Top.Mail.Ru
Уйти из компании и войти в историю, или как Карл Бенц с Готлибом Даймлером поссорились

Уйти из компании и войти в историю, или как Карл Бенц с Готлибом Даймлером поссорились

фото: Mercedes-Benz Group, NAC, Österreichischen Nationalbibliothek / 21.04.2023
120 лет назад, 21 апреля 1903 года один из основоположников автомобилестроения Карл Бенц ушел из компании, которую сам же и создал.

Денис Орлов

Те, кого однажды увольняли с работы, согласятся, что праздновать здесь особо нечего. Хотя кое-кто по прошествии лет и скажет: не уйди я тогда, не открылись в моей жизни новые возможности, не достиг бы я новых высот.

Карл Бенц и Готлиб Даймлер — два столпа германского технического превосходства. 28 июня 1926 года в их честь назвали крупнейший германский концерн Daimler-Benz AG. С тех пор Бенца и Даймлера всегда преподносили нам «сладкой парочкой», «шерочкой с машерочкой». Хотя, согласно официальной истории, они так никогда и не встретились друг с другом (что, конечно, красивая неправда). Официальную историю марки слагал штатный историк концерна Пауль Зиберц (Paul Siebertz), в прошлом редактор австрийской еженедельной монархической газеты Das Vaterland. Неизвестно, насколько герр Зиберц разделял взгляды своего земляка, но с приходом в Германии ко власти Гитлера развернулся по-настоящему. В Третьем Рейхе достижения техники и промышленности были поставлены на службу государственной идеологии. Так мы до сих пор и повторяем нацистские бредни о том, что Карл Бенц и Готлиб Даймлер являются изобретателями автомобиля.

Уйти из компании и войти в историю, или как Карл Бенц с Готлибом Даймлером поссорились
Карл Бенц с детьми у первой в мире малолитражки, выпускавшейся крупной серией — Benz Velociped (Velo). С 1894 по 1901 год построено около 1200 штук.

В канонизации Бенца и Даймлера немцы перебарщивали, точно как у нас злоупотребляли навязыванием основоположников марксизма-ленинизма. Что не раз давало повод для беззлобных шуток. Помните? Карл Маркс и Фридрих Энгельс — не муж и жена, а четыре совершенно разных человека. В январе 1978 года член-правления Daimler-Benz AG Гейнц Гоппе (Heinz Hoppe) передавал через министра внутренних дел СССР Николая Анисимовича Щелокова ключи к очередному четырехколесному подарку Брежневу. Увидев на массивном брелоке профили Карла Бенца и Готтлиба Даймлера, министр пошутил: «Это Маркс и Энгельс?»

Уйти из компании и войти в историю, или как Карл Бенц с Готлибом Даймлером поссорились
Карл Фридрих Михаэль Вайант Бенц (25 ноября 1844 — 4 апреля 1929). Таким он был, когда создавал автомобиль.

Абсолютной же правдой является то, что 2 ноября 1886 года патентное ведомство Германии Kaiserlisches Patentamt выдало Карлу Бенцу патент за номером 37435 на «транспортное средство, работающее на газе». А 3 июля того же года трехколесный экипаж Бенца, наконец, успешно поехал. Хотя об этом написали в газетах, особого ажиотажа новация не вызвала. Газовые (т. е., работающие на легких фракциях нефти) стационарные двигатели не были в диковину. Тот же Бенц с 1 октября 1883 года выпускал их на своей Benz & Cie., Rheinische Gasmotorenfabrik in Mannheim («Рейнская фабрика газовых двигателей Бенца и компаньонов»). За первые четыре месяца работы фирма выпустила 800 стационарных моторов, работающих на лигроине.

Уйти из компании и войти в историю, или как Карл Бенц с Готлибом Даймлером поссорились
Титульный лист патента Карла Бенца с изображением его первого автомобиля.

Бенц продолжал совершенствовать свой автомобиль, получив до 1888 года еще 4 патента. 1 мая 1890 года из дела вышли слабые партнеры и вошли новые, более состоятельные: Фридрих фон Фишер (Friedrich von Fischer) и Юлиус Ганс (Julius Ganß). Заложен новый завод в пригороде Мангейма — Некарштадте. Началось строительство серий автомобилей — впервые в мире. Расширялась география поставок. В 1894 году купец 1‑й гильдии Карл Шпан открывает торговлю механическими транспортными средствами Бенца в Петербурге и Москве. В 1899 году фирма Benz & Cie., Rheinische Gasmotorenfabrik in Mannheim выпускает акции, приобретает приставку AG («акционерное общество»).

Уйти из компании и войти в историю, или как Карл Бенц с Готлибом Даймлером поссорились
Сохранившийся автомобиль Бенца (3‑я, усовершенствованная модель 1888 года) из собрания лондонского Science Museum.

В это время Готлиб Даймлер, чей первый автомобиль поехал только в апреле 1887 года, продал лицензию на мотор собственной конструкции французской фирме Panhard et Levassor. Эти моторы начали устанавливать также на автомобили Peugeot — фирмы, ставшей вторым серийным производителем во Франции. Даймлер открыл филиалы в Великобритании и Австрии. С 1890 года его фирма называется Daimler-Motoren-Gesellschaft AG, «Акционерное общество по производству моторов Даймлера». К 6 марта 1900 года, когда Даймлер умирает, капитал этого АО составляет впечатляющие 900 000 марок. Капитал акционерного общества Бенца — примерно 2,7 млн марок.

Уйти из компании и войти в историю, или как Карл Бенц с Готлибом Даймлером поссорились
Реклама первого российского дилера автомобилей марки «Бенц»: Benz Velo — самый ходовой товар.

Они шли разными путями. Даймлер ставил на рекламу, в том числе через гонки. Бенц рекламу презирал и ставил на доступность своих машин. В 1900 году Бенц продал рекордное число своих автомобилей — 603 штуки. Даймлер — только 96. Однако партнеры склонили Бенца к ошибочным решениям (наняли французского конструктора Мариуса Барбару (Marius Barbarou), инвестировали в мощную спортивную машину), тогда как рядом с Даймлером появился оборотливый консул Австро-Венгрии в Ницце Эмиль Елинек (Emil Jellinek), привлекший одаренного инженера Вильгельма Майбаха (Wilhelm Maybach).

Уйти из компании и войти в историю, или как Карл Бенц с Готлибом Даймлером поссорились
Реклама дизельных моторов M.W.M. в советском журнале «Мотор», 1927 г.

Огорченный непониманием со стороны вчерашних единомышленников, Карл Бенц вышел из правления предприятия, которое сам же и создал. Этот поступок зафиксирован в торговом реестре Мангейма 21 апреля 1903 года.

Однако у изобретателя оставалась еще одна любимая игрушка — старый моторостроительный завод в Мангейме. Бенц привлекает инженера Проспера л’Оранжа (Prosper L’Orange) с его патентом на двигатель с воспламенением от сжатия с форкамерой (DRP 230 517 от 14 марта 1909 года). Начинается освоение совершенно новой области — дизельного моторостроения. Моторные плуги, тракторы, суда, подводные лодки. Дело процветает. В 1922 году отделение стационарных двигателей Бенца переименовывается в Motoren-Werke Mannheim GmbH — M.W.M. Фирма существует по сей день, правда, с ноября 2013‑го не как M.W.M., а как Caterpillar Energy Solutions GmbH. Про образованную 9 июня 1906 года в Ладенбурге автомобильную фирму C. Benz Söhne («Сыновья Карла Бенца») выпадет круглая дата, обязательно расскажу.

Уйти из компании и войти в историю, или как Карл Бенц с Готлибом Даймлером поссорились
Похороны Карла Бенца 6 апреля 1929 года в Ладенбурге. Перед гробом движется его любимый Benz Velo.

Не стану растягивать, как баян, все успехи и неудачи бывших заводов Бенца и Даймлера. Заострю внимание только на одном факте: к моменту образования концерна Daimler-Benz AG ни одного из отцов-основателей там уже не было (хотя престарелый Бенц застал слияние). Почему это важно? Да потому, что их последователи с уважением отнеслись к памяти основоположников. Могли же назвать концерн иначе! С позиций нейминга что Daimler-Benz, что Mercedes-Benz звучит одинаково неблагозвучно. И на радиаторе не помещается. Ведь как в те годы называли в Германии автомобили? Audi. Это часть известного латинского изречения. Dixi. Это и вовсе крылатое выражение по латыни. Opel. Удачная фамилия. Hanomag. «Телеграфное» имя, емкая аббревиатура от длиннющего названия фирмы. На худой конец, BMW!

Уйти из компании и войти в историю, или как Карл Бенц с Готлибом Даймлером поссорились
Общая реклама двух марок, Mercedes и Benz после победы в Испытательном пробеге 1925 года по СССР. Спустя год марка станет общей: Mercedes-Benz.
Уйти из компании и войти в историю, или как Карл Бенц с Готлибом Даймлером поссорились
09. Почтовые марки, выпущенные в 1936 году в нацистской Германии в честь 50‑летия автомобильной промышленности.

Сколько славы обрушится на Daimler-Benz AG, каких высот достигнет концерн! И все, чтобы 25 лет назад, 7 мая 1998 года, громогласно... забыть об одном из его основателей. Шестого мая в Лондоне (что само по себе унизительно для германского предприятия) между Daimler-Benz AG и Chrysler Corporation было подписано соглашение о слиянии. Новый концерн стал называться DaimlerChrysler AG. Без Бенца. Воистину, кто не чтит предков своих...

Уйти из компании и войти в историю, или как Карл Бенц с Готлибом Даймлером поссорились
Биография Карла Бенца, опубликованная Паулем Зиберцем в 1943 году.

Третьего августа 2007 года американскую часть (Chrysler) концерна поглотила инвестиционная группа Cerberius Capital Management. Цербером в греческой мифологии звали трехголового пса, не выпускавшего мертвых из Аида обратно в мир живых. И что, после развода концерн вернул себе прежнее двойное имя? Ничего подобного! Концерн назвали просто Daimler AG. Хорошо еще, автомобили сохранили марку Mercedes-Benz!

Уйти из компании и войти в историю, или как Карл Бенц с Готлибом Даймлером поссорились
В 2005 году в помещении бывшего завода C. Benz Söhne в Ладенбурге под Мангеймом открылась экспозиция автомобилей. На переднем плане — редчайший грузовоз Benz-Gaggenau.

Бизнес — штука жесткая. Без американской «крыши» концерн в США ждали обвинения в коррупции, в подтасовке данных о чистоте отработавших газов. Но и это не все. Первого февраля 2022 года концерн переименовали в Mercedes-Benz Group AG. Смешали зачем-то немецкое AG с английским Group. Яркий пример того, что в ФРГ называют «денглиш», смешения немецкого с английским. Решение в духе тех, кто раскрашивает государственные символы в цвета ЛГБТ, придумывает средний пол и поклоняется святой Грете. Годом ранее концерн отправил в самостоятельное плавание на бирже свое отделение по производству грузовых автомобилей, автобусов и военной техники. Под именем Daimler Truck Holding AG. Добровольно отказался от части, некогда делавшей его одним из могущественных предприятий Германии. Ни Карлу Бенцу, ни Готлибу Даймлеру такое и не снилось.

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное