Top.Mail.Ru
Почему повышение утильсбора добьет российский авторынок

Почему повышение утильсбора добьет российский авторынок

11.07.2023
Объявление о повышении утилизационного сбора на импортные автомобили с 1 августа пришлось совсем некстати: цены на иномарки и так улетели в космос, а тут еще случилась очередная девальвация рубля. Словом, момент для покупателей автомобилей выбран не самый удачный – но инициаторов этой идеи данный факт вряд ли волнует

Максим Федоров

Очередное повышение утильсбора, касающееся как новых, так и подержанных машин – лоббистская мера, которую давно выклянчивали российские автопроизводители. Причем к своей прямой задаче она не имеет никакого отношения. Ведь данный сбор появился в свое время не как реально необходимая сумма на утилизацию отслуживших свой срок автомобилей и другого транспорта, а как ответ на снижение пошлин на импорт иномарок.

Напомним предысторию. В 2012 году после долгих мытарств Россию все-таки приняли во Всемирную Торговую Организацию, предоставив свободный доступ к зарубежным рынкам. И до сих пор, несмотря на обострение отношений с Западом, Россия из нее не вышла. Но в ВТО нас приняли не просто так, а на определенных условиях, одним из которых было постепенное снижение пошлин на ввоз товаров из других стран. В том числе это касалось и автомобилей.

Учитывая, что завозить иномарки в Россию выгоднее, чем собирать их внутри страны, дабы защитить местных производителей – в число которых уже тогда входили многие крупные автоконцерны – мы ввели тот самый утильсбор. Формально он нужен для переработки машин, но в реальности его цель одна – сделать импорт иномарок невыгодным.

Ну а чтобы все было шито-крыто, утильсбор стали взимать со всех, включая и российские автозаводы. Но только последним этот сбор возвращался – в качестве мер поддержки от государства. Юридически мы ничего не нарушили: нормы ВТО соблюдали и пошлины снижали, вот только чем ниже они становились, тем выше поднимался утильсбор.

Очередное повышение назревало давно. Ведь хлынувший благодаря «параллельному» импорту поток иномарок стал угрозой для отечественных автопроизводителей, которые были вынуждены повышать цены из-за проблем с логистикой зарубежных компонентов. Так новая «Веста» уже догнала по цене некоторые китайские модели, при том, что последние превосходят ее по многим параметрам. Та же самая история с отечественными грузовиками.

А ведь в России за последний год было запущена сборка целого ряда китайских моделей. Завозить их напрямую из КНР было бы проще и дешевле, но российскому правительству важно было сохранить рабочие места в отрасли. Понятно, что машина российской сборки по цене не может конкурировать с китайскими сородичами – логистика дорогая, да и масштаб производства не тот. Поэтому автозаводы возопили к правительству: повысьте утильсбор! И его повысили – примерно в 2-4 раза, если говорить про легковушки.

Любопытно, как на это повышение отреагировали наши автопроизводители. Так АВТОВАЗ сообщил, что «всемерно поддерживает решение об индексации утилизационного сбора», не забыв от лица «многотысячного коллектива АВТОВАЗа» поблагодарить правительство за «принятие этого крайне своевременного решения». При этом АВТОВАЗ обещает, что «повышение утилизационного сбора не повлияет на ценовую политику в связи с высокой локализацией всех автомобилей Lada». Что ж следующее повышение цен нам объяснят чем ни будь другим, например падением курса рубля, это понятно.  

Похожим образом отреагировали на заводе «Москвич», не забыв привести в пример Китай, где используется аналогичная мера. Вот только сказать о том, что в Китае JAC JS4 стоит в два раза дешевле, чем аналогичный «Москвич 3», забыли.

Да, повышение утильсбора сделает сборку иномарок в России более выгодной, чем их ввоз в страну в готовом виде. Это поможет сохранить отечественный автопром и рабочие места, вот только покупателю от этого не легче. Шансы, что данная мера никак не отразится на ценах на новые автомобили, близки к нулю. Будет так: вначале подорожает импорт, а затем к нему подтянется и отечественная продукция. Стоит ли на этом фоне рассчитывать на рост авторынка с учетом того, что зарплаты большинства россиян или не растут или растут с отставанием от инфляции? Вопрос риторический…

Словом, все эти благие намерения поднять с колен российский автопром могут дать обратный эффект и добить его окончательно. По крайней мере в том сегменте, который касается самых массовых моделей. Но покупать машины в России не перестанут: есть еще госсектор и частные компании. Состоятельные покупатели также не уйдут с рынка. А вот простым людям придется пересаживаться на подержанные авто. Ну или пользоваться общественным транспортом, куда также входит такси и каршеринг. Разве не об этом мечтает наше правительство?

Почему повышение утильсбора добьет российский авторынок

Что еще почитать:

В России повысят утильсбор: машины опять подорожают?

Редакция рекомендует:






(4 оценок, среднее: 4,75 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. никита:

    нАШЕМУ правительству покуй ,все деньги уходят в ракеты

Статьи по теме
Популярное