Жителей Камчатки новости из Москвы мало интересуют. Здесь совсем иная повестка. Удивляться не стоит, когда основная часть обитателей Центральной России готовится отойти ко сну, на полуострове встречают рассвет. Поэтому все, что происходит на месте или во Владивостоке, занимает здешних граждан гораздо сильнее, нежели открытие скоростной трассы Москва — Петербург, например.
Алексей Вожаков
Интересная деталь. Тех, кто прожил здесь долгое время, а потом сменил место обитания, Камчатка не отпускает, навсегда отзываясь в сердце тоской по оставленным здесь друзьям, сопкам, торчащим из облаков, серым волнам бескрайнего Тихого океана и воздуху, совершенно по-особому действующему на организм. И связь эта никогда не прекращается.
Материализация, по-другому и не скажешь, в Петропавловске-Камчатском одиннадцати кроссоверов Porsche 2020 модельного года, среди них Cayenne Coupe, которого и в Москве-то еще не видели, стала экзотической новостью не только для местных, но и для их друзей — давно покинувших эту землю островитян, как они сами себя называют. «Это не ваши там у нас на острове?» — спросил меня приятель, отслуживший на Камчатке без малого 30 лет.
Социальные сети, мессенджеры сводят на нет фактор расстояния, по крайней мере в информационном пространстве, сделав слово «телеграмма» абсолютно устаревшим для рожденных после миллениума. Добраться до Петропавловска можно по воздуху или морем, других путей в привычном понимании нет. Автомобили проехали через все страну в контейнерах по железной дороге — до Владивостока, оттуда морем на контейнеровозе — это еще порядка полутора тысяч морских миль. Местные решили — наконец и наши ландшафты пригодились для рекламной съемки «поршаков».
По правде, не так часто на улицах Петропавловска встретишь новый европейский автомобиль, особенно такого класса. Большую часть местного автопарка составляют изрядно повидавшие на своем веку японские праворульные седаны и внедорожники, значительной частью лифтованные, с огромными колесами, заточенные под специальные условия, в которых дороги с любым покрытием вообще не предусмотрены. Проще говоря, там, где на Камчатке дороги имеются — они вполне приличные, ну а большей частью дорог там просто нет и обилие вездеходной техники вполне оправдано, поскольку обитатели этих мест не представляют жизнь без рыбалки и охоты. А, естественно, богаче она там, куда и добраться труднее всего.
Попадая на Камчатку, вопрос, а стоило ли вообще туда ехать, остается «за кадром». Петропавловск-Камчатский — самый восточный из городов России с населением более 100 тысяч, и в хорошую погоду из него открывается завораживающий вид на Авачинский вулкан, по сравнению с величием которого трех- и пятиэтажные постройки времен развитого социализма, в основном, кажутся игрушечными, вырезанными из картона макетами для павильонной съемки. Но основные «аттракционы» полуострова находятся далеко за городскими пределами.
До знаменитой Долины гейзеров 180 километров от Петропавловска, путь туда и обратно пешком с экскурсионной группой займет порядка двух недель, зато путешествие пройдет по местам, красота которых не оставит равнодушным самого искушенного путешественника. Тот же путь можно проделать на вертолете, предложений масса, но бронировать полет необходимо заранее, учитывая, что летают по погоде, которая часто меняется, и по техническим причинам прогулка может быть отложена на день или два. К тому же удовольствие это дешевым не назовешь — выложить за вертолетную экскурсию придется около 45 000 рублей за человека, займет она примерно 6 часов на Ми-8, вмещающем до 25 пассажиров.
С погодой нам повезло — облачность не превышала 5 баллов, наградой стал вид Карымского вулкана, из кратера которого валил густой дым, столб которого виден за несколько десятков километров. Несмотря на усталость и треск двигателя, который несколько смягчали выданные наушники, все «прилипли» к иллюминаторам сначала с одной стороны, а затем с другой, пока пилот менял направления, виртуозно лавируя вдоль склонов горного массива. Через пять минут тень нашего вертолета проскользнула по бирюзовой поверхности кислотного озера, как бы подкрашенного акрилом. Оно странным образом расположилось в чаше кратера вулкана Малый Семячик.
Еще 15 минут, и мы уже на вертолетной площадке Кроницкого заповедника, рядом с ней знаменитая Долина гейзеров. Спуститься к самим горячим источникам можно по деревянным ступенькам. Все смотровые площадки огорожены перилами, без сопровождения инструктора с ружьем передвигаться не разрешают, ссылаются на инструкцию: здесь могут ходить медведи, правда, в долине видны только их многочисленные следы — нормальные мишки в это время года находятся на рыбалке и лакомятся нерестящимся лососем. А тут можно встретить особей не самых адекватных и, по словам нашего гида — девушки с ружьем, — малопредсказуемых и поэтому опасных.
Извержение пара с водой из термальных источников на берегах реки Гейзерной сопровождается свистящими и шипящими звуками, распространяется серный запах разной интенсивности. Именно здесь в свое время снимали планы советского приключенческого фильма «Земля Санникова». Через семь минут приземляемся в Узонской кальдере — это котловина вулканического происхождения размером 9 на 12 км. Здесь находится озеро с горячей родоновой водой, дно которого представляет собой серную корку, под ней располагается резервуар с расплавленной серой. Воздух наполнен соответствующими запахами.
Для Ми-8 120 километров – не расстояние, и через полчаса мы уже на Халактырском пляже, где нас ждут Porsche. Песок здесь черный, вулканический, из дробленой лавы. С легким шелестом волны Тихого океана встречаются с ним на протяжении бескрайней линии прибоя, играя мириадами песчинок в нескончаемом водовороте. С трудом представляю, как король бетонных джунглей и автомагистралей, тем более обутый в летние шины 22 диаметра, сможет тронуться с места на такой поверхности.
550 лошадей нового Porsche Cayenne Turbo Coupe могут оказаться здесь абсолютно бесполезными. Но не зря глянцевый центральный дисплей во внедорожном режиме предлагает выбрать функцию «песок», как нельзя лучше подходящую к ситуации. Равномерное управление газом не дает передним колесам зарываться, а автоматическое распределение крутящего момента по осям позволяет избежать пробуксовки, и двухтонный автомобиль достаточно уверенно преодолевает испытание песком.
Следующий день — новое испытание для автомобиля: подъем по каменистой, покрытой трещинами дороге на вулкан Козельский. Настройки пневмоподвески дают возможность изменить величину дорожного просвета от 190 до 245 мм. Когда кругом булыжники, часто с острыми краями, 5 дополнительных сантиметров могут оказаться спасительными. В режиме «камни», позволяющем электронно блокировать задний межколесный дифференциал, автомобиль забирается на верхнюю площадку вулкана. Вид на океан, открывающийся через просветы в облаках, проплывающих внизу, становится щедрой наградой для преодолевших подъем.
Народу на Камчатке живет чуть более 300 тысяч, туристический поток – 200 тысяч в год. В Исландиию, например, с таким же количеством населения и площадью в 4 раза меньше в год приезжает более 2 млн туристов. Лучшее время для посещения этих мест – с июня по сентябрь. Камчатка, где количество бурых медведей соразмеримо с количеством Porsche в Москве, а уникальные сокровища природы поспорят со многими местами на планете — при правильном прагматичном подходе могла стать туристической Меккой, предоставив жителям рабочие места, которых сейчас катастрофически не хватает.
Поездка на Камчатку — дорогое удовольствие, да и Porsche Cayenne назвать доступным по цене можно только с иронией. Но при наличии средств эмоции, полученные от посещения полуострова, и впечатления от управления Porsche станут настолько яркими, что становится понятно — вложение оправданно.
Калькулятор путешествия |
|
Авиабилеты Москва — Петропавловск-Камчатский и обратно |
от 30 000 р. |
Гостиница в Петропавловске-Камчатском | от 2000 р. |
Вертолетная экскурсия | от 39 000 р. |
Пешеходная экскурсия в Долину гейзеров | от 70 000 р. |