. По сути, это аренда, ориентированная на компании, которые относятся к предмету лизинга как к основному фонду, позволяющему получать максимальную прибыль.

Другой вид лизинга — финансовый — пока куда более популярен. По итогам договора имущество остается у лизингополучателя. Во многом из-за этой особенности большинство клиентов предпочитают именно этот вариант: желающих отчислять платежи и не получить в итоге объект лизинга в собственность, не так много. По данным экспертов, на финансовый лизинг приходится не менее 90% от общего объема сделок по автолизингу. Таким образом, доля оперативного (или операционного) лизинга не превышает 10%. И то речь об аренде новых автомобилей, если же брать корпоративный парк в целом, то «оперативке» остается совсем мизер. По данным LeasePlan Russia, если весь корпоративный парк насчитывает более 2,5 млн автомобилей, то размер парка, взятого в оперативный лизинг, чуть более 30 тысяч. Что касается Западной Европы, то здесь доля автопарка оперативного лизинга превышает 30%, а в некоторых странах составляет более 70%.

Кроме ментального неприятия платы за то, что не получишь в собственность, есть и другие сдерживающие факторы для развития этого инструмента.

— Ведущие российские лизинговые компании ориентированы именно на финансовый лизинг в связи с тем, что работа по схеме оперативного лизинга сопряжена с рядом трудностей, как для самой лизинговой компании, так и для клиента, — сравнивает заместитель генерального директора ОАО «ВЭБ-лизинг» Алексей Сичинава. — По сути, оперативный лизинг и является обычной арендой, а это значит, что он лишен тех преимуществ, которыми обладает финанс

овый лизинг: возможность лизингополучателя экономить на НДС и налоге на прибыль, ускоренная амортизация, возможность получения государственных субсидий по лизингу и т. д.

Сдерживающим фактором для российского рынка оперативного лизинга наряду с общей экономической напряженностью эксперты называют также неразвитость инфраструктуры. Ведь компаний, осуществляющих полную техническую поддержку основных средств, предоставляемых в лизинг, не так много.

— Одна из причин слабого проникновения оперативного лизинга в том, что оперативный лизинг и высокоуровневый флит-менеджмент — это сложное и затратное направление деятельности, требующее широкой региональной сети, то есть непосредственного присутствия там, где эксплуатируется парк автомобилей лизинго-получателя, — указывает вице-президент «Европлана» Александр Михайлов, добавляя, что «Европлан» как раз такой развитой сетью обладает (более чем в 90 городах России).

Многие эксперты называют и такую помеху развития оперативного лизинга, как отсутствие ясности с последующей реализацией техники. Сформированного рынка подержанной коммерческой техники нет. Поэтому лизинговые компании менее смело, чем в Европе, берут на себя риски остаточной стоимости. Перепродать бывшую в  употреблении технику очень трудно. Использование оперативного лизинга, таким образом, предполагает наличие зрелого вторичного рынка, поскольку вернувшиеся объекты надо далее сдавать в аренду.

РЫНОК СТАНОВИТСЯ ОПЕРАТИВНЕЕ

И все-таки, несмотря на перечисленные сдерживающие факторы, оперативный лизинг — единственный сегмент, который на фоне общей стагнации как авторынка, так и автолизинга показывает рост. По оценкам, за прошлый год его доля удвоилась, а в некоторых сегментах даже утроилась. По этому году итоги еще, конечно, не подведены, однако аналитики фиксируют продолжение тренда — хоть и не столь впечатляющее.

— Объем автомобильного лизинга за прошедшие 8 месяцев сократился. Касается это, впрочем, только финансового лизинга — сказывается сильная зависимость от динамики автомобильного рынка в целом и выросшей стоимости финансирования, — комментируют в LeasePlan Russia. — Оперативный лизинг, напротив, продолжает набирать обороты, уверенно увеличившись более чем на 12%.

— Интерес российских лизингополучателей к оперативному лизингу постоянно возрастает, но до уровня стран Европы нам еще очень далеко, — констатирует, в свою очередь, представитель «Европлана». — Чаще всего оперативным лизингом в России пользуются западные компании и крупные российские компании с большими парками служебных легковых машин, которым намного интереснее использование предмета лизинга, чем право собственности на него и связанные с этим издержки и головная боль.

По данным экспертов, наиболее крупные сегменты оперативного лизинга — легковые и грузовые автомобили, а также спецтехника. По информации НМР, 38% опрошенных лизингодателей предлагают сейчас оперативный лизинг как легковых автомобилей, так и самосвалов.

Почему же все больше российских компаний — вслед за европейскими — начинают предпочитать оперативный лизинг? В каких случаях он лучше финансового?

Для начала напомним, что если финансовый лизинг — это инструмент для приобретения права собственности (аналог покупки в рассрочку или в кредит), то оперативный — это инструмент для приобретения права использования, но не права собственности.

Оперативный лизинг, если суммировать рекомендации экспертов, имеет смысл выбирать в нескольких случаях. Во-первых, когда предполагаемые доходы от использования арендованного оборудования не окупают его первоначальной цены. Во-вторых, когда оборудование требуется на небольшой срок. Например, для сезонных работ или разового использования. Так, для ряда отраслей (в частности, строительства) характерна загрузка мощностей лишь на определенное время. В-третьих, если объектом сделки выступает новое, ранее не используемое, либо быстроустаревающее оборудование.

Оперативный лизинг предоставляет возможность использовать новейшее оборудование, при этом клиент освобождается от проблем, связанных с его хранением, ремонтом, обслуживанием. Также он позволяет оптимизировать логистику, когда вопросами перемещения техники с места на место занимается лизинговая компания.

— Выбор зависит от вида деятельности и задач компании, размера компании и автопарка, назначения автомобилей, — комментируют в LeasePlan Russia. — Оперативный лизинг для больших и средних автопарков приносит выгоду за счет сокращения затрат, повышения эффективности и передачи рисков. Для небольших и малых автопарков это, прежде всего удобство, высвобождение и оптимальное использование собственных ресурсов, использование покупательной способности лизинговой компании для достижения экономии.

При этом срок договора в оперативном лизинге, добавляют в компании, близок к оптимальному — с точки зрения затрат, срока эксплуатации автомобиля. Он может варьироваться в зависимости от нужд бизнеса от 2 до 6 лет. В финансовом лизинге срок договора ниже, чем срок полезного использования, чаще всего 1,5–2 года. Здесь задача иная — оптимально разнести платежи во времени, получить автомобиль в собственность и затем продолжить его эксплуатацию.

ЧТО ВЫГОДНЕЕ?

Якобы высокая стоимость оперативного лизинга — самый большой миф, говорят в LeasePlan Russia. Чтобы разобраться, надо разложить все траты при «конкурирующих» вариантах по полочкам.

Начнем с финансового лизинга. Что тратит компания?

На финансирование — сразу выплачивается аванс в размере 10–30% от стоимости автомобиля, затем ежемесячно выплачивается остальная стоимость автомобиля и проценты лизинговой компании.

На эксплуатацию — оплата за регистрацию, транспортный налог, страхование, техобслуживание, ремонт, зимние шины (в зависимости от пробега возможно и новые летние) и другие эксплуатационные расходы. Топливо в расчет не берем.

Что происходит в конце срока договора?

Компания выкупает (иногда за символические деньги) подержанный автомобиль, который вынуждена продавать. Как успешно, как долго, как выгодно — зависит от компании. Другой вариант — продолжает эксплуатировать старую машину.

А вот какие траты при оперативном лизинге, подсказывают в LeasePlan Russia.

Аванса нет: ежемесячно выплачиваются платежи, которые состоят из части (!) стоимости автомобиля и процентов лизинговой компании. При этом выплачивается не полная стоимость автомобиля, а только та часть, которая соответствует сроку использования автомобиля.

Остаточная стоимость, весьма существенная, в расчет не идет. Таким образом, финансовая составляющая значительно ниже, чем при финансовом лизинге.

На эксплуатацию — абсолютно то же самое, то есть оплата за регистрацию, транспортный налог, страхование, техобслуживание, ремонт, зимние шины (в зависимости от пробега возможно и новые летние) и другие эксплуатационные расходы, с той лишь разницей, что все эти затраты уже включены в ежемесячный платеж и зафиксированы на срок договора.

— Что происходит в конце срока? Компания просто возвращает автомобиль лизингодателю и арендует новый. Ни хлопот, ни забот, — заключают сравнение трат эксперты.

В расчете лизинговых платежей не учитывается остаточная стоимость автомобиля, резюмируют, в свою очередь, в «Европлане».

ПЕРСПЕКТИВА НА МИЛЛИОН

Итак, оперативный лизинг привлекает тех, кто желает заменить устаревшее и ненадежное оборудование, занять новую нишу, обойти конкурентов. А также избежать рисков, связанных с владением имуществом — например, с моральным старением, снижением рентабельности в связи с изменением спроса на производимую продукцию, поломкой оборудования и так далее.

— Лизингополучатели, прибегая к оперативному лизингу, могут регулярно обновлять основные фонды, используя более экономичную и производительную технику, — комментирует заместитель генерального директора ОАО «ВЭБ-лизинг» Алексей Сичинава. — И при этом — экономить на ее техническом обслуживании, сокращая численность персонала, передавая риски, управленческую и административную работу третьей стороне — лизинговой компании.

Использование оперативного лизинга, по словам эксперта, обоснованно при приобретении крупных партий автомобильной техники (несколько десятков автомобилей). Также при условии их активной эксплуатации, например, логистическими или таксомоторными компаниями, добавляет он. Эта финансовая услуга может быть востребована и строительными и подрядными организациями при приобретении спецтехники.

Так что у экспертов есть железный аргумент в ответ на возражения, что техника при использовании данного инструмента не приобретается  собственность. Клиент платит только за то, чем он пользуется, и оплачивает износ автомобиля за срок лизинга. При этом он избавляется от проблем с реализацией подержанной машины, зная цену этой процедуры заранее.

Риски для лизингодателя — плюсы для компании-клиента. Если ситуация на рынке меняется к худшему, актив всегда можно вернуть хозяину. При этом можно быстро переходить на новую технику при сравнительно небольших издержках. А компания может произвести необходимые инвестиции в развитие предприятия, не изымая значительных средств из оборота, что очень важно в условиях экономической нестабильности.

Таким образом, перспектива постоянного обновления автопарка (с новыми автомобилями практически нет эксплуатационных и технических проблем) привлекает все больше компаний.

— Только в сегменте юридических лиц потенциал определяется на уровне 700–900 тысяч автомобилей, если к нему прибавить потенциал физических лиц, то легко перевалить за миллион, — оптимистично настроены в LeasePlan Russia (напомним, что, по данным компании, сейчас речь идет о парке всего в 30 тыс. автомобилей). — Доля и размер оперативного лизинга растет постоянно — даже в тяжелые 2008–2009 годы не было падения. По прогнозам, размер рынка в 2016 году удвоится по сравнению с сегодняшним.

Результаты опроса топменеджеров лизинговых компаний,  проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА» на ХII Всероссийской конференции «Лизинг в России», подтверждают эти надежды экспертов. Почти три четверти опрошенных руководителей сообщили, что ожидают дальнейшего роста доли операционного лизинга.

СЕРГЕЙ ДИАНИН / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР LEASEPLAN RUS

Покупка машины в лизинг: почему это выгодно

Увеличение популярности оперативного лизинга связано с теми преимуществами, которые он дает.

Во-первых, деньги. Это диверсификация источников финансирования и возможность лучше использовать собственный капитал, это сокращение затрат на автопарк, лучший и более простой контроль бюджета, так как платежи известны и зафиксированы, это экономия за счет использования покупательной способности лизинговой  компании.

Во-вторых, риски, которые компания передает поставщику: это риск будущей стоимости автомобилей, технические риски, связанные с ремонтами и затратами на ремонт машин, это избавление от операционных рисков и защита от инфляции.

В-третьих, эффективность и удобство: избавление от рутины и упрощение или избавление от административных задач, принцип «одного окна», возможность решать стратегические задачи.

В-четвертых, знания: использование опыта и экспертизы лизинговой компании, лучшее понимание своего автопарка, реальных и прозрачных затрат на него.

Все это вместе позволяет компании сконцентрировать свои ресурсы и усилия на ведении своего основного бизнеса, а заботы об автопарке передать профессионалам.

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ / ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ «ЕВРОПЛАН»

Покупка машины в лизинг: почему это выгодно

«Европлан» активно предлагает оперативный лизинг автомобильной техники. Лизингополучатель может взять у нас автомобиль в оперативный лизинг с остаточной стоимостью, величина которой будет зависеть от класса авто и его стоимости. Это стало возможным благодаря тому, что «Европлан» заключил к настоящему моменту более 150 тыс. договоров лизинга транспортных средств, что позволило достаточно точно оценивать риски изменения рыночных стоимостей автомобилей и во многих случаях работать без обратного выкупа со стороны дилеров.

Учитывая невысокий уровень проникновения оперативного лизинга для юридических лиц и лизинга для физических лиц, в России необходимо популяризировать и обучать простому использованию этих видов финансирования. И параллельно с этим процессом внедрять и использовать современные инструменты полномасштабного флит-менеджмента. Например, каждый клиент «Европлана», приобретая автомобили в лизинг, получает топливную карту и возможность легко управлять расходами своего предприятия на ГСМ. А переход с наличной на безналичную форму оплаты по картам на АЗС дает пользователям возможность зачета НДС, контроля пробега и заправок служебных машин водителями. За счет участия в программе клиентам «Европлана» удалось сэкономить за год более 43 млн руб. на заправке бензина и дизельного топлива.

АЛЕКСЕЙ СИЧИНАВА / ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ОАО «ВЭБ-ЛИЗИНГ»

Покупка машины в лизинг: почему это выгодно

На рынке коммерческого транспорта оперативный лизинг используется слабо, его доля растет в сегменте авиационного  лизинга, также распространен оперативный лизинг в сегменте железнодорожного подвижного состава.

Использование схемы операционного лизинга может быть невыгодно самой лизинговой компании, которая несет слишком большие эксплуатационные риски или работает с низколиквидным оборудованием. Более того, лизингодатель должен иметь соответствующие площади для хранения машин и оборудования, которое в данный момент не находится в оперативном лизинге. Нужны специалисты, которые проведут техническую экспертизу предмета лизинга после окончания очередного договора. Все это неизбежно влияет на стоимость лизинговых услуг в целом.

Конечно, у оперативного лизинга есть и свои плюсы, и это позволяет надеяться на то, что популярность его как среди клиентов, так и среди лизинговых компаний будет расти. В частности, лизингополучатели, прибегая к оперативному лизингу, могут регулярно обновлять основные фонды, используя более экономичную и производительную технику, при этом экономя на ее техническом обслуживании, сокращая численность персонала, передавая риски, управленческую и административную работу третьей стороне — лизинговой компании.

АЛЕКСАНДР ПАВЛОВ / ДИРЕКТОР ПО ОПЕРАЦИЯМ FM LOGISTIC

Покупка машины в лизинг: почему это выгодно

Автопарк компаний, которые давно присутствуют на рынке, закупался более 10 лет назад. Логично, что сейчас требуется его обновление.

Инструмент оперативного лизинга в связи с этим набирает популярность, так как не требует значительных единовременных вложений. Благодаря этому снижается порог входа в бизнес, создаются лучшие условия для развития малых предприятий. Лично я не вижу минусов в использовании этого инструмента.

Сдерживающими факторами развития можно назвать большое число перевозчиков, использующих старый подвижной состав, работающих по серым схемам. Такие компании предлагают более низкие тарифы, и потому с ними тяжело конкурировать. Необходимо, чтобы рынок был более урегулированным и существовала, например, жесткая система контроля за соблюдением экологического стандарта ТС.

ИГОРЬ СЕЧЕНЫХ / ДИРЕКТОР ПО МАРКЕТИНГУ ЗАО «ЛОНМАДИ», ОФИЦИАЛЬНОГО ДИЛЕРА JCB

Покупка машины в лизинг: почему это выгодно

Этот продукт может стать популярен среди крупных компаний, имеющих единовременно в работе большое количество собственной техники, которой, тем не менее, не достаточно для закрытия потребностей всех объектов. Заключать договора аренды — это значит давать жить потенциальным конкурентам, и оперативный лизинг решает эти вопросы на пять с плюсом! Как минимум, отпадает потребность инвестировать большие деньги в технику, при этом вы получаете ее с сервисным пакетом и страховкой сразу на объект. Обычно никаких сложностей не возникает: отработал объект — вернул технику, берешься за следующий. В Европе уже две трети строителей работают по такой схеме. Для нас же это пока в новинку, но, на мой взгляд, идея имеет все шансы отлично прижиться.

(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное