Спорт
Главная  /  Спорт  /  На территории львов: ралли-рейд «Шелковый путь»
[

На территории львов: ралли-рейд «Шелковый путь»

]
На территории львов:ралли-рейд «Шелковый путь»
Когда выйдет эта статья, итоги ралли-рейда «Шелковый путь — 2017» уже будут подведены, победители и призеры получат заслуженные награды, и очередная редакция уже полюбившейся гонки станет историей. Но я пишу эти строки, когда еще ничего не решено, хотя до финиша в китайском Сиане осталось совсем немного. Но марафонские ралли-рейды такая дисциплина, что даже записные лидеры могут облегченно вздохнуть лишь на финишном подиуме

НАКАНУНЕ

Как ни уговаривал я себя, что прогнозы в спорте вещь несостоятельная, но сомнений в том, что победу в ралли-рейде «Шелковый путь — 2017» одержит кто-то из пилотов команды Peugeot Sport, больше не становилось. Да и как иначе! Абстрагируясь от бюджета и технических кондиций подразделения, достаточно было взглянуть на список действующих лиц. Себастьян Леб! Девятикратный чемпион мира по классическому ралли, успешный пилот турингового чемпионата мира и гонщик, которому не понаслышке известны трудности «Дакара». Стефан Петерансель! Настоящая легенда ралли-рейдов! Стефан шесть раз первенствовал в этом марафоне за рулем мотоцикла и семь раз побеждал в автомобильном зачете. Сириль Депре! Мотогонщик Депре пять раз становился лучшим на «Дакаре», а в 2014 году подписал контракт с командой Peugeot. В прошлом году Депре стал победителем ралли-рейда «Шелковый путь» и сейчас, стартуя под 100-м номером лидера, открывал эту гонку. В общем, состав команды Peugeot был самым звездным, а посему и груз ответственности был весомый.

Слева направо: Сириль Депре, Стефан Петерансель и Себастьян Леб

Перед стартом ралли я побывал в расположении команды Peugeot Sport. Особого смысла петь дифирамбы, наверное, нет — это сильная гоночная команда, выступающая с заводской поддержкой. И этим сказано все. Под навесами три «боевых» автомобиля Peugeot 3008 DKR, два из которых представляли собой прошлогоднюю спецификацию, а третий, на котором предстояло выступать Себастьяну Лебу, был новой версией с индексом 3008 DKR Maxi. «Главным отличием 3008 DKR Maxi от прошлогоднего варианта является его ширина, он на 20 см шире, — рассказывал директор Peugeot Sport Бруно Фамин. — Мы надеемся, что увеличение ширины колеи позволит автомобилю стать еще более стабильным. Не сомневаемся, что в степях Казахстана и песках Китая новые инженерные решения принесут пользу. Важно убедиться, что этот автомобиль будет хорош и на узких российских дорогах. Что касается остальных конструктивных моментов, то различий с двумя другими автомобилями у Maxi нет. Двигатели, которые мы используем, должны быть серийными, поэтому прибавка в мощности и крутящем моменте получена за счет электроники и соответствующих программ управления впрыском. Отсюда и мощность в 340 л. с. Впечатляет и максимальный крутящий момент — 800 Нм. Изменены также шестерни коробки передач и их передаточные отношения». Примерно о том же говорил и Себастьян Леб: «Самая сильная сторона 3008 DKR Maxi — это движение в условиях бездорожья. Благодаря широкой колее и большим колесам он может проехать где угодно. Как мне кажется, особенно хорош он будет в дюнах».

Генеральный представитель Peugeot в Казахстане Клод Коеслие (слева) и Бруно Фамин. И в бизнесе, и в спорте у «львов» все в лучшем виде

Но в тот момент до дюн было еще очень далеко, а команде Peugeot Sport предстояли предстартовые административные и технические проверки. И здесь стоит привести несколько интересных цифр. На бивуаках ралли-рейда будут работать 78 представителей французской команды, в которой представлены 20 профессий. Каждой из трех машин занимается 7 человек, включая инженера по двигателю, инженера по электронным системам и инженера, отвечающего за весь процесс работы. Обслуживают команду 23 автомобиля, среди которых 7 грузовиков. Для каждого из «боевых» автомобилей предусмотрено по два комплекта запасных частей, для перевозки которых предназначен «персональный» грузовик. Из Парижа было привезено 250 шин. Каждый из «боевых» автомобилей укомплектован двумя запасными колесами, а вес каждого из колес 27-го диаметра — 42 кг. Таким образом, только колеса добавляют к весу автомобиля 250 кг.

НЕ ШЕЛКОВЫЙ «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ»

Леб, Петерансель, Депре — так выглядела тройка лидеров после короткого (всего 61 км) спецучастка на 700-километровом первом этапе, проходившем по маршруту Москва — Чебоксары. Все по плану. Да и дальше все шло по как бы накатанному сценарию. Разве что персоналии из Peugeot Sport менялись местами в таблице результатов. А вот дальше… На спецучастке этапа Уфа — Костанай в канаве оказывается автомобиль Депре. Потеряно восемь минут, и, как было написано в пресс-релизе гонки: «Сириль Депре потерял всякие шансы догнать Леба». Но это марафонский ралли-рейд, здесь никогда не говори «никогда»… Вторая моя встреча с «командой львов» состоялась на бивуаке в Астане. Бруно Фамин был как всегда гостеприимен, охотно отвечал на вопросы, но было видно, что шеф команды озабочен. В чем дело? «Ты слышал, что перевернулся Петерансель? — вопросом на вопрос ответил Бруно. — С минуты на минуту он должен приехать, и мы постараемся сделать все возможное, чтобы он смог стартовать на следующем этапе». Сделали, и Стефан, хоть и с большим отставанием, стартовал. На этом же спецучастке очередной канавой «отметился» Сириль Депре, но с помощью КАМАЗа экипажа Дмитрия Сотникова Сириль вновь вернулся в гонку. А вернувшись, Депре на следующем этапе даже сумел отыграть у Леба 17 минут, но разрыв между двумя французами все равно составлял более 50 минут.

И все же никогда не говори «никогда». Все произошло уже в Китае. На этапе Урумчи — Хами Себастьян Леб сначала заблудился, а затем, наверстывая потерянное время, на высокой скорости влетел в яму… Помощь ему пытался оказать Стефан Петерансель, но повреждения автомобиля оказались серьезными, и Лебу пришлось ждать «быструю» техничку, грузовик, заявленный Peugeot в качестве спортивного экипажа. На все про все ушло два с половиной часа. Кроме того, Себастьян получил в этом инциденте травму и продолжить гонку не смог.

Себастьян Леб на этой гонке пережил массу метаморфоз: от роли безусловного лидера до проблем с навигацией, аварии и схода из-за травмы

Peugeot 3008 DKR, вид сзади. На первый взгляд это что-то космическое...

Кстати, еще в Москве я поинтересовался у Бруно Фамина, почему управлять новинкой 3008 DKR Maxi было доверено именно Себастьяну Лебу. «А ты помнишь прошлогоднюю аварию Петеранселя? Вот мы и решили на это раз поберечь Maxi», — отшутился тогда Бруно. Вот ведь как бывает… А ралли-рейд «Шелковый путь» в лице Сириля Депре обрел нового лидера. И когда я пишу эти строки, Депре возглавляет зачет автомобилей, опережая китайского пилота Хань Вея на 43 минуты. И финиш в Сиане уже не за горами.

Согласитесь, что ассоциаций с кроссовером Peugeot 3008 салон этого автомобиля не вызывает. Да и экстерьер тоже...

Peugeot Sport на ралли-рейде «Шелковый путь»

С пилотами Peugeot Sport я беседовал еще в Москве, перед стартом ралли. И вернуться к их ответам будет интересно уже после финиша «Шелкового пути».

СЕБАСТЬЯН ЛЕБ

Потенциал Peugeot Sport на голову выше других команд, участвующих в этой гонке. А есть ли конкуренция среди пилотов команды?

Никогда нельзя быть уверенным, что именно ты станешь чемпионом. Да, ты прав, что Peugeot Sport экипирован лучше, чем другие команды. Но вспомни, как завершился прошлогодний «Шелковый путь», в котором пилоты Peugeot Sport тоже считались фаворитами. (В 2016-м в серьезную аварию попал Стефан Петерансель, а Себастьян Леб получил 4 часа штрафа за пропуск двух контрольных точек. — Прим. автора).

Где ты получал больше удовольствия — в классическом ралли или в ралли-рейдах?

Это очень разные дисциплины, имеющие свои особенности. Ралли — это чистая скорость, и ты едешь по уже знакомой дороге. Ралли-рейд — это приключение в обрамлении красивых пейзажей. Здесь крайне важна выносливость.

В ралли-рейды ты пришел вместе со своим бессменным штурманом Даниэлем Эленой. Даниэль сразу согласился выступать с тобой в этой дисциплине?

Он, скорее, был доволен, что я после перерыва продолжил выступления в автоспорте. Но то, что мы будем выступать вместе, не было предрешено — я рассматривал разные варианты, и у Даниэля было время для размышлений. В результате Даниэль выбрал наши совместные выступления. С учетом 20-летнего опыта он быстро вошел в курс дела, но это новая для него дисциплина, в которой всегда приходится чему-то учиться.

А ты здесь быстро адаптировался?

Там, где есть дороги, для меня все было просто. А вот на бездорожье пришлось многому учиться.

А как складывались твои отношения с дюнами?

Когда преодолеваешь дюны — это всегда состояние стресса. Всегда думаешь, что можешь здесь застрять, потерять время. Но и удовольствие от преодоления дюн получаешь массу. Это всегда интересно.

Что в настоящий момент для тебя самое сложное в ралли-рейдах?

Навигация. И некое напряжение, когда начинается этап по бездорожью. Здесь важно очень внимательно следовать позициям дорожной книги, чтобы не попасть в ловушку.

Если возникают проблемы с навигацией, за кем остается решающее слово?

Навигация — это не мое дело. Здесь все решает штурман. И он отвечает за решение — это его работа.

 

СТЕФАН ПЕТЕРАНСЕЛЬ

Вот таким привел свой автомобиль Стефан Петерансель на бивуак в Астане

13 побед на «Дакаре»… Где ты находишь мотивацию, чтобы снова и снова выходить на старт?

Это вопрос страсти, а не мотивации. Мне всегда нравилась скорость, нравилось мчаться по пустыне. А теперь мне выпал шанс выступать в одной из лучших команд. Безусловно, цель любого пилота — одержать победу, но я получаю огромное удовольствие от самого участия в гонках.

Иногда создается впечатление, что твоя спортивная карьера складывалась очень легко…

Это правда, взлет произошел быстро, а затем я долго оставался на вершине, что в нашем виде спорта случается не так часто. Но за всем этим было много работы, много тренировок. А еще приходилось многим жертвовать. Это никогда не дается просто. Здесь я могу вернуться к твоему первому вопросу: взлететь на вершину можно, но долго оставаться на ней сложно. И вот из-за этих сложностей часто снижается мотивация.

Когда ты пересел с мотоцикла на автомобиль, это был новый вызов, или были еще какие-то причины?

Если честно, то с самого начала своей спортивной карьеры я испытывал страсть именно к автомобилям. Кроме того, гоняться на мотоцикле с возрастом становится все сложнее. А еще фактор опасности — здесь происходит много несчастных случаев. Немало моих друзей оказались прикованными к инвалидной коляске, кто-то погиб на моих глазах.

Можно ли сравнить «Шелковый путь» и «Дакар»?

По популярности «Дакар», конечно же, превосходит «Шелковый путь», да и участников на «Дакаре» куда больше. Но с точки зрения спортивных вызовов эти две гонки соизмеримы. Трасса «Шелкового пути» не менее сложная, а по красоте пейзажей она куда лучше, чем «Дакар».

Существует ли в Peugeot Sport командная тактика? Я имею в виду желание руководства команды влиять на результаты гонщиков.

До старта гонки нет особой стратегии. Но, к примеру, когда в прошлом году я потерял четыре часа, я стал ассистентом для других членов команды. То есть, в тот момент, когда четко определились позиции пилотов, появилась командная стратегия.

СИРИЛЬ ДЕПРЕ

Сириль Депре в заключительной части гонки возглавил зачет. А ведь говорили, что Леба ему не догнать...

Где сложнее выступать: в команде, где ты лидер, или в составе «звездной» команды?

Несмотря на то, что в прошлом году победу здесь одержал я, сейчас на старт выходят три лидера. И очень важно, что в команде Peugeot Sport нет деления на первого, второго и третьего пилотов, хотя два моих коллеги более опытные. Здесь каждый вправе бороться с товарищами по команде, и подобная борьба с более опытными партнерами доставляет мне удовольствие. Но в ралли-рейде важно найти нужную границу между скоростью и осторожностью. Умение поддерживать это соотношение и приводит к победе. В прошлом году мне удалось найти этот баланс — во многом помог опыт выступлений на мотоцикле.

Выступая на мотоцикле, ты сам занимался буквально всем: и навигацией, и даже жизнеобеспечением на спецучастках. Сейчас все изменилось…

Ты прав. Когда едешь на мотоцикле, сам отвечаешь буквально за все. Сейчас я должен приобретать навык передавать часть работы и ответственности штурману. И принять, что ты должен полностью доверять штурману, а штурман — тебе. И у нас такие отношения сложились.

А c Бруно Фамином второй раз мы встретились уже на бивуаке в Астане.

Есть ли уже мнение, как ведет себя Peugeot 3008 DKR Maxi?

Как я говорил еще в Москве, нас больше всего интересовало поведение этого автомобиля на узких и непредсказуемых российских дорогах. Это, по сути, узкая колея, обрамленная растительностью. И мы полностью удовлетворены кондициями автомобиля. А в степях и дюнах будет еще лучше. Мы уже приняли решение, что на «Дакар-2018» выставим все автомобили в спецификациях Maxi.

Но главная цель вашей команды — это «Дакар». Насколько в условиях «Шелкового пути» удается моделировать эту гонку?

На самом деле у нас две цели. И первая, трудная и благородная цель — это «Шелковый путь». Дело в том, что для группы PSA очень важно присутствие Peugeot и в России, и в Китае. И сегодня для Peugeot китайский рынок является рынком номер один — на нем продается автомобилей больше, чем во Франции. Нам важнее победить именно в этом ралли-рейде, даже несмотря на то, что в мире «Дакар» больше известен, чем «Шелковый путь».

Тогда логично было бы привести все три машины на подиум в Китае. Но ваши пилоты устроили между собой настоящее сражение, исход которого сложно предсказать…

Вы имеете в виду ошибки Депре и Петеранселя? Но здесь речь идет не о технических проблемах автомобилей, а о просчетах в пилотировании, неверном выборе темпа. С машинами-то все хорошо. Но, тем не менее, у меня есть надежда, что до финиша мы доведем все три машины и выиграем это ралли. Мы уже второй год подряд убеждаемся, что «Шелковый путь» — это очень трудная гонка.