Обзоры
Главная  /  Обзоры  /  Инструкция по выживанию: как обучают экстремальной езде
[

Уроки экстремального вождения автомобиля

]
Инструкция по выживанию:как обучают экстремальной езде
Мы отправились в Сербию на гоночный полигон NAVAK, чтобы на собственном опыте узнать, как проходит обучение приемам вождения по программе, предназначенной для тренировок охранных структур

На рассвете мы расселись по двое в разноцветные «матрешки» на московских номерах и отправились по навигатору на полигон, расположенный в 50 км к западу от Белграда. Некоторое время ехали через город, но в плане туризма нам это мало что принесло, поскольку довольно быстро выбрались на шоссе, через центр ползти не пришлось. Может, оно и к лучшему — доводилось слышать рассказы о самобытности балканских «гаишников». Во всяком случае, маршрут был проложен рационально.

Пейзаж по пути напомнил Белоруссию: плывешь там по Е95, и так же точно вокруг все ровно и пусто на много километров вокруг. Здесь же едешь по платной Е70, в Печинцах — всего лишь третьей деревне на всем пути от города — сворачиваешь налево, там до Суботиште — и считай на месте: сразу за дальней околицей стоит указатель на дорожку к NAVAK. Двухсотлетняя деревенская церковь, кстати, хорошо видна с трассы и часто попадает в объективы фотографов. С погодой повезло. Я не особо представлял себе сербский климат, ночью и утром было довольно прохладно, но за время переезда пригрело солнышко, многие затем поснимали куртки, и днем обстановка напоминала наш конец сентября. Особенно умиляли белые шапочки одуванчиков на полянах и вполне живые яркие цветы на клумбах.

Однако же пришлось настроиться на рабочий лад — занятия предстояли серьезные. Первым делом нам рассказали, что такое NAVAK — Национальная академия вождения. В регионе это единственный полигон такого высокого профессионального уровня. Академией он назван не для красного словца. Здесь действительно дается «высшее водительское образование». Курсантом можно стать независимо от того, как долго вы находитесь за рулем. Главное, что дает обучение, — приобретение инстинктов поведения в критической ситуации, когда нет времени, чтобы думать, и когда от ваших реакций зависит и ваша жизнь, и жизнь ваших близких, и жизнь других людей. Здесь учат тому, как распознать опасность на дороге, как избежать ее или, в худшем случае, свести к минимуму последствия.

Обучение экстремальному вождению в академии NAVAK

Уроки экстремальной езды на автомобилях Mazda

Экстремальное вождение - курсы NAVAK

Спецификой NAVAK является то, что практические уроки экстремального вождения автомобиля проходят на реалистичных скоростях, то есть не на 30–50 км/ч, как это часто бывает в «школах», а на 100–120 — и вплоть до максимальной скорости автомобилей. Соответственно, и экстремальные ситуации, и рефлексы, можно сказать, совпадают с реальностью. Кроме собственно трассы, учебный центр оснащен современными тренажерами, имитирующими, например, лобовой удар или опрокидывание автомобиля с демонстрацией эффективности ремней безопасности и детских сидений. Есть специально разработанный симулятор для измерения рефлексов и координации движений и т. д.

Таким бурным было наше расставание с трассой. Последним номером программы стал скоростной проезд по кругу в темноте под обстрелом

Полный круг трассы — 2950 м, но обычно дистанцию разбивают на участки, где отрабатываются разные упражнения. У нас их было пять. Каждая группа с инструктором занималась своим делом, потом менялись местами. Во-первых, надо было проехать змейку, но не просто так, а обязательно с заносом — каждый вираж. Второй участок — классический полицейский разворот. Третий — фигурная езда задним ходом исключительно по зеркалам. Четвертое занятие — особенно всем понравилось — выбивание противника с трассы посредством «нежного» тычка левым передним углом своей машины в правый задний угол преследуемой. Пятый пункт — разворот «на пятачке» вокруг фишек и затем парковка с разворотом на ручнике. Замечу, что инструктора с этого нашего последнего участка уже побывавшие там коллеги характеризовали не иначе как «самый злобный». При знакомстве он действительно показался мне не меньше чем полковником спецназа, но мои собственные понятия об армейской дисциплине еще не выветрились за 32 года после дембеля, поэтому насколько он страшен в гневе, я так и не узнал. В общем-то, достаточно было внимательно слушать и честно стараться делать что говорят, а не изображать из себя усталого Джейсона Стейтема.

Когда совсем стемнело и, казалось, рабочий день подошел к концу, нам «на сладкое» устроили то самое «шоу», объявив, что сейчас мы все по очереди сыграем прямо на трассе сцену из боевика. Сценарий таков. Две машины отправляются в путь. В первой, идущей без головного освещения, — водитель и очень важный босс. Во второй — водитель и командир всей группы. Связь по рации. На маршруте по обочинам и рядом с неожиданными искусственными препятствиями расставлены невидимые засады с пейнтбольными ружьями. Вторая машина подсвечивает путь первой и прикрывает босса от «пуль».

Скорость — максимально возможная. Кто привезет меньше пятен на кузове, тот и победил. Я выбрал роль водителя первой машины и получил 15 «пробин». Результат далеко не худший, впечатления — потрясающие.

О самих машинах можно сказать только добрые слова. Mazda 3 были у нас и с автоматом, и с «механикой», все полуторалитровые. Некоторые упражнения выполнялись с переводом АКП в ручной режим. Главное было отрегулировать свое положение на водительском месте так, чтобы все делать быстро и правильно, то есть чтобы руки и ноги попадали сразу точно туда, куда нужно. Тогда и машина охотно делает именно то, чего ты хочешь добиться. Понятно, что за день «академиком» не станешь, но я уверен, что эти инструкторы сумеют выжать из любого курсанта максимум его способностей, открыв и такие, о которых ты сам не подозревал.