Top.Mail.Ru
С кого скопировали «Москвич-2141» и была ли это копия?

С кого скопировали «Москвич-2141» и была ли это копия?

27.02.2023
При создании первой переднеприводной модели АЗЛК тщательно изучили французскую Simca 1307 и немецкий Audi 100. Но, как ни странно, «Москвич» — это ни то, и ни другое.

Сергей Орлов

Совсем новый, революционный для завода «Москвич» автомобиль, создавали фактически десятилетие. Посла первых прототипов начала 1970‑х — образцов серии С, решено было делать все-таки переднеприводный автомобиль, причем заметно просторней серийного «Москвича-2140».

С кого скопировали «Москвич-2141» и была ли это копия?
Переднеприводный с подвеской McPherson «Москвич-2141» стал революцией и для АЗЛК, и для СССР.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ

Руководству автопрома очень нравились передовые новинки 1976 года: французская Simca 1307 и немецкий Audi 100. Именно эти машины и были предложены в качестве образцов конструкторам и дизайнерам АЗЛК. Но они, естественно, старались сделать свой — самобытный автомобиль, заимствуя все лучшее (и возможное, исходя из потенций завода) и привнося в дизайн и конструкцию свое виденье.

С кого скопировали «Москвич-2141» и была ли это копия?
В отличие от «Москвича», Simca 1307 имела поперечный двигатель и иную переднюю подвеску.

Первый прототип «Москвича-2141» в конце 1970‑х, действительно, построили на основе хэтчбека Simca 1307. Именно поэтому заводские острословы прозвали этот образец «Максимка». Но чем дальше шла работа, тем дальше «Москвич» уходил от французского автомобиля.

ШАССИ

Конструкция Simca 1307 была оригинальной, но во многом компромиссной. Двигатель стоял поперечно. Но переднюю подвеску сделали на поперечных рычагах с разнесенными пружинами и амортизаторами. Сзади у французского хэтчбека пружины и амортизаторы тоже стояли раздельно.

С кого скопировали «Москвич-2141» и была ли это копия?
Одноклассник советского хэтчбека — Simca 1307 1976 года.

Задняя подвеска у «Москвича» такая же, как у французской машины правда с иной геометрией и формой рычагов. А вот передняя часть платформы советского автомобиля вызывает логичные ассоциации вовсе не с Simca, а с немецким автомобилем.

У Audi 100 силовой агрегат стоял продольно. Передняя подвеска — McPherson, с объединенными в единые стойки пружинами и амортизаторами. Такая же схема — у «Москвича-2141». Эта конструкция в конце 1970‑х была более рациональная и передовая, нежели французская. Сзади у Audi тоже амортизаторные стойки. В отличие от 41‑го.

С кого скопировали «Москвич-2141» и была ли это копия?
Аналог 41‑го — Audi 100 с продольным двигателем и подвеской McPherson. Но у Audi сзади амортизаторные стойки.

ДВИГАТЕЛЬ 

Перспективный двигатель для «Москвича-2141» не имел отношения к современным ему импортным моторам. Планировали моторы «Москвич-21414» с чугунным блоком цилиндров и алюминиевой головкой. Этот агрегат лишь по геометрии (82х85 мм) напоминал одну из модификаций двигателя «Москвич-412». Бензиновый мотор «Москвич-21414» рабочим объемом 1,8 л развивал 95 л. с. при 5200–5800 об/мин. По меркам 1980‑х — вполне достойный показатель.

С кого скопировали «Москвич-2141» и была ли это копия?
Дизайн «Москвича-2141» в 1980‑х выглядел вполне гармонично.

На базе этого бензинового агрегата готовили и дизель. Идея делать дизельный мотор из бензинового (так называемая конверсия) — спорная, но в то время этим увлекались многие фирмы. Дизель объема 1,9 л при 3900‑4500 об/мин развивал около 65 л. с. Запланировали и вариант с турбонаддувом мощностью 82‑85 л. с.

Но к началу выпуска «Москвича-2141» в 1986 году новый двигатель до ума и тем более до производства не довели. Вариант с уфимским мотором УЗАМ-331 объемом 1,5 л и 1,6‑литровый ВАЗ-2106 считали временным. Принципиально нового отечественного мотора «Москвич-2141» в итоге так и не получил.

С кого скопировали «Москвич-2141» и была ли это копия?
«Москвич-2141» — первый серийный хэтчбек в истории АЗЛК.

КУЗОВ И САЛОН

Конечно, кузов Simca 1307, действительно, послужил отправной точкой при создании «Москвича-2141». Точным копированием никто не занимался, да и не планировал этого. Но габариты: базу — 2580 мм, размеры кузова и салона закладывали сообразно французской машине.

Но на долгом пути от первого опытного образца — «Максимки» к серийному автомобилю дизайн машины разительно изменился и уже не напоминал французский образец. Как, в общем-то, и немецкий хэтчбек Audi 100 Avant. Конечно, линией остекления и задней частью 41‑й, все же, немного напоминает французскую машину. Но «Москвич» — не копия, а скорее — некий собирательный образ просторного хэтчбека начала 1980‑х — скоромного, без стилистических откровений, но гармоничного. Советский автомобиль похож на своих зарубежных одноклассников примерно настолько, насколько они друг на друга.

С кого скопировали «Москвич-2141» и была ли это копия?
Audi 100 Avant — еще одни прямой аналог «Москвича».

Салон эволюционировал в том же направлении. Первый опытный вариант интерьера очень напоминал по стилистике авангардную в этом смысле французскую Simca. Но серийный «Москвич» стал уже совсем иным — пусть и скромнее, но, опять же, вполне гармоничным.

С кого скопировали «Москвич-2141» и была ли это копия?
Некоторые линии кузова Simca навевают ассоциации с нашим «Москвичом».

МОСКОВСКИЙ ХИТ

На создание «Москвича-2141» ушло десятилетие. За это время московские конструкторы и дизайнеры многому научились, ушли от французского и немецкого аналогов второй половины 1970‑х, и в итоге сделали достаточно самобытный и конструктивно очень неплохой автомобиль.

С кого скопировали «Москвич-2141» и была ли это копия?
Интерьер 41‑го — без откровений, но для 1980‑х — приличный.

Конечно, во второй половине 1980‑х, в сравнении с зарубежными одноклассниками, «Москвич» отнюдь не был ни техническим, ни стилистическим откровением, но для завода и для нашей страны, несомненно, был прорывом.

С кого скопировали «Москвич-2141» и была ли это копия?
Стилистика салона Simca 1307 для второй половины 1970‑х была прорывом.

Другое дело, что автомобиль так и не дождался подходящего двигателя, а качество серийных машин и без того не высокое, постоянно падало. Попытка оснащать автомобиль импортным французским мотором была коммерчески провальной, а делать из 41‑го представительские автомобили еще более грустной и смешной. В итоге, и «Москвич» и сам завод плохо кончили. Но это совсем другая история…

Редакция рекомендует:






(4 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

6 комментариев

  1. Євгеній:

    при всіх говорках М2141 це відмінний автомобіль. Так, доопрацювати треба було багато і покращити якість. Але стрімка гонка як і вся інша тодішня гонка привела до краху совавтопрому… Хоча ці авто досі катаються дорогами совка, і їх не мало. Сам їжджу на ньому шостий рік. Випуск 91 року Мотор 1,5,… проблем немає, хіба що по дрібницях через розхідники низької якості.

  2. Иван:

    Я пользовался им 10 лет. Это был лучший советский автомобиль. На уфимском 1.6л моторе заменил зажигание на зиловскую электронику. Заводился в любой мороз. Людей название Москвич настораживало, хотя ничего общего с москвичами не было и покупали конструктивно устаревший ВАЗ. Губительное для престижа хорошего автомобиля название.

  3. Дмитрий:

    Ерунда. Simca даже не похожа. Москвич 2141 абсолютная копия Renault 30. Была у меня когда-то, если смотреть сбоку — не отличить, только москвич чуть меньшими габаритами. Мой Renault тогда был 1978 года выпуска, но до уровня комфорта москвичу 2141 было, как до Китая идти раком.

  4. Сергей:

    Что бы ни говорили, АЗЛК-2141 — это копия Simca-1307.
    А стилистические и прочие излишества только доказывают сходство этих автомобилей.
    Кстати, в планах — поискать Simca на Украине : чего там порой не встретишь..!

Статьи по теме
Популярное