Top.Mail.Ru
От лампочек до сварки: какими отечественными изобретениями можно гордиться

От лампочек до сварки: какими отечественными изобретениями можно гордиться

20.02.2024
Исходный вопрос звучит провокационно, особенно применительно к нашему времени. Какие там технологии, особенно в автомире? Грешно смеяться…

Редакция

В советские времена, по крайней мере, можно было изредка чем-то похвастаться – если не технологиями, то готовым автомобилем. Конечно, сегодня рассказы про ту же «Ниву» всем поднадоели, однако же необычный автомобиль далеких семидесятых действительно был прорывом мирового уровня. Симпатичный вседорожник ничем не напоминал ни колхозно-боевые «газики», ни приукрашенные молдингами и лампочками «копейки». Больше того, он не был похож даже на иномарку. Безрамный, полноприводный, с независимой подвеской, комфортабельный – с салоном от тогдашнего вазовского флагмана ВАЗ-2106! Неужели русские создали что-то уникальное? И не какой-то единичный или опытный образец, а вполне серийный!

ВАЗ-2121, он же – «Нива» – стал тогда ярким событием, всколыхнувшим мировое сообщество. Как-то неожиданно появившись «на людях» в 1976 году, самобытное авто повышенной проходимости с трехдверным кузовом стало подлинной сенсацией. Более того, «Нива» в то время фактически не имела аналогов в мире! Специалисты по внешней торговле уверенно заявляли, что продадут на экспорт таких машинок столько, сколько им предложат продать! 

А как же автомобильные технологии? Подождите отмахиваться: возьмем необходимую любому автозаводу сварку! И попробуем вспомнить, кто же ее придумал? 

От лампочек до сварки: какими отечественными изобретениями можно гордиться

Сегодня мало кто знает, что еще в 1802 году явление вольтовой дуги открыл Василий Петров – за десять лет до англичанина Дэви. Через год Петров опубликовал трактат, в котором описал применения своего детища в электросварке, пайке металлов и освещении. А в 1875 году Николай Бенардос взял в Петербурге патент на свой способ электросварки. В 1880 году он первым в мире освоил сварку с дугой Петрова. Затем Николай Славянов применил иной способ электросварки, заменив угольный электрод стержнем из того же металла, что и исправляемый образец.

А если вспомнить про лампочку? Кто там в очереди на авторство – Эдисон, Сван, Гебель? А вот именно Александр Лодыгин в 1890 году запатентовал в США лампу с металлической нитью из тугоплавких металлов. Его лампы с молибденовой нитью на парижской выставке 1900 года имели такой успех, что американская компания General Electric, основанная Эдисоном, купила у него этот патент.

А нефтеналивные баржи, неведомые в америках, придумал русский инженер Владимир Шухов. И крекинг-процесс – его детище. Именно русский инженер Шухов изобрел нефтеперегонную установку, открыв эру практического получения бензина и прочих составляющих!

В чем мы во все века однозначно отставали от иностранцев, так это в оформлении всяческих патентов и привилегий. Однажды возмущенный Шухов все-таки выкроил время для гневного письма в Германию насчет украденной у него идеи резервуаров – имейте совесть, мол! На что получил от наглого немца замечательный по своей простоте ответ:

– Вряд ли известному инженеру Шухову будет особенно важно признание за ним и этого вопроса…

Иными словами, на Западе его однозначно признавали Первым инженером! У бездарности воровать не станут… К сожалению, наше государство защитой патентных прав особо не занималось, а самим изобретателям это не представлялось первоочередной задачей.

Понятно, что это – дела давно минувших дней. Да и речь не о современных «ноу-хау» в автопроме, где наше отставание лучше не осмысливать: станет совсем грустно. Боевую технику в расчет не берем: она свои задачи выполняет. А вот ширпотреб типа недорогих малолитражек – увы, в полном загоне. 

На современном уровне мы реально производим нормальное топливо, до последнего времени успешно поставляемое за рубеж. Еще делаем современные моторные масла и прочие технические жидкости. Можем производить нормальные генераторы, стартеры и другие электрические машины. Плюс мелочевку типа воздушных и масляных фильтров, предохранителей, датчиков давления, автомобильных стекол и неважных подшипников. О каких-то прорывных технологиях, применяемых при  этом производстве, сведений нет. Потому что чаще всего инженеру и технологу приходится применять в своей работе не то, что ему нужно, а лишь то, что у него в реальности есть.

А жаль.

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное