История ГАЗ-3102, или почему «Волга» не стала «Мерседесом»

История ГАЗ-3102, или почему «Волга» не стала «Мерседесом»

28.05.2021
У Горьковского автозавода был шанс сделать из «Волги» аналог мерседесовского S-class. Но, желание сэкономить, поставило крест на всех интересных задумках, которые легли в основу ГАЗ-3102

Редакция

Мерседес по дешевке

История ГАЗ-3102, или почему «Волга» не стала «Мерседесом»

При разработке ГАЗ-3102 перед заводчанами ставилась сложная задача: сменить на конвейере ГАЗ-24 должен был настоящий советский Мерседес – что-то похожее на Mercedes-Benz в кузове W116 начала семидесятых. Так сказать, нашенский S-класс. Заводчане, было, обрадовались, но вскоре приуныли: им дали понять, что делать мерседес придется фактически из того, что есть – никаких суперрешений бюджет не потянет. 

История ГАЗ-3102, или почему «Волга» не стала «Мерседесом»

Конструкторы Горьковского автозавода старались сделать невозможное. Под капот поставили необычный движок с форкамерным зажиганием. Тормоза стали дисковыми. Кузов обрел клиновидное оперение, мягкое торпедо, красивые сиденья и большой бензобак за задним сиденьем: на Мерсе он находился именно там. Пассивная безопасность при этом была на высоте. Любопытно, что изначально бензобак по привычке запихнули вниз, но потом взглянули на W116 и сделали, как надо. 

История ГАЗ-3102, или почему «Волга» не стала «Мерседесом»

Успех и провал

Машина получилась классная. Но это ее и погубило. Чиновники дружно проголосовали «За!», но тут же возмутились – о том, чтобы на элитной машине ездили «обычные» ученые и прочие народные артисты, не могло быть и речи. В такси, само собой, путь был также закрыт – там должно было ездить нечто простенькое. Поэтому было принято решение резко ограничить выпуск удачной машины, подчеркнув лишний раз ее элитность. А на замену ГАЗ-24 решили запустить некий промежуточный вариант между ГАЗ-24 и ГАЗ-3102 – так появилась ГАЗ-24-10. Мотор древний, тормоза барабанные, торпедо жесткое – и так сойдет.

История ГАЗ-3102, или почему «Волга» не стала «Мерседесом»

Дальше – хуже. Форкамерный двигатель испытаний временем не выдержал и был потихоньку заменен привычным мотором – безо всяких экономий и форкамер. Но чиновникам до этого не было никакого дела: заправляться – не их дело. Под шумок была решена и судьба бензобака. Серийной оснастки на большой бак не было, да и кому он нужен, если чиновнику расположение запаски и бака абсолютно безразличны? Поглядывать на Мерседес перестали, а на 3102 поставили убогий старый бензобак от ГАЗ-24.

История ГАЗ-3102, или почему «Волга» не стала «Мерседесом»

Дело – бак

Тем, кто уже не помнит, как выглядела ГАЗ-3102, напомним, о чем речь. Смотрим на древнее фото из заводской брошюры: лючок бензобака находится в верхней части заднего левого крыла. Такие автомобили иногда попадаются на дорогах и сегодня – и эта конструктивная особенность сразу выдает их преклонный возраст. А вот на более поздних фотографиях лючок находится ниже – там же, где у «обычных двадцатьчетверок» – разве что открывается в сторону, а не вниз.

История ГАЗ-3102, или почему «Волга» не стала «Мерседесом»

Что в этом плохого? А то, что в первоначальном варианте на 3102 был 70-литровый бензобак. При волговской прожорливости это было правильное решение. При этом багажник выглядел огромным и был удобен, поскольку запасное колесо помещали под полом. А вот после странной модернизации испортилось сразу всё: в багажник переехало огромное колесо, занявшее огромную часть пространства, а бак похудел аж на 15 литров – его запихнули вниз. Визиты на АЗС  участились, а плоский бак то и дело капризничал, норовя выплеснуть бензин обратно.

История ГАЗ-3102, или почему «Волга» не стала «Мерседесом»

А если хочется?

По сравнению с «двадцатьчетверкой» багажник чуть приподнялся сзади и чуть вырос. Впрочем, на ГАЗ-24 были свои проблемы: под полкой задка устанавливали вентиляцию обдува заднего стекла, что съедало пространство для поклажи. А на 24-10 стекло сделали обогреваемым и багажник получил новые литры объема… Но 55-литровый бак оставался недомерком… Однако вскоре прошел слух: освоен выпуск 70-литровых бензобаков!

История ГАЗ-3102, или почему «Волга» не стала «Мерседесом»

Откуда они появились? 70-литровые баки предназначались для редких волжанок с восьмицилиндровыми моторами, а также с роторными движками. Они соответствовали посадочным местам 55-литровых баков,  потому замена не была особо сложной. Надо было только не забыть позаботиться об удлинении бензоприемника – иначе «лишний» бензин всегда оставался бы на донышке. Отличить старый бак от нового можно было не только по «пузатости», но и по числу продольных штамповок. Но это решение не было серийным, а потому 55-литровый бак ушел в историю вместе с ГАЗ-31105.

История ГАЗ-3102, или почему «Волга» не стала «Мерседесом»
block
(11 оценок, среднее: 3,45 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

5 комментариев

  1. Олег:

    «чтобы на элитной машине ездили «обычные» ученые и прочие народные артисты, не могло быть и речи» 31102 с фарами от ЗИЛ Бычок в переди ещё как-то смотрелся , но сзади огромные фанари от Чайки вызывали недоумение , было похоже на гаражный тюнинг )) наверно для номенклатуры рангом пониже -хотя бы задние фанари от Чайки))))в общем страшная как номенклатура тех лет .
    А некоторые артисты и ученые ездели на простых Чайках))) и простых Мерседесах))
    Русский Мерседес , Руский Прадо, Русский Джип уже тошнит от этих клише (((
    Волга -это автомобиль легенда , конечно 31002 был выкидыш ГАЗ , но было масса достойных авто- М20,М21,ГАЗ 24, ГАЗ 31105 с Крайслером , на эти авто приятно взглянуть спустя десятилетия
    А 31102 осталась в памяти когда первый раз ехали за ней с отцом на 24-ке и гадали … от какого грузовика этот водитель приделал фанари (Чайки не часто видили думали от КАМАЗа приколхозил и испортил Волгу)

  2. Вася:

    Обговняй любую идею — вот главный девиз нашего автопрома!

  3. Роман:

    У меня одноклассник работал водителем не то в девятом управлении, не то в девятом гараже, помню что то с девяткой связанно было. Возил одного чинушу. Так вот 3102 на которой он его возил действительно была как Мерседес! Во первых там стоял 200 сильный движок Rover, уже тогда на ней была другая передняя подвеска, не было шкворней и были дисковые тормоза! Кондиционер, ГУР, электрические стеклоподъемники во всех дверях и зеркала с подогревом. Даже телефон спутниковый — это просто писк был! Не помню какая торпедо но щиток точно был не 02, похоже уже как десятый, не помню. А какая у нее была шумовка?! При закрытых окнах на ходу не слышно не резины, не работы подвески, не двигателя — просто ТИШИНА! Это явно была не самоделка, так как машин у них на работе таких было довольно много, видимо какая то мелкосерийная модификация. А на минутку, это был примерно 95-й год! К чему я все это пишу? Да получился у них Меседес, просто время было трудное, ведь всю эту начинку закупали за валюту, а продавали машину за рубли, сами помните как деньги обесценивались, зарплату получил, вечером мог 100 долларов купить, а на утро уже только 90 а может и того меньше))) Наладить производство комплектующих вообще не посильная задача была не то что для завода, а для всей страны. Вот по этому и нет у нас русского Мерседеса.

  4. Сергей:

    Вот так чиновники и заботятся о простом народе: «чтобы на элитной машине ездили «обычные» ученые и прочие народные артисты, не могло быть и речи»

  5. Сергей:

    Была у меня такая, только ГБЦ была поменяна от 402 мотора, и салон от 3110.
    На заправках люди удивлялись, почему лючок бензобака не не месте.

Статьи по теме
Популярное