Трехколесные грузовики: от послевоенной Европы, до СССР и Китая

Трехколесные грузовики: от послевоенной Европы, до СССР и Китая

текст: Максим Приходько / фото: Из открытых источников / 01.08.2019
Во времена СССР смотреть по телевизору особо было нечего. Исключением была программа «Это вы можете», где одаренные самоучки строили все, что могли: от машин по конвейерной выпечке блинов и заканчивая автомашинами - микроавтобусами, псевдоспортивными купе и даже автомобилями-амфибиями. То, что вы сейчас увидите, идет под девизом «не может быть». Пока одни фирмы строят супертехнологичные грузовики, другие продолжают делать... Впрочем, по порядку.

Грузовой автомобиль, сделанный по лекалам трехколесного велосипеда – явление в автомире со стажем. Первым к идее в конце 1700-х годов приступил французский изобретатель Николя Кюньо. Он соединил трехколесную телегу с паровым двигателем: огромный котел размещался над передним ведущим колесом трехколесного деревянного чудища. Конструктор видел свое детище на службе у французской армии в качестве артиллерийского тягача. С оперативностью дела у этой техники даже при тогдашних сверхскромных понятиях о тактических нормативах были не ахти какие – традиционные лошади доставляли орудия на позиции куда быстрее. Со временем механики всех стран пришли к выводу, что 4 колеса для техники будут поинтереснее, и от трицикловой идеи отказались. Вспомнили о ней лишь после окончания второй мировой войны – дефицит станков, материалов, моторов, стали, резины и т.д.

Трехколесные грузовики: от послевоенной Европы, до СССР и КитаяТрехколесные грузовики: от послевоенной Европы, до СССР и Китая

После 1945-го в Европе принялись активно строить трехколесные легковушки и развозные грузовички, достаточно вспомнить кабиненроллеры от Messerschmitt и прочие BMW Isetta, чей багажник вмещал один небольшой чемодан. В «большегрузной» технике правили бал фирмы типа британской Scammell. До войны эта контора строила серьезные, так сказать, типовые грузовики и даже трехосные самосвалы грузоподъемностью до 10 тонн. Однако делала она и трехколесные «самокаты», этакие седельные тягачи: переднее одиночное управляемое колесо на пружинной подвеске, кабина над двигателем и полуприцеп. Именно за счет таких конструкций и выжила фирма во второй половине сороковых. Их трехколесные развозные фургончики звались мechanical horse, механическая лошадь. Симпатичные машинки тянули до шести тонн при помощи 40-сильного мотора объемом 1125 кубиков. Подобные тачанки строились по лицензии производителя и в других европейских странах, продержавшись в строю до начала семидесятых прошлого века, пока производители коммерческого транспорта не вырастили четвертое колесо.

Трехколесные грузовики: от послевоенной Европы, до СССР и КитаяТрехколесные грузовики: от послевоенной Европы, до СССР и Китая

Впрочем, уйдя из Европы, мода на трехколесный грузовой транспорт не стала достоянием истории, она просто сменила прописку, поселившись в юго-восточной Азии. В процессе переезда добротные кабины автомобильного типа, мощные тормоза, светотехника и грузоподъемность задержались на какое-то время в Японии, но с бурным развитием страны в техническом плане, в начала семидесятых вся эта очаровательная трехколесная музыка осела в Пакистане, Индии, Бангладеш и других странах тех живописных краев. «Тук-Тук», вот во что превратились потомки небольших развозных итальянских, английских и японских трехколесных грузовичков.

Трехколесные грузовики: от послевоенной Европы, до СССР и Китая

Нашу страну с круглогодичным жарким климатом и отсутствием полета конструкторской мысли связать невозможно, однако и в родных краях долгое время выпускали отпрысков той трехколесной грузовой мафии в виде мотороллера «Муравей». На перемещение 250 кг полезного груза у него уходило до 7 литров бензина А-76, разбавленного моторным маслом, муравьишкин двигатель был двухтактным. Правда, народная любовь к такому «трайку» держалась на полной невозможности купить в СССР в личное пользование грузовой пикап Ижевского Автозавода системы «пирожок», или грузовичка а-ля нынешняя ГАЗель. Первые были, но не для частного использования. Вторых не было вообще.

Трехколесные грузовики: от послевоенной Европы, до СССР и Китая

Однако есть на земле еще место, где советская идея телепрограммы «Это вы можете», сотворить маленькое техническое чудо из колхозной сноповязалки и простой швейной машинки, достигла своего абсолютного апогея. Я имею в виду Китайскую Народную Республику. На одной чаше весов новейшие электробусы и электромобили буквально стадами, связь 5G и скоростные поезда на магнитной подушке. На другой - грузовые трехколесные изделия, облик, дизайн и техническая проработка которых навсегда занесены в зал славы Шнобелевской премии. Братцы! Мало, что это выпускается, это продается и имеет устойчивый сбыт. Некоторые конструкции даже поставляют на экспорт. Для законченных эстетов предлагают трехколесные грузовые конструкции на электротяге.

Трехколесные грузовики: от послевоенной Европы, до СССР и Китая

На одном из известных китайских сайтов по продаже автомобилей и мотоциклов приходилось видеть объявление: «Дизельный трехколесный велосипед с кабиной. Его очень любят и получают на современном рынке». Так, на всякий случай: у этого 28-сильного «велосипеда» трехсторонняя разгрузка кузова, который обещает взять груз до 5 тонн. А некоторые из моделей грузовых трициклов берут и вовсе до 8 тонн! Отдельный вопрос – насколько долговечен в эксплуатации такой грузовик и сколько реального груза он перевезет от заявленных 8 тонн. Про то, сколько проживет трансмиссия, подвеска и моторчик дизельного велосипеда с двускатной ошиновкой на задней оси и говорить не приходится. Но подобного транспорта в глубине этой страны на дорогах дополна. Или там общемировые 8 тонн груза ощутимо по весу меньше, или некоторые физические законы и основы механики не работают в Китае из-за того, что они не были в свое время переведены на китайский язык. А то, чего нет, не может и ломаться.

Трехколесные грузовики: от послевоенной Европы, до СССР и Китая

Если вспомнить творения наших автосамодельщиков из СССР, им тоже пришлось выслушать много нелицеприятного в свой адрес, не все из них были дипломированными конструкторами. Но вот знаменитая «Панголина» Александра Кулыгина, умельца из Ухты, и сейчас выглядит круче, чем иные современные модели. Напомню, что построил и спроектировал свою самоделку Кулыгин в начале 1980-х. Представляете, что бы он сделал, если бы у него была агрегатная база, которой располагают конструкторы трехколесных грузовых монстров из Китая? А вы говорите - не может быть. 

Трехколесные грузовики: от послевоенной Европы, до СССР и КитаяТрехколесные грузовики: от послевоенной Европы, до СССР и КитаяТрехколесные грузовики: от послевоенной Европы, до СССР и КитаяТрехколесные грузовики: от послевоенной Европы, до СССР и КитаяТрехколесные грузовики: от послевоенной Европы, до СССР и Китая (3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное