Доступ в технологический центр Paragon, святая святых гоночной команды McLaren, простым смертным заказан. Но нам удалось проникнуть на запретную территорию и обнаружить здесь немало интересного
Владимир Маккавеев
Доступ в технологический центр Paragon, святая святых гоночной команды McLaren, простым смертным заказан. Но нам удалось проникнуть на запретную территорию и обнаружить здесь немало интересного
Фото Exxonmobil/McLaren
МАРСИАНЕ АТАКУЮТ
Paragon — Технологический центр McLaren стоит особняком в ряду фабрик скорости Большого цирка «Формулы-1». Построенный в начале третьего тысячелетия неподалеку от старого завода McLaren в британском Уокинге, этот футуристический комплекс из стекла и металла при взгляде из космоса напоминает полупритопленную в пруду летающую тарелку. Впрочем, для Уокинга это и неудивительно. Ведь своими космическими технологиями это местечно прославилось еще задолго до того, как новозеландский гонщик Брюс Макларен основал под Лондоном свою гоночную «конюшню», а первые космонавты и астронавты начали обживать земную орбиту. И все благодаря Герберту Уэллсу, выбравшему Уокинг местом посадки марсиан в своей «Войне миров». В честь этого знаменательного события неподалеку от старой фабрики команды даже имеется памятник марсианам. Впрочем, с завершением строительства Парагона в 2003-м новый завод McLaren затмил своими неземными формами все окрестные диковинки. А собранная под его сводами гоночная коллекция стала одной из самых ценных на просторах Туманного Альбиона. Вот только увидеть эту сокровищницу McLaren простым смертным практически невозможно.
Производство дорожных McLaren на заводе вынесено в отдельное здание
ЗАЛ СЛАВЫ
Как и большинство заводов «Формулы-1», Технологический центр McLaren — предприятие закрытое, доступ куда заказан всем, кроме команды, ее партнеров и VIP-гостей. А жаль, ведь совершив всего какую-то сотню шагов под сводами Paragon, можно проследить практически всю историю побед легендарной гоночной «конюшни», от самого первого Гран-при, завоеванного Брюсом Маклареном в 1960-х, до наших дней. Основное пространство, конечно, занимают автомобили. От первой кургузой юношеской машинки Брюса, на которой он начинал свою карьеру в далеких южных широтах, до самых успешных автомобилей в истории «Формулы-1»: McLaren M23 (в середине 1970-х принесшему команде 16 Больших призов и два чемпионских титула) и MP4/4, на котором Сенна и Прост выиграли в 1988-м 15 гонок из 16.
С 1995 года, вот уже на протяжении двух десятилетий, историю своих побед McLaren пишет вместе с Mobil 1. Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что для ExxonMobil триумфальная сага в Больших призах началась задолго до альянса с командой из Уокинга. Уже в дебютном для себя сезоне гонок Гран-при 1979 г., в качестве технологического партнера другой британской команды — Williams, Mobil 1 выиграл пять гонок. Всего же 10-летняя история сотрудничества с Williams принесла ExxonMobil 40 Гран-при, 3 чемпионских титула и 4 победы в Кубке конструкторов. Еще 5 Больших призов для компании завоевали автомобили Benetton. Но все это меркнет в сравнении с фейерверком побед, добытых за 20 лет в альянсе с McLaren, принесшем Mobil 1 еще 3 титула чемпиона мира, 5-й Кубок конструкторов и 78 побед в Гран-при.
Paragon — самая футуристическая и оригинальная фабрика скорости Ф-1
НИ СЕБЕ, НИ РОНУ
Примечательно, что почти все эти Гран-при, как и остальные Большие призы, добытые McLaren с начала 1980-х годов, когда у руля «конюшни» встал Рон Деннис, тоже хранятся здесь — в Парагоне. Кубки — своего рода пунктик Железного Рона. Деннис искренне и вероятно вполне справедливо считает, что все завоеванные трофеи, как личные, так и командные, принадлежат «конюшне», а не гонщикам, поскольку именно команда играет ключевую роль в победе. Не случайно в контрактах пилотов McLaren с начала 1980-х неизменно присутствует пункт, по которому все завоеванные призы остаются в Уокинге, а гонщики получают для домашней коллекции копии, изготавливаемые за счет команды. Именно поэтому нигде в мире нет больше такой коллекции трофеев «Формулы-1», как в Парагоне. Здесь хранятся все Гран-при, завоеванные за McLaren Сенной, Простом, Бергером, Хаккиненом, Хэмилтоном, Баттоном и другими звездами последних десятилетий. Все, кроме нескольких... Один — за первую победу в Гран-при Канады 2007 г. Деннис позволил забрать Льюису Хэмилтону. Другого Рон лишился не по своей воле. Случилось это осенью 1989-го, когда уже подписавший контракт на следующий сезон с Ferrari Ален Прост, дабы насолить Деннису, который во внутрикомандном противостоянии встал на сторону Айртона Сенны, швырнул только что завоеванный Гран-при Италии в толпу у подножия подиума в Монце. Тиффози разорвали кубок на куски, а Рону пришлось довольствоваться копией, благо в изготовлении дубликатов Больших призов в Уокинге к тому времени уже поднаторели.
ПЯТЬ РАЗДАВЛЕННЫХ ЕЖИКОВ
Впрочем, и Рон, и команда всегда умели с юмором относиться практически к любой ситуации. Свидетельство тому можно отыскать даже на бортах гоночных болидов под сводами Парагона. Вот, к примеру, оригинальный раздавленный ежик на кокпите McLaren MP4/8 Айртона Сенны... История его рождения, а вернее сказать смерти, весьма оригинальна. Перед началом сезона 1993 года накал борьбы между McLaren и Williams достиг апогея не только на гоночной трассе, но и за ее пределами. Пока пилоты бились за Гран-при, Рон Деннис и Фрэнк Уильямс сражались за спонсоров. McLaren уже практически подписал контракт на 1993 год с производителем игровых приставок SEGA. Но в последний момент те переметнулись в стан Williams, и знаменитый ежик Супер Соник появился на обтекателях машин Проста и Хилла. Деннис воспринял это как предательство и не на шутку обиделся. А потому после каждой победы Сенны, а их бразильский Волшебник в том сезоне завоевал целых пять, на борту McLaren появлялся размазанный по асфальту ёжик со следами протектора. Особенно жестоким для «команды Соника» стал третий этап чемпионата в британском Донингтоне, на котором SEGA выступала в качестве тиульного спонсора. В той гонке, возможно, самой яркой в карьере Сенны и в истории McLaren, на сырой трассе Человек дождя просто уничтожил Williams. Прост на лучшей машине чемпионата на финише проиграл Сенне целый круг. О более сладкой мести «ежикам» Деннис не мог бы и мечтать!
ТРЕТЬЯ СИЛА
Конечно, сейчас команда далека от былой победной формы. После провального прошлого сезона, ставшего едва ли не худшим в истории самой успешной британской «конюшни» «Формулы-1», McLaren сегодня только на пути к возрождению. И этот путь легендарной команде Брюса Макларена и Mobil 1 предстоит пройти вместе. Сезон-2014 — лишь первый шаг на пути к возрождению. Ключевым на тропе к будущим победам должен стать следующий чемпионат мира, когда к победному дуэту McLaren и Mobil 1 добавится третья сила — Honda, с моторами которой связаны самые успешные годы в истории коллектива из Уокинга. McLaren, Honda и Mobil 1 — именно этот триумвират, возможно, станет символом победы в «Формуле-1» следующего десятилетия. И кто знает, сколько титулов и Больших призов им еще предстоит завоевать в будущем!