Казалось бы, современная авиация зашла в тупик инженерной мысли и не может предложить ничего более интересного, чем обычные самолёты и обычные вертолёты. Но это не так
Сергей Яковлев
Казалось бы, современная авиация зашла в тупик инженерной мысли и не может предложить ничего более интересного, чем обычные самолёты и обычные вертолёты. Но это не так. Давайте посмотрим на самые удивительные летательные аппараты.
Convair V2 Sea Dart
Единственный в мире сверхзвуковой самолёт-амфибия был построен в 1951 году. По сути, Convair C2 Sea Dart был обычным реактивным истребителем, но его фюзеляж легко переносил длительный контакт с водой, а конструкция корпуса включала подводные крылья – для перемещения по водной поверхности. Несмотря на всю перспективность, проект был заморожен после фатальной аварии на испытаниях, и с тех пор попытки построить сверхзвуковой водоплавающий самолёт больше не предпринимались.
Goodyear Inflatoplane
Действительно уникальную идею предложили американским военным производители шин Goodyear в 1959 году. Надувной самолёт Goodyear Inflatoplane. Весь самолёт (за исключением двигателя и некоторых элементов управления) был изготовлен полностью из резины. В сложенном состоянии Inflatoplane помещался в коробку объёмом в один кубометр, чтобы надуть его требовалось всего пятнадцать минут и простой велосипедный насос. Самолёт обладал прекрасными лётными характеристиками, но военные отказались принимать проект по вполне понятной причине – чтобы сбить Inflatoplane было достаточно всего одного попадания из любого стрелкового оружия.
NASA Ames AD-1
В 1979 году исследовательский центр Эймса при НАСА совместно с авиаконструктором Бёртом Рутом построили первый в мире самолёт с косым вращающимся крылом. Крыло такого самолёта могло приводиться в положение, параллельное кокпиту. Это позволяло летательному аппарату изящно управляться с воздушными потоками. По сравнению с самолётом традиционной конструкции, лобовое сопротивление Ames AD-1 было до 20% меньше, волновое сопротивление – до 26% меньше, и весил он на 14% меньше «прямокрылых» самолётов. На испытаниях AD-1 показал отличные результаты, за всё время его освоило 17 лётчиков, и всё же проект приостановили, а один единственный экземпляр самолёта поместили в музей Сан-Карлоса. Но технология не умерла, и сегодня ведутся работы по созданию беспилотников с косым вращающимся крылом.
Vought V-173
Разработки по созданию самолёта с вертикальным взлётом американцы начали задолго до Второй мировой войны. Однако первый такой действительно эффективный самолёт появился только в 1942 году. За свою причудливую форму (фюзеляж представлял собой почти идеальный круг) Vought V-173 получил прозвище «летающий блин». В движение самолёт приводился двумя огромными пропеллерами, для каждого было предусмотрено по одному 80-сильному двигателю. Предполагалось, что Vought V-173 будут использовать для перехвата вражеских самолётов с авианосцев. Экипаж состоял из двух пилотов, снизу от корпуса конструкторы планировали разместить вооружение, на носу – высокоточный радар. Но ничего из этого не произошло, из-за низкой мощности двигателей и серии неудачных испытаний V-173 уступил место более продвинутым истребителям с вертикальным взлётом, но навсегда остался в памяти авиаконструкторов всего мира как «летающий блин».
Bell P-39 Airacobra
С виду обыкновенный американский истребитель периода Второй мировой войны отличался очень необычным элементом конструкции: его двигатель был расположен сзади кабины пилота. Эдакий Porsche среди самолётов. Такое инженерное решение давало «Аэрокобре» целый ряд преимуществ: лучшая манёвренность, аэродинамика, лучший обзор, возможность размещения более тяжёлого вооружения и т.д. Bell P-39 был настолько хорош, что большая часть всех выпущенных самолётов (более 4500 экземпляров) была поставлена в СССР по лендлизу.