Top.Mail.Ru

История ЗИС-101: как «Красный Buick» превратился в первый советский лимузин

История ЗИС-101: как «Красный Buick» превратился в первый советский лимузин

13.10.2022
Первый отечественный серийный представительский автомобиль делали не только по заокеанским лекалам, но и с непосредственной помощью американских специалистов.

Сергей Орлов

Идея создать отечественный представительский автомобиль возникла в самом начале 1930‑х на волне бурной индустриализации СССР. Роскошный лимузин логично должен был стать дополнением с иным советским техническим достижения: новым автомобилям, тракторам, танкам, самолетам. Но, как и с другими изделиями, без иностранного влияния в данном случае, конечно не обошлось.

«КРАСНЫЙ ПУТИЛОВЕЦ», ОН ЖЕ — «КРАСНЫЙ БЬЮИК»

В 1932 году на заводе «Красный Путиловец» (позднее — «Кировский завод») в кратчайшие сроки скопировали американский Buick 32‑90.

История ЗИС-101: как «Красный Buick» превратился в первый советский лимузин
Buick-32‑90, с которого копировали «Красный Бьюик».

Внешне советская машина, получившая обозначение Л-1, отличалась от заокеанской эмблемой и штампованными вместо спицованных, колесами Рядный 8‑цилиндровый мотор рабочим объемом 5,7 л развивал 90 л. с. Подвески, как и у американского образца, были зависимыми рессорными, а тормоза — механическими.

История ЗИС-101: как «Красный Buick» превратился в первый советский лимузин
Первый советский лимузин завода «Красный Путиловец» — Л-1.

В прессе автомобиль приняли восторженно, называли его «Красный Бьюик» и подчеркивали, что он ничем не хуже заокеанского. Но опыта производство автомобилей, тем более столь сложных, у ленинградского завода не было. Собрали лишь шесть пробных машин. А в 1933‑м перед «Красным Путиловцем» поставили совсем иные задачи.

Но идею подхватил директор ЗИС Иван Лихачев. Для него и для московского завода начать серийный выпуск представительского автомобиля было амбициозной задачей, понимающий престиж предприятия. Лихачев получил поддержку в верхах и в 1934‑м в Москве приступили к созданию ЗИС-101.

КУЗОВ

Интересно, что на первых рисунках ЗИС-101 в советской прессе был изображен… именно Buick, но уже 1934 года, который имел мало общего с реальным советским автомобилем, чей выпуск начали двумя годами позднее.

По эскизам 1934‑1935 годов создали четыре макета, которые отличались, в основном, оформлением передка. Все макеты делали, конечно, в эталонной в те годы для многих фирм мира американской стилистике. Но в точности, к слову, ни одну заокеанскую машину макеты не повторяли.

История ЗИС-101: как «Красный Buick» превратился в первый советский лимузин
ЗИС-101 — первый серийный советский представительский автомобиль.

Первые два опытных образца ЗИС-101 внешне уже фактически идентичные серийной машине 1936 года были седанами, а не лимузинами с внутренней перегородкой салона. Все макеты и опытный автомобиль отправили в США. Чертежи на кузов и оснастку для его производства по заказу СССР делала известная тогда фирма Budd, много сотрудничавшая и с европейскими компаниями.

Готовый ЗИС-101, который, как было принято тогда, показывали в Кремле высшим руководителем и получивший одобрение Сталина, тоже напоминал Buick. Но, в общем-то, ровно настолько, насколько большинство американских автомобилей в те годы походили друг на друга.

ШАССИ

Рама ЗИС-101 имела мощный Х-образный усилитель в средней части. У предыдущего советского лимузина завода «Красный Путиловец» — Л-1 такого усилителя не было.

История ЗИС-101: как «Красный Buick» превратился в первый советский лимузин
Шасси ЗИС-10 — сочетание элементов моделей Buick 1932 и 1934 годов.

Рама ЗИС-101, фактически, была скопирована с рамы Buick 1933 модельного года. Однако по компоновке деталей, установленных на ней, ЗИС-101 был похож на советский Л-1. Как и у лимузина завода «Красный Путиловец» выпускной тракт рядного 8‑цилиндрового двигателя–располагался слева, а аккумулятор справа под сиденьем переднего пассажира. У Buick 1936 года эти элементы стояли зеркально: аккумулятор — слева, а выпускная линия — справа. Ведь на этой модели стоял уже модернизированный двигатель.

ДВИГАТЕЛЬ

ЗИС-101 оснастили рядным 8‑цилиндровым двигатель рабочим объемом 5,76 л (85х127 мм), развиваший 90 л. с. (степень сжатия — 4.8). Позднее лимузин получил форсированный агрегат с увеличенной до 5.5 степенью сжатия, мощностью уже 100 л. с. А в 1940 году на модернизированной версии ЗИС-101А поставили уже 116‑сильный двигатель (степень сжатия 6.4).

Двигатель первого московского лимузина практически повторял мотор, который еще в 1932‑м использовали на ленинградском Л-1, то есть — агрегат Buick-32‑90 1932 года. Переводя американские размеры в метрические, немного увеличили объем цилиндров. Американский агрегат имел рабочий объем 5,7 л (84,1х127 мм) и развивал 105 л. с.

История ЗИС-101: как «Красный Buick» превратился в первый советский лимузин
Buick Roadmaster 1936 года.

ПОДВЕСКИ

ЗИС-101 имел простейшие зависимые подвески на длинных продольных рессорах. Их конструкция тоже повторяла ленинградский Л-1 и, опять же, Buick 1932 модельного года.

В этом московский автомобиль заметно отстал от заокеанских аналогов. На всех легковых автомобилях концерна GM уже с 1934‑го ставили передние независимые пружинные подвески.

САЛОН

Интерьер ЗИС-101 тоже решили в американском стиле. Но ни одну заокеанскую модель советский автомобиль не копировал. В длинном ряду приборов, расположили не только часы, но даже и циферблат настройки радиоприемника. ЗИС-101, кстати, — первый советский автомобиль с таким устройством.

История ЗИС-101: как «Красный Buick» превратился в первый советский лимузин
Салон ЗИС-101.

К дизайну Buick салон ЗИСа никакого отношения не имеет. Читаются некоторые общие черты с интерьером престижных автомобилей Packard. Ведь машины этой марки в СССР особенно уважали. На них ездили высшие руководители страны.

История ЗИС-101: как «Красный Buick» превратился в первый советский лимузин
Некоторые элементы советского интерьера перекликаются с американским Packard.

БРЕМЯ ПЕРВЫХ

ЗИС-101, который выпускали не просто серийно, а на конвейере, пусть и в небольших количествах стал, тем не менее, самым массовым легковым автомобилем за всю историю московского завода. Всего, вместе с несколькими кабриолетами ЗИС-102 и модернизированными ЗИС-101А, до войны собрали около девяти с половиной тысяч машин.

Разумеется, советский лимузин был компиляцией американских дизайнерских и инженерных решений, хотя, в отличие от Л-1 завода «Красный Путиловец» — не точной копией конкретной модели.

Высшее руководство СССР на ЗИС-101 не возили. Главными автомобилями страны были престижные американские Packard. Московские лимузины обслуживали руководителей уровнем пониже.

Уже в 1943‑м году во время войны в Москве взялись за создание нового флагмана советского автопрома — ЗИС-110. Ничего общего с ЗИС-101 следующая московская модель не имела.

Но ЗИС-110 взял от американской модели не меньше, чем первый легковой автомобиль завода. В 1943‑м за образец приняли автомобиль самой любимой Сталиным марки — Packard 180 1941 модельного года.

Редакция рекомендует:






(4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное