«Олимпийские» будни

текст: Журнал Автопарк / 30.07.2013
Как известно, дивизион «Автобусы» «Группы ГАЗ» стал поставщиком Игр Сочи-2014 в категории «автобусы». Основной производственной площадкой в рамках существующего контракта избран Голицынский автобусный завод

Как известно, дивизион «Автобусы» «Группы ГАЗ» стал поставщиком Игр Сочи-2014 в категории «автобусы». Основной производственной площадкой в рамках существующего контракта избран Голицынский автобусный завод. В этом году предприятие должно поставить 709 автобусов ГолАЗ большого и особо большого класса для транспортного обслуживания гостей и спортсменов XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи. Общая стоимость техники, поставляемой по контракту, превышает 6 млрд руб. О том, как обстоят дела с выполнением контракта на заводе, наш рассказ.

К моменту выхода этого материала первая партия из 10 олимпийских автобусов уже будет передана представителям ГУП «Мострансавто» на ежегодном фестивале «Мир автобусов», традиционно проводимом в Коломне (Московская обл.). Еще до выполнения своих основных функций по перевозке гостей и спортсменов в Сочи машины пройдут опытную эксплуатацию на дорогах московского региона. В то же время для водителей это будет своеобразный тренинг по управлению машинами, а сервис подготовится к их обслуживанию и ремонту.

Напомним, контракты на поставку автобусов были заключены между ООО «Русские автобусы — Группа ГАЗ», поставщиком Игр 2014 года, и ГУП «Мострансавто», основным транспортным оператором Олимпиады. В рамках контрактов будут поставлены 282 автобуса большого класса ГолАЗ-5251 «Вояж» (включая 150 машин в специальном исполнении для пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и пользователей инвалидных колясок), 370 автобусов особо большого класса ГолАЗ-6228 (включая 77 машин в специсполнении), а также 57 туристических автобусов ГолАЗ-52911 «Круиз».

Олимпийские модификации автобусов ГолАЗ на шасси Scania были разработаны «Группой ГАЗ» совместно с компанией «Скания-Русь», которая также является поставщиком Игр 2014 года. С февраля по июль 2012 года были проведены эксплуатационные испытания новых машин на олимпийских маршрутах Сочи. Результаты испытаний послужили основой для определения потребительских характеристик олимпийского пассажирского транспорта, разработки и формирования маршрутов на время Игр. В 2012–2013 гг. автобусы ГолАЗ задействованы в обслуживании тестовых соревнований на олимпийских объектах в Сочи.

В качестве комментария к испытаниям автобусов на шведском полигоне Scania в Седертелье можно привести следующие высказывания шведских специалистов. Они утверждают, что качество кузовов ГолАЗа их приятно удивило. Имея опыт работы как со своим продуктовым рядом, производимым в Польше и Эстонии, кузовами, произведенными на испанской фирме Irizar, они поставили голицынские на второе почетное место.

В кузовах российского производителя была отмечена модульность конструкции с возможностью ее развития на перспективу. Правда, не обошлось и без замечаний. В качестве рекомендаций прозвучали слова о необходимости доработки электрооборудования автобуса, а также об изменении некоторых компоновочных решений с целью улучшения доступа к узлам и агрегатам автобусного шасси.

Теперь о том, как отразилось на производстве выполнение столь серьезного заказа. Завод завершил техническое перевооружение производственной площадки в рамках обновления модельного ряда выпускаемой продукции. С начала 2012 года инвестиции в техническое перевооружение и разработку новых продуктов ГолАЗа составили порядка 260 млн руб.

В рамках модернизации ГолАЗа обновлен технический парк предприятия: закуплено новое сварочное и окрасочное оборудование, новые инструменты и оснастка, организованы зоны грунтования и рихтовки каркаса кузова. Для усиления контроля потребительских свойств продукции созданы зоны проверки качества и предпродажной подготовки по стандартам компании Scania.

Кстати, новое оборудование ГолАЗа будет использовано при производстве перспективных моделей предприятия, разработка которых уже ведется. Начало их серийного производства запланировано на этот год. Завод сфокусируется на производстве разработанных в этом году продуктов, перенеся производство междугородних автобусов ГолАЗ-ЛиАЗ-5256 на Ликинский автобусный завод.

До конца года предприятие завершит рестайлинг туристического автобуса ГолАЗ-52911 «Круиз»: автобус будет выпускаться на шасси Scania с двигателем мощностью 400 л. с. экологического стандарта Евро-5, роботизированной коробкой передач Opticruise, новыми передней и задней масками, оптикой Hella. Автобусы ГолАЗ-5251 «Вояж» и ГолАЗ-6228.10 будут выпускаться на модернизированном шасси с дисковыми тормозами, ESP и роботизированной коробкой Opticruise. Салоны автобусов ГолАЗ-5251 «Вояж» и ГолАЗ-6228.10 разработаны с учетом установки оборудования для людей с ограниченными возможностями: подъемника кассетного типа, двойных дверей в средней части автобуса и площадки с креплениями для инвалидных колясок. Интерьер всего модельного ряда автобусов ГолАЗ также будет обновлен.

Масштабные преобразования на площадке «Голицыно» потребовали привлечь к сотрудничеству множество различных организаций и компаний как международных, так и региональных. Для реализации «Проекта Сочи-2014» завод провел дополнительный набор персонала, в том числе с привлечением высвобожденных сотрудников с других предприятий «Группы ГАЗ». Общая численность персонала предприятия увеличится с 228 (2012 г.) до 1078 чел. (06.2013 г.).

Модернизация производственной площадки ГолАЗ и оптимизация производственных потоков по всему технологическому процессу позволит увеличить среднемесячный темп выпуска автобусов с 10 до 60 ед. в две смены. В настоящее время завод работает в две смены, суточный темп производства автобусов составляет 4 ед. в день, в мае темп сборки составит 6 машин.

Немаловажной составляющей производства автобусов является система управления качеством. Так, приемка ведется с использованием системы CSA, принятой «Группой ГАЗ» 5 лет назад на нижегородском автозаводе при организации производства автомобиля Siber. Впоследствии она была использована на всех без исключения заводах группы.

Суть этой системы состоит в том, что с конвейера службой качества в произвольном порядке берется автобус и в соответствии с принятой методикой досконально осматривается. За показатель качества берется некая сумма баллов, набранная у конкурентов, которая и берется за основу: так называемый лимит штрафных баллов. Комплекс мероприятий занимает от 6 до 8 часов. При этом осуществляются визуальный осмотр, инструментальный контроль, обкатка (дорожный тест), тест на водонепроницаемость. 

Если в процессе осмотра эксперты обнаружат менее 200 баллов, автобус считается принятым к сдаче заказчику. Предполагается, что в день будет отбираться по одному автобусу. Если показатели качества будут стабильными, выборка будет редеть. Вместе с тем первая партия олимпийских автобусов из 50 шт. подверглась тотальной проверке службой качества по системе CSA. Ну и самое главное, эта служба не подчиняется производству. Элемент давления исключен.

Выявленные дефекты фиксируются. Далее просматривается вся производственная цепочка для выявления причин и их устранения. Попутно производится анализ — носит дефект случайный или системный характер. По результатам всего этого проводится «разбор полетов» ведущими специалистами завода. Назначаются ответственные за устранение проблем.

Помимо всего этого ведется параллельная работа с эксплуатационниками в лице ГУП «Мострансавто». Они уже высказали ряд замечаний, которые, к чести завода, быстро устраняются. Для оперативной работы к заводу прикомандированы два специалиста «Мострансавто», которые призваны отслеживать процесс сборки и передачи автобусов.

Мы уже отметили, что часть машин выйдет на линию еще до Олимпиады. А после нее все машины будут распределены по предприятиям «Мострансавто».

Попутно решаются вопросы организации сервисной сети. Так, в самом Сочи определен ряд точек обслуживания автобусов, сформирована система единого окна — «Группа ГАЗ», представители Scania, поставщики комплектующих. Сформированы выездные бригады с техничками, подготовлены эвакуаторы.

Ведется работа и на перспективу. Разработана совместная программа с «Мострансавто». Она предусматривает создание пяти точек обслуживания данных автобусов на предприятиях «Мострансавто», обучение специалистов и создание склада запасных частей.

Итак, участие в контракте на поставку автобусов для Сочи-2014 вызвало целый ряд мероприятий, позволивших ГолАЗу не только оставаться на плаву, но и модернизировать производство, существенно поднять качество продукции, организовать помощь в сервисной поддержке эксплуатационнику. В принципе, так все и должно быть.

Как известно, дивизион «Автобусы» «Группы ГАЗ» стал поставщиком Игр Сочи-2014 в категории «автобусы». Основной производственной площадкой в рамках существующего контракта избран Голицынский автобусный завод. В этом году предприятие должно поставить 709 автобусов ГолАЗ большого и особо большого класса для транспортного обслуживания гостей и спортсменов XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи. Общая стоимость техники, поставляемой по контракту, превышает 6 млрд руб. О том, как обстоят дела с выполнением контракта на заводе, наш рассказ.

К моменту выхода этого материала первая партия из 10 олимпийских автобусов уже будет передана представителям ГУП «Мострансавто» на ежегодном фестивале «Мир автобусов», традиционно проводимом в Коломне (Московская обл.). Еще до выполнения своих основных функций по перевозке гостей и спортсменов в Сочи машины пройдут опытную эксплуатацию на дорогах московского региона. В то же время для водителей это будет своеобразный тренинг по управлению машинами, а сервис подготовится к их обслуживанию и ремонту.

Напомним, контракты на поставку автобусов были заключены между ООО «Русские автобусы — Группа ГАЗ», поставщиком Игр 2014 года, и ГУП «Мострансавто», основным транспортным оператором Олимпиады. В рамках контрактов будут поставлены 282 автобуса большого класса ГолАЗ-5251 «Вояж» (включая 150 машин в специальном исполнении для пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и пользователей инвалидных колясок), 370 автобусов особо большого класса ГолАЗ-6228 (включая 77 машин в специсполнении), а также 57 туристических автобусов ГолАЗ-52911 «Круиз».

Олимпийские модификации автобусов ГолАЗ на шасси Scania были разработаны «Группой ГАЗ» совместно с компанией «Скания-Русь», которая также является поставщиком Игр 2014 года. С февраля по июль 2012 года были проведены эксплуатационные испытания новых машин на олимпийских маршрутах Сочи. Результаты испытаний послужили основой для определения потребительских характеристик олимпийского пассажирского транспорта, разработки и формирования маршрутов на время Игр. В 2012–2013 гг. автобусы ГолАЗ задействованы в обслуживании тестовых соревнований на олимпийских объектах в Сочи.

В качестве комментария к испытаниям автобусов на шведском полигоне Scania в Седертелье можно привести следующие высказывания шведских специалистов. Они утверждают, что качество кузовов ГолАЗа их приятно удивило. Имея опыт работы как со своим продуктовым рядом, производимым в Польше и Эстонии, кузовами, произведенными на испанской фирме Irizar, они поставили голицынские на второе почетное место.

В кузовах российского производителя была отмечена модульность конструкции с возможностью ее развития на перспективу. Правда, не обошлось и без замечаний. В качестве рекомендаций прозвучали слова о необходимости доработки электрооборудования автобуса, а также об изменении некоторых компоновочных решений с целью улучшения доступа к узлам и агрегатам автобусного шасси.

Теперь о том, как отразилось на производстве выполнение столь серьезного заказа. Завод завершил техническое перевооружение производственной площадки в рамках обновления модельного ряда выпускаемой продукции. С начала 2012 года инвестиции в техническое перевооружение и разработку новых продуктов ГолАЗа составили порядка 260 млн руб.

В рамках модернизации ГолАЗа обновлен технический парк предприятия: закуплено новое сварочное и окрасочное оборудование, новые инструменты и оснастка, организованы зоны грунтования и рихтовки каркаса кузова. Для усиления контроля потребительских свойств продукции созданы зоны проверки качества и предпродажной подготовки по стандартам компании Scania.

Кстати, новое оборудование ГолАЗа будет использовано при производстве перспективных моделей предприятия, разработка которых уже ведется. Начало их серийного производства запланировано на этот год. Завод сфокусируется на производстве разработанных в этом году продуктов, перенеся производство междугородних автобусов ГолАЗ-ЛиАЗ-5256 на Ликинский автобусный завод.

До конца года предприятие завершит рестайлинг туристического автобуса ГолАЗ-52911 «Круиз»: автобус будет выпускаться на шасси Scania с двигателем мощностью 400 л. с. экологического стандарта Евро-5, роботизированной коробкой передач Opticruise, новыми передней и задней масками, оптикой Hella. Автобусы ГолАЗ-5251 «Вояж» и ГолАЗ-6228.10 будут выпускаться на модернизированном шасси с дисковыми тормозами, ESP и роботизированной коробкой Opticruise. Салоны автобусов ГолАЗ-5251 «Вояж» и ГолАЗ-6228.10 разработаны с учетом установки оборудования для людей с ограниченными возможностями: подъемника кассетного типа, двойных дверей в средней части автобуса и площадки с креплениями для инвалидных колясок. Интерьер всего модельного ряда автобусов ГолАЗ также будет обновлен.

Масштабные преобразования на площадке «Голицыно» потребовали привлечь к сотрудничеству множество различных организаций и компаний как международных, так и региональных. Для реализации «Проекта Сочи-2014» завод провел дополнительный набор персонала, в том числе с привлечением высвобожденных сотрудников с других предприятий «Группы ГАЗ». Общая численность персонала предприятия увеличится с 228 (2012 г.) до 1078 чел. (06.2013 г.).

Модернизация производственной площадки ГолАЗ и оптимизация производственных потоков по всему технологическому процессу позволит увеличить среднемесячный темп выпуска автобусов с 10 до 60 ед. в две смены. В настоящее время завод работает в две смены, суточный темп производства автобусов составляет 4 ед. в день, в мае темп сборки составит 6 машин.

Немаловажной составляющей производства автобусов является система управления качеством. Так, приемка ведется с использованием системы CSA, принятой «Группой ГАЗ» 5 лет назад на нижегородском автозаводе при организации производства автомобиля Siber. Впоследствии она была использована на всех без исключения заводах группы.

Суть этой системы состоит в том, что с конвейера службой качества в произвольном порядке берется автобус и в соответствии с принятой методикой досконально осматривается. За показатель качества берется некая сумма баллов, набранная у конкурентов, которая и берется за основу: так называемый лимит штрафных баллов. Комплекс мероприятий занимает от 6 до 8 часов. При этом осуществляются визуальный осмотр, инструментальный контроль, обкатка (дорожный тест), тест на водонепроницаемость. 

Если в процессе осмотра эксперты обнаружат менее 200 баллов, автобус считается принятым к сдаче заказчику. Предполагается, что в день будет отбираться по одному автобусу. Если показатели качества будут стабильными, выборка будет редеть. Вместе с тем первая партия олимпийских автобусов из 50 шт. подверглась тотальной проверке службой качества по системе CSA. Ну и самое главное, эта служба не подчиняется производству. Элемент давления исключен.

Выявленные дефекты фиксируются. Далее просматривается вся производственная цепочка для выявления причин и их устранения. Попутно производится анализ — носит дефект случайный или системный характер. По результатам всего этого проводится «разбор полетов» ведущими специалистами завода. Назначаются ответственные за устранение проблем.

Помимо всего этого ведется параллельная работа с эксплуатационниками в лице ГУП «Мострансавто». Они уже высказали ряд замечаний, которые, к чести завода, быстро устраняются. Для оперативной работы к заводу прикомандированы два специалиста «Мострансавто», которые призваны отслеживать процесс сборки и передачи автобусов.

Мы уже отметили, что часть машин выйдет на линию еще до Олимпиады. А после нее все машины будут распределены по предприятиям «Мострансавто».

Попутно решаются вопросы организации сервисной сети. Так, в самом Сочи определен ряд точек обслуживания автобусов, сформирована система единого окна — «Группа ГАЗ», представители Scania, поставщики комплектующих. Сформированы выездные бригады с техничками, подготовлены эвакуаторы.

Ведется работа и на перспективу. Разработана совместная программа с «Мострансавто». Она предусматривает создание пяти точек обслуживания данных автобусов на предприятиях «Мострансавто», обучение специалистов и создание склада запасных частей.

Итак, участие в контракте на поставку автобусов для Сочи-2014 вызвало целый ряд мероприятий, позволивших ГолАЗу не только оставаться на плаву, но и модернизировать производство, существенно поднять качество продукции, организовать помощь в сервисной поддержке эксплуатационнику. В принципе, так все и должно быть.

Статьи по теме
Популярное