Top.Mail.Ru

Неизвестная «Волга»: секретные модификации ГАЗ-24

Неизвестная «Волга»: секретные модификации ГАЗ-24

26.07.2022
Трудно теперь представить чем была «Волга» для граждан СССР!  Любовью, мечтой и практически фетишем!

Сергей Орлов

Фразу «У него «Волга»!», - много лет произносили с придыханием, откровенной или скрытой завистью. За свежие машины, стоившие в магазине девять с лишний тысяч рублей (бешенные для обычного гражданина деньги!), на вторичном рынке давали двадцать, а то и двадцать пять тысяч. Ведь новый ГАЗ-24 купить было почти невозможно. По сути, такую возможность имели лишь граждане, в той или иной мере, приближенные к государству: писатели и актеры, прочие деятели культуры, известные ученые и высокие администраторы.

Даже сильно подержанные автомобили, прошедшие так называемый капремонт и распределяемые на предприятиях вызывали ажиотаж. А как следствие становились причиной обид, скандалов ссор. При том, что в Москве, например, списанные из госучреждений «Волги» ремонтировали, в том числе, и обитатели профилакториев, принудительно излечиваемые от алкоголизма. Их привлекали к работе на Втором авторемонтном заводе (ВАРЗе).

Мелкосерийное производство ГАЗ-24 начали в 1968 году. Полностью ГАЗ-24 вытеснил с конвейера ГАЗ-21 летом 1970-го. Кстати, ГАЗ-24 еще лет пять, по инерции уважительно называли «новая «Волга».

СБЫЛОСЬ И НЕ СБЫЛОСЬ

Разнообразием серийных модификаций советских покупателей ГАЗ не баловал: машины оснащали мотором в 95 л.с.  или дефорсированным в 86 л.с., который ставили, в основном, на машины-такси.

Интересно, что многие владельцы, несмотря на престижность «Волги», стремились заполучить именно дефорсированный мотор, поскольку он был рассчитан на низкооктановый бензин А76 (позднее А80). Особенно это  стало актуально после подорожания бензина в 1981-м. Топливо А93 стало стоить 40 копеек, а А76 – 30. Но такой бензин можно было без особого труда купить и в два раза дешевле у водителей грузовиков. А внешне-то «Волга» оставалась «Волгой». 

Неизвестная «Волга»: секретные модификации ГАЗ-24
Прототип ГАЗ-24-14 с двигателем V6

А ведь еще в 1965-м на стадии подготовки и доводки модели планировали и испытывали модификации с экспериментальным двигателем V6 рабочим объемом 3 л и мощностью 150 л.с. ГАЗ-24-14 оснастили механической коробкой передач, а ГАЗ-24-15 даже автоматом. Эти люксовые машины снабдили и четырьмя фарами. В серию такая модификация не пошла. И на заводе, кстати, четыре фары никогда не ставили. Такие машины, изредка встречающиеся на улицах, были плодом самостоятельно тюнинга.

Серийный мотор был всего лишь развитием двигателя ГАЗ-21. Зато ГАЗ-24 получил новую четырехступенчатую коробку передач с рычагом на полу и гидровакуумный усилитель тормозов.

«ВОЛГИ» С СЕКРЕТАМИ

В советские времена в автомобильных кругах ходили слухи о необычных сверхмощных и сверхбыстрых «Волгах», которые живьем мало кто видел.

Специальные модификации для спецслужб, в первую очередь КГБ заложили еще на стадии создания базового автомобиля. ГАЗ-24-24 (был и вариант ГАЗ-24-25 с экранированным электрооборудованием) выпускали с 1973 г.

Внешне машины не отличались от стандартных. Но вод капотом стоял  195-сильный двигатель V8 от Чайки ГАЗ-13 и трехступенчатая автоматическая коробка передач. Максимальная скорость составляла 190 км/ч – фантастический в Союзе показатель!

Двигатели V8 ставили и на универсалы, но специально их в заводских документах не обозначали.

Неизвестная «Волга»: секретные модификации ГАЗ-24
Полноприводный ГАЗ-24-95

Существовала и еще одна неизвестная и редкая версия: полноприводный ГАЗ-24-95. Седан с агрегатами УАЗ-469 сделали в Горьком всего в пяти экземпляров. Один автомобиль, вроде бы, отправили в подмосковное Завидово, где регулярно охотился большой любитель этого дела генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид  Брежнев.

Понятно, что сохранившиеся «Волги» с V8 нынче стоят особенно дорого.

ПОЛЕЗАЙ В КУЗОВ

Об универсале ГАЗ-24-02, выпуск которого начали в 1972-м многие мечтали еще больше, чем о седане. Ведь машина была не только семиместной, но и при сложенных сидениях вмещала больше полутора кубометров груза.

Но универсалов в частных руках было совсем мало. Такую машину можно было купить в «Березке», обменяв заработанную валюту на чеки «Внешпосылторга» или по специальному разрешению. Так ГАЗ-24-02 купил и получил в Горьком на заводе, например, великий актер Юрий Никулин.

Неизвестная «Волга»: секретные модификации ГАЗ-24
Серийный универсал «Волга» ГАЗ-24-02

Мечтающие о «Волге», наверняка, сочли бы грузовые версии престижнейшей машины почти кощунством. А ведь такие модификации существовали. Правда, делали их в небольших количествах.

Сначала на базе ГАЗ-24-02 спроектировали фургон ГАЗ-24-78, грузоподъемностью 500 кг. Но в производство его не пустили. Спрос на седаны и универсалы был не просто высок, а, по сути – безграничен.

Похожую машину сделал и крупнейший экспортер советских автомобилей бельгийская компания Scaldia-Volga. Но и за границей к  фургону интереса не было.

Неизвестная «Волга»: секретные модификации ГАЗ-24
Пикап воронежского завода на базе ГАЗ-24

Но грузовики из ГАЗ-24, все-таки, делали! Несколько ремзаводов, в частности в Ленинграде, Риге, Воронеже, Узбекистане строили пикапы и фургоны из машин, прошедших капремонт или аварийных. У  мечтающих о «Волге», хотя бы и подержанной,  сердце обливалось кровью! Пикапы до сих пор иногда всплывают на вторичном рынке.

«ВОЛГА» - FIAT, А ЗАОДНО MERCEDES И BMW

Успешно продвинув в СССР FIAT 124 и огромный современный завод, итальянский концерн попробовал посотрудничать и с Горьковским заводом. Причина, впрочем, была внутренняя – итальянская.

Спрос на солидный седан FIAT 130 быстро падал, и стало непонятно куда девать  мотор V6 рабочим объемом 3,2 л, мощностью 185 л.с. А заодно и иные комплектующие непопулярной модели.

А в Горьком по-прежнему прикидывали более мощный мотор для люксовой версии. А основной поставщик — Заволжский моторный завод окончательно отказался от шестицилиндрового двигателя.

Неизвестная «Волга»: секретные модификации ГАЗ-24
«Волга» с итальянской отделкой и двигателем от FIAT 130

В Италию даже ездил главный конструктор легковых автомобилей ГАЗ Николай Юшманов. Итальянцы сами сделали опытную «Волгу» со своим мотором и прочими комплектующими от FIAT 132, которыми без всякой документации начинили  ГАЗ-24.

Но адаптация импортного двигателя требовала серьезной переделки и кузова, и шасси. Да и, вообще, с точки зрения серийного производства «Волга» - FIAT была бесперспективна. Как, кстати, и версии с моторами BMW и Mercedes-Benz, которые в качестве эксперимента сделали в Горьком.

ГАЗ НЕ ПРО НАС

В небольших количествах ГАЗ-24 продавали и за границей. Помимо соцстран, в Финляндии, Бельгии, Скандинавии. Внешне их машины мало отличались от советских.

Зато для бельгийской компании Scaldia Volga в Горьком делали   машинокомплекты – седан ГАЗ-24-76 и универсал ГАЗ-24-77 под монтаж дизелей Indenor-Peugeot мощностью 70 л.с. Сначала такие машины, кстати, и с измененными тормозами – со сдвоенным главным тормозным цилиндром и двумя усилителями, собирали в Бельгии, а потом и на главном конвейере в Горьком.  

Дизельными Волгами за рубежом интересовались, в основном, таксисты. Но спрос был невелик. Собрали менее двухсот машин.  Часть из них еще в советские времена, долго работающие за границей советские граждане умудрились вернуть на родину. 

Еще тогда услышал забавную историю, как два приятеля перегоняли чудом добытую за границей такую дизельную «Волгу» и, едва миновав границу, в Белоруссии остановились на придорожной стоянке и попросили у водителя МАЗа дизтоплива. Тот, чтобы посмеяться над «чайниками» налили им, сколько просили и даже денег не взял. Приятели невозмутимо отправили топливо в бак, запустили двигатель и спокойно поехали дальше. Лицо водителя МАЗа, наконец услышавшего характерный рокот из-под капота «Волги», выглядело в тот момент крайне выразительно!

 Существовала и совсем уж редкая зарубежная версия ГАЗ-24 с бензиновым V6 Ford рабочим объемом 3 л и мощностью 144 л.с. при 4750 об/мин. Такая «Волга» достигала скорости 170 км/ч.

И ДАЖЕ КАБРИО!

На основе ГАЗ-24 делали даже кабриолеты! Но не пижонские, прогулочные, а для военных парадов на периферии.  Строили машины не в   Горьком, а на армейских ремзаводах.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - gaz_24_07-1024x677.jpg
Парадный кабриолет на базе ГАЗ-24

Такие машины в провинции есть до сих пор. Ну, а в последние годы появились немало самодельных кабриолетов, сделанных «по мотивам» неутомимыми умельцами.

МНОГИЕ ЛЕТА

ГАЗ-24 и модернизированный ГАЗ-24-10, который выпускали с 1985 года с новым салоном, мотором в 100 л.с. и вакуумным усилителем тормозов, вошли в первую десятку советских моделей-долгожителей.

Производство свернули в 1992 году, когда на конвейер встал ГАЗ-31029. А еще «двадцатьчетверка» - и самая массовая «Волга» за всю историю завода. Всего изготовили около 1,5 млн. экземпляров.

У Горьковского автозавода также был шанс сделать из «Волги» аналог мерседесовского S-class. Но, желание сэкономить, поставило крест на всех интересных задумках, которые легли в основу ГАЗ-3102. Об этом мы рассказывали ранее.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное