Top.Mail.Ru
Резинотехнический завод Birinchi: как делают шины в Узбекистане

Резинотехнический завод Birinchi: как делают шины в Узбекистане

фото: автора / 05.07.2024
Группа «Татнефть» развивает работу в направлении производства шин, расширяя структуру «Шинный бизнес». В объединение вошли: компания Ikon Tyres с заводом в городе Всеволожск Ленинградской области, действующий резинотехнический завод Birinchi в городе Ангрен в Узбекистане, а также совместное предприятие в Казахстане, в городе Сарань, на котором уже в этом году будет запущено производство шин.

Станислав Шустицкий

Резинотехнический завод Birinchi: как делают шины в Узбекистане
Визуальный контроль на заводе — исключительно в женских руках.

НОВОЕ ВРЕМЯ, НОВЫЙ БИЗНЕС

Компания «Татнефть» за свою 80‑летнюю историю накопила богатый опыт и компетенции в самых разных областях. Она занимает лидирующие позиции по добыче трудноизвлекаемых запасов, сверхвязкой нефти и глубине переработки углеводородного сырья. Группа «Татнефть», в которой работает порядка 80 000 сотрудников, сегодня занимается не только добычей и переработкой нефти, но и непрерывно диверсифицируется, активно развивает нетопливные бизнесы, а также проекты, которые реализуются вместе с зарубежными партнерами. Вместе с этим здесь развиваются и сегменты, которые на первый взгляд могут показаться абсолютно непрофильными. Примером может служить направление «Шинный бизнес», которое органично вписалось в стратегию компании.

Резинотехнический завод Birinchi: как делают шины в Узбекистане
Уникальный цех по производству транспортерных лент.

Один из фактов — производство столь необходимого в шинной промышленности искусственного каучука. Интересно, что наша страна входит в число мировых лидеров по производству этого компонента, но нередко для производства шин в России искусственный каучук импортировали. Сегодня продукты, полученные при переработке шин методом пиролиза, направляются на предприятие ТАНЕКО, входящее в структуру «Татнефти», где изготавливается необходимое нефтехимической промышленности сырье. В том числе и синтетический каучук, который производится на заводе «Тольяттикаучук» и закрывает потребности шинных заводов. Это лишь один из примеров, а руководство «Татнефти» считает развитие нетопливных активов одной из своих стратегически важных задач. 

Резинотехнический завод Birinchi: как делают шины в Узбекистане
Цех миксинга и изготовления «полуфабрикатов» элементов конструкции шин.
Резинотехнический завод Birinchi: как делают шины в Узбекистане

Планы вновь созданного шинного объединения амбициозны. Мощности трех заводов способны обеспечить выпуск более 23 млн легковых шин в год, а ассортимент составит порядка 680 различных продуктов, включающих зимние, летние и всесезонные шины. И если на российском рынке доля Nokian Tyres в легковых шинах сегментов «А» и «B» ранее составляла более 32 %, то сейчас, в связи с уходом ряда производителей шин премиального сегмента и объединением мощностей трех заводов, она наверняка станет еще больше. При выходе на полную мощность, распределение объемов выпуска легковых шин на заводах направления «Шинный бизнес» будет следующим: 17 млн штук может производить завод во Всеволожске, по 3 млн — заводы в Ангрене и в Саранье. Руководителем шинного направления вполне ожидаемо стал генеральный директор компании Ikon Tyres Андрей Пантюхов. С 2004 года Андрей Геннадьевич занимал должности генерального директора и вице-президента Nokian Tyres Россия, а завод компании и сегодня является одним из самых современных шинных предприятий в Европе. 

Резинотехнический завод Birinchi: как делают шины в Узбекистане
Образцы со всех стадий процесса обязательно проходят через заводскую лабораторию.
Резинотехнический завод Birinchi: как делают шины в Узбекистане

И ОБЪЕМЫ, И АССОРТИМЕНТ

Если сегодня посетить завод Ikon Tyres, то нельзя не обратить внимание на то, что часть оборудования, по вполне понятным причинам, не задействована в рабочем процессе. Во времена Nokian Tyres во Всеволожске производилось 16 млн шин, и две трети от этого объема шло на экспорт, причем большая часть предназначалась для стран Евросоюза. В рамках сделки между группой «Татнефть» и компанией Nokian Tyres в производстве во Всеволожске осталась большая часть зимних и летних моделей, но в результате санкций экспорт в страны ЕС произведенных в Российской Федерации шин стал невозможен. В производственной программе остались шины, предназначенные для реализации в России, Казахстане и Белоруссии. Не на полную мощность работает и Birinchi Rezinotexnika Zavodi, но перспективы на его максимальную загрузку в условиях работы в составе группы «Татнефть» очень хорошие. В связи с уходом с российского шинного рынка ряда известных европейских и азиатских брендов, образовались ниши, которые сегодня вызывают большой интерес у китайских производителей. В то же время уже сегодня два завода направления «Шинный бизнес» поставляют на рынок продукцию в широком ассортименте моделей, типоразмеров и, что важно, в различных ценовых категориях. Это хороший повод для потребителей задуматься над предпочтениями: выбрать недорогие китайские шины, зачастую доселе незнакомых брендов, или заведомо качественную продукцию (роль технологического лидера в альянсе «Шинный бизнес» играет Ikon Tyres) с широким ассортиментом и различными ценовыми предложениями. 

Резинотехнический завод Birinchi: как делают шины в Узбекистане
Участок производства компонентов.
Резинотехнический завод Birinchi: как делают шины в Узбекистане

В премиальном сегменте шин, предлагаемых Ikon Tyres, недавно был представлен новый бренд Ikon Autograph, а в среднеценовом — Ikon Nordman, который затем будет переименован в Ikon Character. В бюджетном сегменте направления «Шинный бизнес» заявлены два бренда: продукция завода в Узбекистане представлена шинами Bars, а в Казахстане будет выпускаться продукция под маркой Attar. В любом случае, покупатели могут быть абсолютно уверены в том, что все шины, независимо от географии производства, изготовлены по единому стандарту качества, который в свое время был определен компанией Nokian Tyres, а сегодня внедряется и на других заводах альянса «Шинный бизнес». Это касается не только качества конечной продукции, но и контроля всей цепочки производства, начиная от сертификации поступающего на заводы сырья. Важно и то, что разработкой всей продукции «Шинного бизнеса» будет заниматься единый Центр исследований и разработок, который осенью прошлого года начал свою работу на площадке Ikon Tyres. Собственный научно-технический центр есть и на заводе в Ангрене, и эта структура выполняет очень важную работу как в плане сертификации поступающего на завод сырья, так и для омологации шин, идущих для первичной комплектации на автомобильные заводы Узбекистана.

Резинотехнический завод Birinchi: как делают шины в Узбекистане
Процесс изготовления «зеленых» шин…
Резинотехнический завод Birinchi: как делают шины в Узбекистане
Резинотехнический завод Birinchi: как делают шины в Узбекистане
Резинотехнический завод Birinchi: как делают шины в Узбекистане
…которые затем отправляются в цех вулканизации.

ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ

Сейчас в направлении «Шинный бизнес» активно разрабатываются стратегические планы на период до 2035 года. Если говорить о поставках шин на конвейеры автопроизводителей, то в Узбекистане, с его огромным потенциалом в производстве автомобилей, эта тема весьма перспективна. Сегодня Birinchi Rezinotexnika Zavodi уже работает в этом направлении с предприятием UzAuto Motors, а в перспективе — подписание «договоров о намерениях» еще с несколькими заводами. И вот здесь, опять же, будет полезна синергия предприятий, объединенных направлением «Шинный бизнес».

К примеру, компания Nokian Tyres никогда не занималась поставкой шин на первичную комплектацию. Оно и понятно — в фокусе внимания финского концерна всегда были зимние шины, а летняя линейка, шины, которые могли заинтересовать автопроизводителей, успешно продавались на вторичном рынке. Расширение бизнеса в этом направлении требовало специального подхода к разработке продуктов — производители автомобилей диктуют специфические требования. Если будут подписаны выгодные контракты, то сегодня на российском заводе есть свободные мощности для выпуска продуктов на «первичку», а опыт узбекского шинного завода, давно работающего с этими программами, будет для Ikon Tyres весьма полезным. Сейчас в Ikon Tyres идет процесс сертификации новых типоразмеров, среди которых есть и специфические для ряда китайских автомобилей, появившихся на российском рынке.

Резинотехнический завод Birinchi: как делают шины в Узбекистане
Но обязателен и контроль инструментальный. Есть даже рентгеновский аппарат, редкий прибор в шинном производстве.

ПРИВЫЧКА БЫТЬ ПЕРВЫМ

В 2009 году по решению правительства Узбекистана в городе Ангрен была определена площадка под формирование технополиса, а первым заводом, строительство которого здесь началось в 2016 году, как раз и стал Birinchi Rezinotexnika Zavodi. Над названием долго не думали: birinchi переводится с узбекского как «первый». Нужно отметить, что название во многом оправдывается. Birinchi стал первым и пока единственным в Узбекистане заводом по производству легковых шин. Уникальность этого завода еще и в том, что это единственное предприятие в Средней Азии, выпускающее такую специфическую продукцию, как конвейерные ленты, причем 135 видов продукции в количестве 100 погонных метров ежедневно. Еще одним примером лидерства, которое можно увидеть «невооруженным глазом» — это примененная впервые в Узбекистане система очистки промышленных стоков. Система представляет собой замкнутый цикл, а очищенная вода используется для полива деревьев: из 28 гектаров площади, на которой располагается завод, 13 га занимают фруктовые сады. 

Резинотехнический завод Birinchi: как делают шины в Узбекистане

Проектировал завод Пекинский институт резинотехнических изделий, а лицензиарами стали известные китайские шинные компании Linglong Tire и Double Arrows, производственные мощности которых превышают 60 млн шин в год, причем с большой долей экспорта, в том числе и в Россию. Основным легковым брендом здесь являются представленные в бюджетном сегменте «C» шины Bars, которые активно экспортируются в Россию и хорошо знакомы нашим автомобилистам. Максимальный диаметр в линейке типоразмеров — R18, а вот самый маленький поистине уникален — R12. Это связано с особенностями местного автопарка, в котором, к примеру, представлено огромное количество очень популярных фургончиков Chevrolet Damas, ежегодный выпуск которых в Узбекистане достигает 100 000 экземпляров. 

Резинотехнический завод Birinchi: как делают шины в Узбекистане
Размер R12 тоже по-своему уникален.

В свое время по планам, определенным правительством Узбекистана, производство шин на новом заводе должно было «идти в ногу» и с развитием автоиндустрии страны. Сегодня планы резинотехнического завода Birinchi, которые интегрированы в общую стратегию «Шинного бизнеса», также тесно связаны с дальнейшим развитием автомобильного рынка. Прогнозируется, что производство автомобилей на заводах, работающих в Узбекистане, к 2030 году выйдет на уровень 1 млн машин в год. Причем только 33 % из них будут оснащены исключительно ДВС, а доля электромобилей может достигать 30 %. Соответственно, и требования к шинам, которые будут использоваться для первичной комплектации, таковы, что одним лишь сегментом «C» здесь не обойтись. 

Вот, что о ближайших перспективах работы завода говорит его генеральный директор Гуломжон Инамович Ибрагимов: «Не исключаю, что после утверждения стратегии развития до 2035 года в ассортименте Birinchi появятся шины сегментов "A" и "B". Производственные мощности, передовые технологии и самое современное оборудование у нас есть, а в разработке премиальных продуктов очень поможет опыт Ikon Tyres. Кроме того, в связи с увеличением в Узбекистане количества крупногабаритных китайских автомобилей, потребуется наладить производство шин с диаметрами R19, R20 и R21».

Резинотехнический завод Birinchi: как делают шины в Узбекистане

ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ

Перемены, произошедшие после приобретения группой «Татнефть» Birinchi Rezinotexnika Zavodi, существенны. Если раньше в числе лицензиаров были китайские компании, и основная деятельность, от проектирования завода до технологических процессов, строилась на основе коммуницирования со специалистами из Поднебесной, то сегодня все процессы, включая настройку оборудования и контроль качества, ведутся по высоким стандартам Ikon Tyres. То, что качество выпускаемой продукции сегодня поставлено во главу угла, отмечал и Гуломжон Инамович: «В связи с интеграцией в новую структуру изменилось и мышление наших специалистов. Если раньше в приоритете было количество выпускаемой продукции, связанное с потребностями рынка, то сегодня неотъемлемой составляющей стало качество. Неслучайно нынешний год мы для себя объявили «Годом качества». Коль скоро мы серьезно ориентированы на первичную комплектацию, а из 3 млн ежегодно выпускаемых нами шин 80 % могут составить поставки на конвейеры автопроизводителей, то нужно учитывать очень серьезные требования к качеству и характеристикам шин, которые диктуют производители автомобилей. Но и о количестве мы тоже не забываем. В Узбекистане потребность в легковых шинах — порядка 5 млн штук в год, и это очень большой рынок. Причем рынок специфический, и сейчас мы вместе со специалистами «Шинного бизнеса» анализируем его особенности». 

Резинотехнический завод Birinchi: как делают шины в Узбекистане

Интеграция в новую структуру затронула и систему управления завода — в 2025 году будет полностью завершена цифровизация всех процессов, начиная от поступления сырья и заканчивая финальным контролем продукции, а что касается уровня автоматизации, то ориентиром для узбекского предприятия и в этом случае будет завод Ikon Tyres. Если говорить о планах глобальных, то это объединение в единую цифровую систему всей «триады» производственных предприятий, входящих в структуру «Шинного бизнеса», включая и завод, который скоро начнет работать в Казахстане.

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное