Top.Mail.Ru

Прицеп по подписке: почему это выгодно?

Прицеп по подписке: почему это выгодно?

фото: автора и Полуприцеп.рф / 30.09.2022
Владение собственным парком прицепной техники становится все более затратным. Как исправить положение?

Михаил Ожерельев

Первая половина 2022 года ознаменовалась беспрецедентным ростом цен на коммерческий транспорт, запчасти и комплектующие. Повышение стоимости новых и бывших в эксплуатации машин подтолкнуло отечественного пользователя к поиску альтернатив, одной из них стала операционная аренда или аренда по подписке. Разберемся, что особенного в этом инструменте.

Прицеп по подписке: почему это выгодно?
Операционная аренда — это новый полуприцеп по подписке.

Под арендой по подписке подразумевается временное пользование транспортным средством — на срок от трех месяцев. Арендатор вносит фиксированный ежемесячный платеж и пользуется грузовиком или прицепом как собственным. В стоимость уже входят расходы на ТО и ремонт, обслуживание холодильной установки, замена изношенных шин, тормозных дисков, колодок, амортизаторов, пневмобаллонов. Также уплата налогов, оформление каско и постановка ТС на учет — все это арендатора не беспокоит. Ему достаточно подписать договор, внести обеспечительный платеж и соблюдать график арендной платы. С точки зрения финансов все прозрачно: чем больше срок аренды, тем дешевле платеж. Зафиксированная в договоре стоимость аренды не изменится в течение всего срока вне зависимости от курса валют и колебаний цены на запчасти.

В компании «Полуприцеп» (Полуприцеп.рф), занимающейся операционной арендой полуприцепов, объем профинансированных клиентам сделок в первом полугодии 2022 года вырос на 64 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Прицеп по подписке: почему это выгодно?
Если перевозчик начнет работать с другими видами груза или перестроит бизнес-модель, то он легко сможет заменить тип полуприцепа в течение всего срока аренды.

Спрос на аренду техники растет. У этого тренда есть объективные основания стать долгосрочным, прежде всего потому, что владение собственным парком становится более дорогим удовольствием. Себестоимость транспортировки уже выросла на 10–12 %, а цена обслуживания грузовой техники — на 60 %, такие данные приводятся в письме, которое топ-менеджеры логистических компаний направили в апреле уполномоченному при президенте по защите прав предпринимателей Борису Титову. Среди подписантов документа компании ПЭК, GLT, «Альтика М», СПАК, а также Dentro. Авторы письма считают, что до конца года увеличение затрат на обслуживание техники достигнет 90 %.

Еще одна острая проблема — нарушение логистических цепочек. Согласно опросу, проведенному в июне биржей автоперевозок ATI.SU, более четверти транспортных компаний (26,3 %) отметили, что потеряли ключевых заказчиков внутри страны, а 7,8 % испытывают определенные сложности из-за приостановки международного сообщения.

Прицеп по подписке: почему это выгодно?
В арендном парке Полуприцеп.рф тентованная, изотермическая, рефрижераторная, контейнеровозная техника — всего более 900 единиц.

В общем, сейчас то самое время, когда стоит напомнить перевозчикам об арсенале доступных финансовых инструментов.

В операционной аренде, прежде всего, заинтересованы крупные парки, тестирующие новые направления, считает исполнительный директор Полуприцеп.рф Евгений Поправка. Эксперт приводит в пример международных перевозчиков, которые сегодня вынуждены переключиться на региональные направления, где требуется другой подвижной состав, скажем универсальные контейнеровозы. Согласитесь, в большинстве случаев логичнее такую технику арендовать, а не приобретать в собственность. «Срок аренды синхронизирован со сроком договора, то есть это в чистом виде тест нового направления, — объясняет Евгений Поправка. — Вполне понятна ценность инструмента для такой аудитории: легкий вход, легкий выход и понятная экономика, позволяющая получить необходимый опыт, чтобы вывести проект на плановую доходность».

Важный момент: если перевозчик начнет работать с другими видами груза или перестроит бизнес-модель, то он легко сможет заменить тип ТС в течение всего срока аренды по подписке. А вот при заключении лизингового договора такая гибкость невозможна.

Прицеп по подписке: почему это выгодно?
Марка «Тонар» приходит на смену европейским брендам в арендных парках.
Прицеп по подписке: почему это выгодно?

Другой целевой потребитель операционной аренды — транспортные компании, нуждающиеся в увеличении парка под сезонные пики. Минимум документов, минимум формальностей и максимум удобства — всего 24 часа и полуприцеп запущен в эксплуатацию, быстрее лизинга в семь раз. Иногда техника, зафрахтованная по модели операционной аренды в высокий сезон, используется как склад временного хранения — такие кейсы набирают популярность в связи с повышением цен на недвижимость. Кстати, интересно посмотреть на тренд, обозначающий соотношение тягачей и полуприцепов в действующих парках. Еще в 2013 году превышение численности вторых составляло 13–15 %. К нынешнему времени выросло до 30 % (данные RAMR). Становится популярной схема быстрой перецепки вместо ожидания загрузки: тягач оставляет прицеп на складе и сразу берет новый. По мнению перевозчиков, операционная аренда хорошо вписывается в эту схему.

Наконец, третья целевая аудитория для арендодателей — это компании, которые рассматривают покупку техники как инвестицию. Идея здесь в следующем. Предположим, перевозчику потребовалось быстро нарастить парк — ввести в эксплуатацию 10 новых автопоездов, чтобы увеличить доход. Рассматривается два сценария с одинаковым объемом финансирования: покупка в лизинг автопоездов с авансом 20 % на пять лет и покупка в лизинг только тягачей. По второму сценарию перевозчик приобретает не 10, а 13 тягачей, одновременно он берет в аренду столько же полуприцепов и запускает их в работу.

Прицеп по подписке: почему это выгодно?
Аренда без затрат на сервис и страховку выгоднее лизинга, даже если техника не подешевеет.

По первому сценарию перевозчик получит выручку с 10 сцепок плюс возврат инвестиций с продажи техники по остаточной стоимости по завершению договора лизинга.

По второму сценарию выручку приносят 13 автопоездов. Правда возврат остаточной стоимости можно ожидать только от тягачей. Но если учесть, что стоимость одного тягача равна стоимости трех прицепов, то возвратный капитал при обеих сценариях примерно одинаков. А вот провозные мощности существенно разнятся: чем больше выполненных заказов, тем выше выручка и, соответственно, прибыль. Таким образом, при комбинировании инструментов лизинга и аренды транспортная компания получает примерно на треть больше прибыли, чем при покупке в лизинг.

Любопытная деталь: из всей техники, которую Полуприцеп.рф выдает арендаторам из своего крупного парка (более 900 полуприцепов), 43,5 % — повторные клиенты.

Прицеп по подписке: почему это выгодно?

Подводя итог, стоит отметить, что, как ни парадоксально, в период экономической нестабильности у крупных игроков рынка, которые занимаются сдачей техники в аренду, больше уверенности в завтрашнем дне, чем у продавцов коммерческой техники. По мнению Евгения Поправка всегда найдутся перевозчики, которым будет выгодно взять полуприцеп в аренду, а не приобрести в собственность. «В текущих условиях на рынке новых полуприцепов представлены, в основном, отечественные марки, а это риски низкой остаточной стоимости техники при последующей продаже. В случае с операционной арендой таких рисков нет», — считает эксперт.

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное