Top.Mail.Ru
Как финны покупали и переделывали советские машины

Как финны покупали и переделывали советские машины

21.09.2023
Финляндия никогда не принадлежала к числу автомобильных держав, но не только переделывала советские автомобили для своего рынка, но и помогала в этом деле СССР.

Сергей Орлов

До начала 1960‑х в Финляндии не открывали официальных автосалонов западных компаний. В стране после войны просто не было достаточного числа покупателей. Конечно, особо зажиточные граждане привозили себе автомобили из ФРГ или других стран, но организовывать серьезную торговлю новыми западными моделями не было смысла.

ВОСТОЧНЫЕ РАДОСТИ

Более-менее серьезные поставки новых машин в 1950‑е шли из социалистических стран, поскольку их автомобили были заметно дешевле. В первую очередь из СССР.

Кстати, вскоре после войны президент Финляндской республики Юхо Кусти Паасикиви ездил на подаренном правительством СССР ЗИС-110. Глава государства был сторонником хороших отношений с прежним противником. И в этом смысле, смена Mercedes-Benz 770 на котором возили Карла Густава Маннергейма, на советский лимузин выглядела особенно символично. 

Поставками советских «Москвичей», «Побед» и грузовиков советско-финское торговое предприятие Konela занялось уже в 1948 году. Позднее в Финляндию поставляли множество советских моделей — от грузовиков ЗИЛ и МАЗ до «Запорожцев» ЗАЗ-965. Кстати, именно в Финляндии запорожская микролитражка получила имя Jalta (Ялта). Ведь слово «Запорожец» на финском ни прочитать, ни тем более произнести было практически невозможно. 

В 1960 году в Финляндии продали 6500 советских легковых автомобилей. Не считая грузовиков. А пик популярности марки Lada пришелся на 1975 год, когда реализовали 12 647 «Жигулей» всех моделей. 

Финский рынок, как и любой другой, имел свою специфику. И учитывая ее, фирма Konela постепенно стала модернизировать советские модели.

ПЕРЕВОД НА ФИНСКИЙ

Общий принцип большинства финских переделок сводился к тому, чтобы увезти больше. Груза или пассажиров. Под это дело, например, удлиняли базу и кузов грузовиков ГАЗ-51. 

Кстати, именно по тому же принципу в 1982-м, Ижевский автомобильный завод сделал пикап с удлиненным кузовом под мудреным заводским индексом ИЖ-27151‑013‑01, получивший в Финляндии имя Elite Pick Up.

Как финны покупали и переделывали советские машины
Трехдверный универсал «Москвич», сделанный в Финляндии

А сами финны соорудили свою модификацию «Москвича», о которой в Союзе тогда и не знали. Местное налоговое законодательство поощряло грузовые автомобили. Именно поэтому Konela строила трехдверные универсалы, которые продавали параллельно с более дорогими серийными «Москвичами» моделей 426 и 427 с 50‑ и 75‑сильными двигателями, соответственно. Трехдверные «Москвичи» по имени Elite 1500 pakettiauto делали из фургонов, врезая в боковины кузова стекла и устанавливая второй ряд сидений.

Как финны покупали и переделывали советские машины
Финская реклама ГАЗ-22 в том числе — в семи-восьмиместном варианте

К универсалу «Волга» ГАЗ-22, который у нас, кстати, свободно, вообще, не продавали, финны подошли с двух сторон. Konela предлагала фургоны на базе такой «Волги». Ведь ГАЗ такую — грузовую модификацию в серию не пустил. 

Универсал «Волга» продавали в двух версиях. Помимо стандартного пятиместного предлагали ГАЗ-22 с третьим рядом сидений в багажнике. Такой стала позднее «Волга» ГАЗ-24‑02. А пока финская реклама называла ГАЗ-22 с тремя рядами сидений даже не семиместной, а восьмиместной. Подразумевали, что на цельном переднем диване могут усесться трое.  Если дизельные «Волги» ГАЗ24 с 65сильным двигателем Indenor, которые предлагали в Финляндии делали не в Финляндии, а в Бельгии — фирма Scaldia-Volga, то «Волгу ГАЗ-24 с мотором Ford V6 рабочим объемом 3 л и мощностью 144 л. с. рекламировали именно в финских проспектах. 

Ведь финнам, вырастившим немало знаменитых гонщиков-раллистов, не чужды были и скоростные машины. Именно в этой стране родилась удивительная Lada. Вообще, советские «Лады» в Финляндии, как и в других западных странах, обычно дорабатывали только по дизайну, устанавливая дополнительные декоративные детали и модные диски колес. Но Lada 2107 Turbo получила турбонаддув! 

Как финны покупали и переделывали советские машины
Финская Lada 2107 Turbo

Автомобиль, сделанный при участии фирмы Konela, стал самым дешевым в стране моделью с наддувом. Lada с двигателем мощностью 110 л. с., как писала пресса, достигала скорости 180 км/ч. Сколько собрали таких машин достоверно неизвестно, но вероятно, очень немного. Все-таки большинство финнов ждали от советских автомобилей иных добродетелей.

КАК ФИННЫ МОСКВИЧ УЛУЧШАЛИ

В первой половине 1970‑х, когда спрос на «Москвичи» на Западе стал падать, Konela предложила свое виденье того, как можно модернизировать 412‑й. 

Как финны покупали и переделывали советские машины
«Москвич-412» от фирмы Konela

На советский седан поставили «жигулевские» наружные дверные ручки. Горловину бензобака перенесли на правое заднее крыло, а крышку багажника оборудовали нормальным наружным замком, вместо стандартного — работающего от регулярно заедавшего тросика, идущего через весь салон. Изменили и интерьер. В частности, поставили новый руль, сделали более модную панель приборов. 

Финский 412‑й привезли на АЗЛК. Там машину посчитали менее привлекательной, нежели серийная. Особой элегантностью прототип, действительно, не блистал. Но некоторые идеи в нем заложенные на АЗЛК вскоре реализовали на «Москвиче-2140». А вскоре в Финляндии появились автомобили, действительно, востребованные в Союзе. 

С ДВОЙНЫМ ГРАЖДАНСТВОМ

В конце 1970‑х компания Tamro из Тампере создала медицинский реанимобиль на базе РАФ-2203. Рижский завод в то время высоких санитарок, пригодных для работы медиков на ходу, не делал. 

Как финны покупали и переделывали советские машины
Реанимобиль РАФ-Tamro

Медицинские РАФ из Финляндии в Союз стали поступать в начале 1980‑х. Лишь во второй половине 1980-х, используя финские наработки, аналогичные РАФ-2914 стали выпускать с Риге.

Как финны покупали и переделывали советские машины
Санитарная «Волга» работы Tamro

Фирма Tamro переделывала в высокие санитарки еще и «Волги», и УАЗы. Такие машины делали, правда, в очень небольших количествах. Но при этом, высокие санитарные «Волги» работали и в Чехословакии. 

Как финны покупали и переделывали советские машины
Финский УАЗ — реанимобиль

Еще одни финско-советский автомобиль имел необычное для нас имя Ajokki. Фургоны на базе КамАЗ сделали в начале 1980‑х и испытывали на Дмитровском. 

Был вариант для службы переливания крови на шасси КамАЗ-53212. Но большую известность приобрели передвижные телевизионные студии «Магнолия-23» с оборудованием Шяуляйского завода на базе такого же КамАЗа. Кстати, финны доработали и шасси советского грузовика, в частности, удлинив колесную базу.

Испытания финских фургонов на Дмитровском автомобильном полигоне прошли не без замечаний. Главным недостатком посчитали низкие прочность и герметичность фургона в районе дверей. Судя по всему, на фирме Tamro автомобиль доработали. Так или иначе, телевизионные КамАЗы-Ajokki не только успешно работали на советском телевиденье, но кое-где служат до сих пор.

Как финны покупали и переделывали советские машины
Телевизионная станция КамАЗ-Ajokki

Последний эпизод сотрудничества Финляндии и уже не с СССР, а с Россией — проект Lada Samara Baltic. Автомобиль, известный у нас как Евро-Самара, делали на заводе Valmet, в разное время строившем автомобили для нескольких компаний, в частности кабриолеты SAAB и Audi. Финские «девятки» создали не для нашего, а для западноевропейского рынка. Автомобили отличали иные бампера, окраска, модные колеса, импортные шины, сцепление, некоторые другие элементы. Правда, заметного спроса даже доработанная Samara на Западе уже не имела. Поэтому часть машин в 1996–1998 гг. продавали на исторической родине. Стоили «Евро-Самары» примерно на треть дороже стандартного ВАЗ-21093.

Как финны покупали и переделывали советские машины
Lada Samara Baltic

Компания Konela свернула работу в 2003 году. И теперь иные советские автомобили, некогда переделанные в Финляндии, заслуженно числят раритетами и достойными предметами для коллекционирования.

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное