
Статистика – штука своенравная, о чем говорил еще Марк Твен. Хотя приписываемое ему изречение, вынесенное в заголовок этой статьи, на самом деле принадлежит премьер-министру Великобритании Бенджамину Дизраэли, сути это не меняет, что наглядно показывает статистика продаж российского авторынка
Максим Федоров
Вроде бы при наличии достоверных данных продаж новых автомобилей в России, в статистическом подсчете ошибок быть не должно, однако разночтения случаются постоянно. Начнем с того, что некоторые автопроизводители не предоставляют ежемесячные данные по продажам, ограничиваясь поквартальным отчетом. И если прежде такими странностями отличались только BMW с Mercedes-Benz, то сейчас эту моду переняли китайцы из Chery Group, в которую, как известно, входит не только сама Chery, но также Omoda и Exeed (в этом месяце не успела отчитаться Geely, но это скорее исключение, чем правило). А суммарно эти три марки занимают существенную долю российского авторынка. Вот и получается, что раз в три месяца российский авторынок «штормит»: продажи то резко взлетают, то также стремительно падают.
Но это не единственная проблема тех, кто следит за рынком новых машин в России. Раньше худо-бедно можно было верить данным Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), которая получала их напрямую от автопроизводителей. Хотя они отражали не прямые продажи конечному покупателю, а количество машин отгруженных дилеру. Но с этим нюансом как-то свыклись и перестали обращать на него внимание (многие «эксперты» про него вообще не знали). Даже к вышеописанным странностям с поквартальной отчетностью можно было привыкнуть. Но с началом СВО и запуском «параллельного» импорта эта схема окончательно поломалась. Все, что ввозится в Россию «по-серому» (а это десятки тысяч машин) в статистику АЕБ не попадает. В итоге, чтобы получить более ясную картину по рынку, эксперты стали смотреть не на отчеты АЕБ, а на статистику регистрации новых автомобилей от АО «ППК». И эти данные различаются на десятки процентов!

Чтобы вы понимали, по данным АЕБ в июне в России было продано 52,3 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей, а по статистике «ППК» только одних новых легковушек в России в первый месяц лета было зарегистрировано 87,3 тысячи. Разница в 35 тысяч машин! Понимая всю абсурдность ситуации в АЕБ помимо своей собственной статистики, наконец, стали публиковать и статистику первичных регистраций. Так вот согласно данным АЕБ российский авторынок в июне вырос на 88%, а по данным «ППК» - на 133%. И последние показатели более близки к реальности. Столь внушительный рост продаж объясняется низкой базой прошлого года, когда в России закрылись иностранные автозаводы и рухнули привычные цепочки поставок. По сути, рынок пришлось отстраивать заново. И теперь он быстро наверстывает упущенное.
БРЕНД | Июнь 2023 | Июнь 2022 | |
Lada | 27 839 | 7 484 | 272% |
Haval | 8 285 | 1 637 | 406% |
ГАЗ* | 4 616 | 2 710 | 70% |
Changan | 3 603 | 346 | 941% |
УАЗ* | 3 398 | 1 583 | 115% |
Great Wall | 1 568 | 60 | 2513% |
FAW | 936 | 211 | 344% |
Kia | 601 | 3 703 | -84% |
Sollers | 548 | - | - |
Hyundai * | 248 | 2 685 | -91% |
GAC | 214 | 7 | 2957% |
Škoda | 117 | 659 | -82% |
VW* | 64 | 671 | -90% |
Mazda | 54 | 437 | -88% |
Genesis | 30 | 121 | -75% |
Peugeot* | 29 | 193 | -85% |
Toyota | 29 | 387 | -93% |
Audi | 28 | 161 | -83% |
Ford ком.авт.* | 23 | 248 | -91% |
Citroёn* | 16 | 128 | -88% |
Subaru | 10 | 161 | -94% |
Isuzu* | 7 | 81 | -91% |
Honda | 4 | 5 | -20% |
Lexus | 4 | 25 | -84% |
Suzuki | 3 | 109 | -97% |
Opel* | 2 | 39 | -95% |
Jeep | 2 | 63 | -97% |
Fiat* | 1 | 3 | -67% |
Geely | нет данных | 1 027 | - |
Итого (АЕБ) | 52 279 | 27 761 | 88,3% |
Итого (АО «ППК»)** | 87 357 | 37 485 | 133% |
Каждый месяц в Россию привозят новые модели из Китая, наращивает производство АВТОВАЗ, также увеличивается темп сборки «китайцев» на заводах «Москвич» и «Автотор». Благодаря отложенному спросу, российский авторынок растет как на дрожжах, несмотря на острый дефицит моделей дешевле 2 млн рублей. Даже АЕБ в своих крайне осторожных прогнозах говорит, что в этом году в России будет продан миллион автомобилей, хотя прежде и 800 тысяч мало кто верил.
Что еще почитать:
Россияне бросились скупать новые машины: что происходит?