Top.Mail.Ru
«ЭкспоСитиТранс — 2016»: заглядывая в будущее

«ЭкспоСитиТранс — 2016»: заглядывая в будущее

фото: автора / 27.02.2017
С последними достижениями в области общественного транспорта смогли ознакомиться специалисты и простые посетители на выставке «ЭкспоСитиТранс — 2016», проходившей в конце прошлого года в Москве

Валерий Васильев

ПОД ФЛАГОМ ЭЛЕКТРО

Главные премьеры «ЭкспоСитиТранс» демонстрировались в сфере электрического транспорта. Ярким доказательством тому стал новый электробус ЛиАЗ-6274, заказанный «Мосгортрансом». В разработке модели участвовали специалисты МГТУ им. Баумана, которые в содружестве с конструкторами «Группы ГАЗ» выполнили определение энергобаланса и оптимальных режимов движения электробуса по маршрутам столицы. При создании тягового узла и программного обеспечения машины использовались инновационные решения компании Siemens.

«ЭкспоСитиТранс — 2016»: заглядывая в будущее

Новый электробус ЛиАЗ-6274

Высокий уровень унификации электробуса с дизельным ЛиАЗ-5292 (до 80%) повышает экономическую эффективность эксплуатации и обслуживания. Правда, пассажировместимость новинки уменьшили со 112 до 90 человек (при 27 посадочных местах). Такова плата за установку на крыше шести литий-марганцевых батарей корейской фирмы Enerz массой 1,8 т. Сами батареи имеют высокую энергоемкость и увеличенный ресурс — до 5 тыс. циклов зарядки/разрядки, что гарантирует суточный пробег машины до 200 км при использовании модульного решения по зарядке. Это  подразумевает длительную ночную зарядку электробуса и две-три короткие подзарядки в течение 20–30 минут на конечных остановках.

«ЭкспоСитиТранс — 2016»: заглядывая в будущее

В движение ЛиАЗ-6274 приводит электродвигатель Siemens мощностью 160 кВт, усилие от которого передается на ведущий мост ZF. Электробус получил среднюю и заднюю двери прислонносдвижного типа, новые электротабло, иной щиток приборов, электронасос гидроусилителя руля, электрокомпрессор, инверторы. «Мосгортрансу» передали и сам электробус, и зарядные станции. Сейчас машина тестируется, после чего определят техзадание для выпуска серийной техники.

Электрическому ЛиАЗу на столичных маршрутах компанию составит побратим из Белоруссии Е433 Vitovt Max Electro компании «Белкоммунмаш». Чтобы снизить издержки, эту модель также унифицировали с серийными троллейбусами. Зато сочлененная схема позволила в машине длиной 18,75 м перевозить 153 пассажира, 38 из которых едут сидя.

«ЭкспоСитиТранс — 2016»: заглядывая в будущее

Сочлененный электробус Е433 Vitovt Max Electro компании «Белком мунмаш»

Электробус оснащен суперконденсаторами, обеспечивающими движение с быстрой подзарядкой на конечных (промежуточных) остановках с помощью зарядных станций в течение всей смены. Однако энергоемкость таких накопителей всего 34 кВч, поэтому нужна частая подзарядка, которая выполняется в автоматическом режиме через полупантограф. При разряде накопителей не более 30% процесс длится 5–7 минут. За это время машина успевает накопить энергию, достаточную для прохождения с полной нагрузкой 12 км. Задние колеса приводит 210-киловаттный асинхронный электродвигатель переменного тока.

«ЭкспоСитиТранс — 2016»: заглядывая в будущее

Суперконденсаторы для электробуса будут выпускаться совместно с китайской фирмой Xinzhu на новом заводе в Белоруссии. Такие накопители могут выдерживать 100 тыс. циклов заряда/разряда, а их ресурс — около 10 лет.

НА ЗАЩИТЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Несмотря на активное наступление электротяги, более доступные по цене автобусы на традиционных видах топлива не собираются сдавать позиции. Так, на стенде «Группы ГАЗ» находилась новейшая низкопольная модель среднего класса «Курсор», рассчитанная на перевозку 72–82 пассажиров в зависимости от исполнения салона. К достоинствам машины относятся экономичный 210-сильный дизель ЯМЗ-53403 (Евро-5) и коробка-автомат.

«ЭкспоСитиТранс — 2016»: заглядывая в будущее

Туристический автобус MAN Lion’s Intercity

Дизельным двигателем MAN D0836LOH64 (Евро-5) оборудован и показанный на выставке компанией «МАН Трак энд бас РУС» туристический автобус MAN Lion’s Intercity. Мотор работает в паре с автоматической 6-ступенчатой КП ZF EcoLife, которая демонстрировалась на стенде фирмы ZF. Машина, признанная в 2016 году в России «Автомобилем года» (номинация «Туристический/Междугородный автобус года»), с комфортом и безопасно перевозит до 55 седоков на междугородных маршрутах малой и средней протяженности. К достоинствам этой 12,3-метровой модели относятся пневмоподвеска с электронной регулировкой, система автоматического торможения и «холодный пакет» (до –35 °С).

«ЭкспоСитиТранс — 2016»: заглядывая в будущее

А вот OOO «Даймлер КАМАЗ Рус» продемонстрировало городской газовый автобус Mercedes-Benz Citaro NGT, мировая премьера которого состоялась в 2015 году. Для питания двигателя Mercedes-Benz M936G (7,7 л) мощностью 302 л. с. служат 8 баллонов со сжатым метаном, смонтированных на крыше. Крутящий момент на ведущий мост передает четырехступенчатый автомат Voith Diwa 6. По сравнению с предшественником, у Citaro NGT на 20% снижен расход топлива и на 4 дБ уменьшена шумность. Любопытно, что мотор способен работать и на биогазе, что только расширяет возможности автобуса.

«ЭкспоСитиТранс — 2016»: заглядывая в будущее

Городской газовый автобус Mercedes-Benz Citaro NGT

Машина вместимостью до 96 пассажиров оборудована двумя местами для колясок по обе стороны центральной накопительной площадки, парой широких откидных сидений там же, низкой дверцей при входе на рабочее место водителя и с несколькими USB-разъемами.

«ЭкспоСитиТранс — 2016»: заглядывая в будущее

Приятным дополнением выставки оказались пассажирские машины-ветераны разных лет выпуска.

ВАДИМ СОРОКИН / ПРЕЗИДЕНТ «ГРУППЫ ГАЗ»

Электробус ГАЗ является инновационным продуктом, разработанным в тесном партнерстве Департаментом транспорта Москвы и крупнейшими перевозчиками московского региона на основе опережающих требований столицы к системе общественного транспорта. Электробус, являясь наиболее безопасным, экологичным и экономичным видом транспорта, полностью удовлетворяет высоким требованиям, которые сегодня предъявляются к транспорту будущего. Он является частью стратегии «Умный автобус», в рамках которой «Группа ГАЗ» прорабатывает новые технические решения для пассажирского транспорта, которые способствуют максимально эффективной организации пассажирских перевозок в крупных городах России. Дальнейшее развитие проекта «Группы ГАЗ» по созданию техники, работающей на электричестве, позволит полностью удовлетворить запросы современных мегаполисов на технику такого класса.

РОМАН БИОНДИ / РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКА И ДОЧЕРНИХ КОМПАНИЙ EVOBUS GMBH

«ЭкспоСитиТранс — 2016»: заглядывая в будущее

Все получаемые нами сигналы говорят о том, что газовые автобусы играют все более важную роль в России. У власти есть политическое решение идти дальше в направлении газификации транспорта. Именно поэтому мы и представляем в Москве наш новый газовый автобус Mercedes-Benz Citaro NGT, премьера которого состоялась в сентябре на выставке IAA 2016 в Ганновере. Citaro — это самая передовая модель в гамме больших городских автобусов компании Daimler. Именно на Citaro мы в первую очередь опробуем различные серийные технологии, направленные на улучшение комфорта и повышение безопасности. Конечно, газовый автобус при приобретении значительно дороже, чем дизельный, но окупится он быстрее за счет низких эксплуатационных затрат.

Мы очень верим в российский рынок, где у нас продолжается важное стратегическое партнерство с крупными транспортными компаниями. Для нас очень важна высокая техническая готовность, которую демонстрируют 100 автобусов Mercedes-Benz Conectо, переданные в «Мосгортранс» в конце 2014 года. Мы хотим лишний раз доказать, что являемся надежными и долгосрочными партнерами для российских перевозчиков.

Еще совсем недавно шипованная Goodyear UltraGrip 500 ходилав лидерах продаж и победительницах тестов. А сегодня оказалась «предшественницей».

 

«ЭкспоСитиТранс — 2016»: заглядывая в будущее

Goodyear UltraGrip Extreme. Тестирование
© Фото: Goodyear

 

Городок Ивало, расположенный всего в трехстах километрах от Мурманска (но на территории Финляндии, в Лапландии), по праву считается столицей царства зимних шин. Неподалеку в Рованиеми находится резиденция Санта-Клауса, местного Деда Мороза. Сам этот факт дает представление о местном климате. Зима здесь ненадолго сменяется ранней весной. Других сезонов нет. Идеальное место для испытаний, что видно даже на улицах: местные такси, например, обуты в шины, которые появятся в продаже лишь через год-другой. Если, конечно, успешно выдержат долговременные ресурсные испытания. Подчеркивая приспособленность своих изделий к суровым зимам, ведущие производители порой присваивают им название Ivola.

 

«ЭкспоСитиТранс — 2016»: заглядывая в будущее

Goodyear UltraGrip Extreme
© Фото: Goodyear

 

Неудивительно, что именно здесь располагается всемирно известный исследовательский центр Test World, на полигонах которого доводятся и испытываются новейшие разработки шинной отрасли. Не стал исключением и Goodyear, собрав журналистов на презентацию новых шипованных шин UltraGrip Extreme для регионов с суровой зимой (Скандинавии, России и других стран СНГ и Прибалтики).

Экстрим

«Смотрины» проходили весной этого года, а «первое выступление» с выходом на публику состоялось чуть раньше, зимой, на историческом ралли «Монте-Карло». Пафоса в словах «историческое ралли» нет ни капли: речь идет не о роли этой гонки в истории, а об автомобилях-ветеранах, участвовавших в ней.

Победу в ралли одержал бельгийский экипаж А. Лопес — Ж. Ламбер на Porsche 911 Carrera выпуска 1974 года. На страницах нашего журнала Жозеф Ламбер, занимающийся оценкой характеристик шин в техническом центре Goodyear в Люксембурге, делился своими соображениями о безопасном вождении зимой. То ли «взяв работу на дом», то ли злоупотребив служебным положением, Жозеф обул раллийный Porsche в «еще горячую» резину и не прогадал: на обледенелых альпийских дорогах хорошие шины — залог успеха.

 

«ЭкспоСитиТранс — 2016»: заглядывая в будущее

Goodyear UltraGrip Extreme. Измерительная аппаратура
© Фото: Goodyear

 

Вообще-то, с названием новинки разработчики переборщили. Тут тебе и «ультра», и «экстрим». В сборе получается то ли «ультра-экстремальное сцепление» (с дорогой), то ли «сверхцепляющийся беспредел». Намек понятен, но уж больно явен. Хотя, куда деваться: семейство UltraGrip существует и успешно развивается далеко не первый год. Если вы помните, предыдущая шина семейства — UltraGrip 500 — имела своеобразный, даже «неправильный» рисунок протектора: поперечные канавки напоминали гребные колеса старинного парохода. И хотя шина получила высокие оценки независимых экспертов, конструкторы Goodyear решили, что дальнейшее развитие рисунка «пятисотки» вряд ли возможно, и вернулись к привычному V-образному, направленному, по технологии V-Tred.

Протектор разделен на три зоны. Посредине — крупное центральное ребро, работающее подобно гусенице и обеспечивающее улучшенное сцепление и тягу на снегу и курсовую устойчивость на сухом асфальте. Крупные плечевые блоки обеспечивают проходимость по снегу и сбалансированное распределение нагрузки в пятне контакта (равномерность износа), а также улучшают устойчивость и управляемость. V-образные канавки — традиционная схема отвода воды и снежной каши. Остатки влаги удаляются по сайпам (ножевым канавкам).

 

«ЭкспоСитиТранс — 2016»: заглядывая в будущее

Goodyear UltraGrip Extreme. Тестирование
© Фото: Goodyear

 

Технология трехмерных призматических ламелей запатентована. 3D-ламели, изгибаясь, своими кромками врезаются в лед, помогая шинам, но взаимоблокируются под нагрузкой, что исключает снижение устойчивости из-за «шаткости» состоящего из отдельных «пластин» блока.

Особого разговора заслуживает состав резиновой смеси протектора. Точнее, составы. Их два, и они имеют разные характеристики. Наружный, контактирующий с дорогой слой сделан из более мягкой резиновой смеси на основе силики, которая, как вы знаете, улучшает свойства шины, прежде всего в мороз и на мокрой дороге. Внутренний слой на основе трехуглерода (carbon black) прочнее и тверже. Он отвечает за «геометрию» — плотно удерживает шип на протяжении всего срока эксплуатации шины, обеспечивает необходимое его выступание над протектором и в определенной мере удерживает центр протектора от прогибания внутрь в пятне контакта. Последнее особенно важно для борьбы со слеш-планированием, то есть «выплыванием» шины на снежной каше и грязи.

 

«ЭкспоСитиТранс — 2016»: заглядывая в будущее

Goodyear UltraGrip Extreme
© Фото: Goodyear

 

Интересны и сами шипы, точнее, принцип их взаимодействия с протектором. В отличие от многих других зимних шин, конструкция протектора и шипы для Ultra-Grip Extreme разрабатывались одновременно, в рамках новейшей «технологии активного шипа» (Active Stud Technology).

Форма активного шипа отличается от традиционной. Такие шины лучше охватываются резиной, держатся прочнее. В результате сильнее врезаются в лед и, следовательно, лучше держат дорогу. Шипы сделаны двухфланцевыми и (для России) стальными, что не без основания считается лучшим решением для наших дорожных условий. Количество и расположение шипов оптимизировано с целью максимализации их числа в пятне контакта.

Внутренние испытания на полигонах в Финляндии и Швейцарии показали, что UltraGrip Extreme превосходит предшественницу UltraGrip 500 по торможению на льду (на 3%) и мокрой дороге (на 9%), управляемости на сухой дороге (на 8%) и слякоти (на 11%), и по сопротивлению аквапланированию (на 7%). Поведение шины на снегу осталось неизменным, что само по себе неплохо. По собственному опыту помню, что UG 500 гребла по снегу, как трактор.

На полигоне

 

«ЭкспоСитиТранс — 2016»: заглядывая в будущее

Goodyear UltraGrip Extreme. Ралли «Монте-Карло»
© Фото: Goodyear

 

Проверять так проверять. Организаторы заняли нас тестами на целый день, правда с перерывом на обед и недолгими покатушками на картах по снегу.

Тесты шин — занятие долгое и монотонное. Нам дали это прочувствовать. Разумеется, не в полной мере. Все-таки не месяц, не неделю, а лишь световой день провели мы на трассах полигона. Все заезды сопровождались инструментальными измерениями с использованием универсальной электронной измерительной системы Goodyear и GPS. Система являет собой небольшой кейс с TFT-экраном в крышке. Она почти не требует соединительных проводов. Не нужно и любимое нашим журналом пятое колесо. Результаты тестов наглядны, информация обрабатывается моментально. С помощью «чемодана» проводились тесты по определению тормозного пути и динамики разгона на разных видах покрытия (в основном, на снегу и льду), уровня шума и т.д. Теоретически можно было поколдовать с аква- и слэш-планированием, но воду сковал мороз. Для самых приятных тестов управляемости оказалось достаточно несложной системы хронометража с радиомаячками в машинах и датчиком прохождения контрольной точки.

Измерения дали ожидаемый результат: UltraGrip Extreme превзошла и предшественницу, и конкурентов. Субъективные впечатления схожи, хоть и не столь однозначны. Дело вкуса: кто-то любит резину «порезче», моментально реагирующую на действия водителя, стойко держащую дорогу до определенного предела и срывающуюся в занос после его прохождения. Многим нравится шина «помягче», прощающая небольшие ошибки управления, плавно переходящая из полностью в слабо контролируемое состояние. Характер UltraGrip Extreme при мягкой зимней погоде (+– 2°С)— где-то посредине между двумя крайностями. С одной стороны, с машинами удавалось справиться даже на голом и чуть подтаявшем льду, с другой — баловства шины не прощали, что может подтвердить местный водитель трактора. Без работы он не сидел.

Общее впечатление от новинки Goodyear — однозначно положительное. Но не будем забывать, что сравнивалась она с шинами уже известными на рынке. Кое-кто также подготовил новинку к будущему сезону. Так что, несмотря на явный «экстремальный» прорыв, лавровый венец победителей «американцам» из Люксембурга пока примерять рановато. Приближающаяся зима все расставит по своим местам. В наступающем зимнем сезоне 2007 Goodyear UltraGrip Extreme будет доступна в 23 типоразмерах от 155/65R14 75T до 245/45R18 96T.

Шина Goodyear UltraGrip Extreme также доступна в зимнем сезоне 2007 в исполнении ROF (Run-On-Flat — шины повышенной мобильности) в двух типоразмерах (205/55R16 91T ROF и 225/50R17 94T ROF).

Test World и Со.

Тest World Oy — частная независимая компания, специализирующаяся на зимних испытаниях шин и автомобилей. Среди клиентов Test World — производители, органы власти, автомобильные издания.Компания располагает двумя полигонами. Один примыкает к территории аэропорта Ивало, второй расположен в 5 км к западу от города, рядом с деревней Мела. Подробную информацию о Test World Oy можно найти на сайте Testworld. Зимними испытаниями в Ивало занимаются также Arctic Ice Test Service, Nokian Tyres, лаборатория оптических измерений политехнического института Кеми-Торпио, механико-инженерное отделение университета Оулу и транспортно-техническое отделение университета Рованиеми.

(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное