Top.Mail.Ru
Норвежская сага. Часть I: дорога к троллям

Норвежская сага. Часть I: дорога к троллям

21.10.2014
Северная Норвегия – удивительный уголок Европы, где скалы встречаются с бездонными фьордами, завораживая взгляд самых искушенных путешественников. Туда есть несколько путей, и легким не окажется ни один из них, но тем интереснее и увлекательнее будет само путешествие

Владимир Маккавеев

Норвежская сага. Часть I: дорога к троллям

Наиболее комфортный вариант, пожалуй, пролегает по железной дороге. Прямо в Москве автомобиль можно поставить на ж/д платформу, а самим с комфортом разместиться в спальном вагоне. Таким макаром можно добраться до Хельсинки и дальше на другом поезде — до финской Лапландии, откуда до Норвегии уже рукой подать. Но это путешествие уже будет не автомобильным, а скорее железнодорожным. Теоретически тот же путь можно, конечно, проделать и на машине. Но длительные перегоны по скованным скоростными ограничениями и кишащим оленями дорогам Финляндии — удовольствие сомнительное. Потому, отправляясь на север страны троллей вместе с Subaru Team Russia, мы избрали другой маршрут: через Новгород Великий, Старую Ладогу и Петрозаводск — до Кандалакши. 1700 км по довольно приличным, особенно в Карелии, российским дорогам от Москвы до Кандалакши легко проходятся за два дня. А там уже остается каких-то 180 верст до границы с Финляндией. Впрочем, в данном случае расстояние не очень показательно. По крайней мере, до конца 2015 года, когда к КПП «Салла» наконец подведут асфальтовое полотно. Пока же последние 30 км от Алакуртти до границы завалены строительным щебнем и представляют собой весьма неприятное испытание для подвески и шин. Для наших Subaru Outback и Forester оно не очень критично, можно практически не сбавлять скорость. А вот для тех, кто путешествует на легковых машинах, дорога до Салла растянется на часы.

Норвежская сага. Часть I: дорога к троллям

В Алакуртти, чуть в стороне от дороги, на въезде в город  располагается и последняя перед границей заправка «Роснефти» с нормальными ценами на топливо. Заливайтесь под самую горловину, ибо российских цен на бензин в ближайшие недели вы больше не увидете. Формально перед самым КПП «Салла» с нашей стороны есть еще одна бензоколонка, но ценник там уже полуевропейский — около 50 р./литр. Дорого? Ну, это смотря с чем сравнивать! В Финляндии бензин стоит 1,6–1,7 евро, в Норвегии же и вовсе за 2 евро/литр.  Отрадно, что, как показала практика, нашему 2,5-литровому Outback полного бака хватило не только до Тромсе, но еще и на половину нашего 1000-километрового путешествия по Норвегии. А вот турбированные Forester требовали пропитания каждые 600 км.

Норвежская сага. Часть I: дорога к троллям

На подъезде к границе, как напоминание о Великой войне, смертельным катком прокатившейся по Карелии семь десятилетий назад, расположились сразу три мемориальных кладбища: справа от дороги советское и финское, слева, совсем уже в приграничной полосе, — немецкое.

Норвежская сага. Часть I: дорога к троллям

Эхо великой войны: у КПП «Салла» сразу три воинских мемориала — русский, финский (на фото) и немецкий

Но вот, наконец, и КПП «Салла». За год через него проходит около 250 000 человек. Но если не считать майских праздников и новогодних каникул, когда тут собирается до 2500 человек в день, это, пожалуй, лучший пограничный пост западной границы России с точки зрения комфорта и скорости прохождения границы. В будни тут вообще никого нет, и весь процесс пограничных формальностей занимает 10–15 минут. Ну, еще столько же можно потратить в магазине беспошлинной торговли. Он, кстати, только один — на переходе в сторону Европы. На обратном пути в Россию посетить Duty Free уже не получится.

Норвежская сага. Часть I: дорога к троллям

Купание в спасательных комбинезонах — одно из самых популярных развлечений туристов в Хамн Сенье

От Салла до Тромсе нам остается проехать около 500 км. Казалось бы, не много. Но первое впечатление обманчиво. С ограничесниями 80–100 км/ч и приличным количестом населенных пунктов этот перегон грозит растянуться на восемь-девять часов. А превышать тут не стоит. И не только из-за штрафов! Полицейских с радарами, к слову, в здешних лесах водится так мало, что их можно смело заносить в Красную книгу. Зато северных оленей — абсолютно диких и совершенно не пугающихся автомобилей — тьма. Превышать скоростной режим просто опасно, если нет желания украсить свой капот ветвистыми рогами.

Норвежская сага. Часть I: дорога к троллям

Несмотря на идеальные, хотя и весьма монотонные дороги, особого удовольствия от вождения в Лапландии не получаешь: ехать приходится в постоянном напряжении, вглядываясь в обочины — не зашевелятся ли в придорожном кювете мохнатые «ветки» оленьих рогов?! Хорошо хоть полярный день практически не имеет световых ограничений. Летом здесь не темнеет вовсе. Но усталость все равно накапливается, и если особой цели во что бы то ни стало добраться до Тромсе за один перегон нет, лучше остановиться и отдохнуть в одном из многочисленных приозерных отелей или на базе отдыха. Стоят они недорого: от 50 до 100 евро за апартаменты на 2–4 человека с сауной и кухней. Правда, учтите, что в цену номера не входит постельное белье (10 евро с человека), европейцы предпочитают экономить и путешествуют со своим. Здесь же можно искупаться в чистейших финских озерах. Вода немного прохладная, но все же куда теплее, нежели в норвежских фьордах.

Норвежская сага. Часть I: дорога к троллям

Дорога к КПП «Салла» будет закончена только к концу 2015 г.

Удивительно, но Норвегия встречает нас так же, как провожала Россия — гигантским дорожным ремонтом. Хорошо, что не стали мыть машину в Финляндии, все равно до Тромсе она доедет вся в пыли. Но в столице Северной Норвегии уже можно и помыться, чтобы не казаться грязнулями на фоне чистых норвежцев. В Норвегии есть два типа моек: автоматическая, которая имеется практически на любой крупной заправке, обойдется в среднем в 200 крон (1150 руб.), ручная — в 20–30 крон. Почувствуйте разницу! Парковка в центре города также совсем небюджетная: 20–25 крон за полчаса.

Норвежская сага. Часть I: дорога к троллям

Северные олени — настоящий бич дорог финской Лапландии, машин абсолютно не боятся

Впрочем, хоть Тромсе и считается столицей норвежского Севера, положа руку на сердце следует признать, что городок весьма скромный и провинциальный. Несколько улиц с магазинами, несоразмерная пристань, куда швартуются океанские круизные паромы, памятник Амундсену и научно-познавательный центр «Полярия». Вот, собственно, и все достопримечательности города, который становится отправной точкой норвежской экспедиции Subaru Team Russia.

Норвежская сага. Часть I: дорога к троллям

Конечной целью первого маршброска Subaru по Норвегии станут рыболовецкие хозяйства второго по величине острова Норвегии Сенья. Но прежде чем отправиться на юго-запад, сделаем небольшой крюк на восток, туда, где из бездонных глубин Ульсфьорда вырастают величественные вершины Люнгенских Альп. Потрясающее и удивительное сочетание горных пейзажей в обрамлении синих северных фьордов! На Сенья едут не только любоваться пейзажами, но и рыбачить. Два, пожалуй, лучших рыболовных центра острова — Мефьорд Бригге (www.mefjordbrygge.no) и Хамн Сенья (www.hamnisenja.no) — располагаются на западном побережье, примерно в часе езды друг от друга по петляющей меж белоснежных пляжей и величественных фьордов, то и дело ныряющей в недра бесчисленнх узких туннелей дороге. Мефьорд считается более интересным с точки зрения рыбалки, зато Хамн Сенья предлагает гостям более комфортные условия размещения, плюс неподалеку, всего в нескольких километрах, располагается знаменитый тематический парк Senjatrollet (//www.senjatrollet.no, вход 80–120 крон), где можно вдоволь пообщаться с настоящими норвежскими троллями.

Норвежская сага. Часть I: дорога к троллям

Так что базу для отдыха каждый выбирает исходя из собственных предпочтений и бюджета. Отели 3–4* в Норвегии, кстати, по стоимости вполне сопоставимы с остальной Европой — 100–200 евро. Разве что выглядят они несколько аскетичнее. А вот питание, и тем более алкоголь, стоят заоблачных денег. Скромный обед из одного блюда с салатом обойдется в 50–100 евро, и будьте уверены, вы встанете из-за стола c легким (это еще если повезет) чувством голода.

Норвежская сага. Часть I: дорога к троллям

Сушеные головы трески — один из самых доходных экспортных продуктов Норвегии. Из них делают питательный порошок, который помогает поддерживать силы рабочих на плантациях в жарких странах

Рыбалка и прочие активности также оплачиваются отдельно. Сходить на катере с эхолотом в море обойдется в 100–150 евро с человека. Рыбы тут много, в основном трески, так что без улова не вернетесь. Но если вы хотите еще и съесть свой улов, нужно покупать более дорогой тур и идти примено час в открытый океан, поскольку вся прибрежная треска, даже в экологически чистой Норвегии, поражена паразитами. Либо, как бесплатная альтернатива (лицензия на морскую рыбалку в Норвегии не нужна), — просто покидать спиннинг с причала. Залив Хамн кишит куда более разборчивой в плане питания, а потому абсолютно безопасной для желудка скумбрией. Ее можно отнести в ресторан или, если вы разместились в апартаментах, приготовить самостоятельно.

Норвежская сага. Часть I: дорога к троллям

Впрочем, красоты и щедрые уловы острова Сенья — лишь пролог перед следующим путешествием по Лофотенским островам, названным Международной туристической ассоциацией самым живописным местом во всей Европе. А потому попрощаемся с троллями Хамна и отправимся в царство викингов и китов — на Лофотены!

Норвежская сага. Часть I: дорога к троллям

Норвежская сага. Часть I: дорога к троллям

Парк троллей на острове Сенья — один из самых популярных норвежских музеев

Норвежская сага. Часть I: дорога к троллям

Пойманную вами рыбу в Хамн Сенья вам приготовят прямо на открытом воздухе

Норвежская сага. Часть I: дорога к троллям

Норвежская сага. Часть I: дорога к троллям

Норвежская сага. Часть I: дорога к троллям

Норвежская сага. Часть I: дорога к троллям

Гостевые домики Хамн Сенья

Норвежская сага. Часть I: дорога к троллям

Чтобы поймать съедобную треску без паразитов, нужно уйти от берега не несколько десятков километров

Норвежская сага. Часть I: дорога к троллям

КАЛЬКУЛЯТОР ПУТЕШЕСТВИЯ

ТРАНСПОРТ И ПРОЖИВАНИЕ
Виза, евро 35
Стоимость отеля/апартаментов (2-меcтный номер)*** в России/Финляндии/Норвегии, евро от 60/50/90
Средний счет в ресторане России/Финляндии/Норвегии, евро 30/35/75
ДОРОГА
Cтоимость топлива в России/Финляндии/Норвегии, евро 0,77/1,64/2,05
Средний расход топлива, л/100 км 6,8
Протяженность маршрута, км 2909
Общее время в пути, ч 41:18
Макс. разрешенная скорость в России/Финляндии/Норвегииь, км/ч 110/100/90
Макс. допустимый уровень алкоголя в крови в России/Финляндии/Норвегии, промилле до 0,35/0,5/0,2

Продолжение в следующем номере.

(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное