string(5) "30850"

Зачет для «ассистентов»: где автоматика заменит водителя

текст: Михаил Ожерельев / фото: Daimler AG / 12.10.2015
Система стабилизации ESP, с момента разработки которой минуло 20 лет, станет обязательной в России с 2016 года. Посмотрим, что еще может появиться на транспорте, эксплуатирующемся на наших дорогах, пусть не в ближайшем, но в обозримом будущем

Ведущие мировые автопроизводители активно внедряют новые  системы активной безопасности и «ассистенты водителя». Концерн Daimler решил продемонстрировать их разом, собрав журналистов на полигоне под Берлином.

Наличие в грузовике опций, повышающих безопасность движения и улучшающих труд водителя, с недавних пор начали переводить в экономическую плоскость. Причем учитываются как прямые составляющие (дополнительные страховые расходы, ремонт, штрафы за неисполнение договора), так и косвенные (потеря рабочего времени в процессе оформления ДТП, выплаты из-за нетрудоспособности, ухудшение имиджа и т. п.). И тот факт, что перевозчики все больше заказывают транспорт с системами активной безопасности, даже если такое оборудование не требуется на законодательном уровне, значительно стимулирует этот рынок. Задача производителей — сделать новые системы дешевле и доступнее.

Система Blind Spot Assist предупреждает об объектах в слепой зоне

Безопасность является одной из главных ценностей брендов концерна Daimler. На протяжении десятилетий компания была пионером в  области безопасности и систем помощи. Грузовики и легкий коммерческий транспорт, автобусы — все категории транспорта могут быть оснащены системами безопасности и электронными помощниками водителя. Но важно не только оснащать, а еще и правильно позиционировать эти системы, находить больше поводов для представления этих новаций профессиональному сообществу. На этот раз поводом стал международный семинар по безопасности. На полигоне в окрестностях Берлина были продемонстрированы как хорошо известные серийные разработки, так и опытные решения.

ГРУЗОВИКИ

Что же умеют серийные машины? Например, тормозить «в пол» без участия водителя: 40-тонный автопоезд с тягачом Actros летит прямо на стоящие посреди дороги легковушки — и останавливается сам по себе. Вроде ничего удивительного. Но представьте себе: запас кинетической энергии 40-тонного автопоезда на скорости 80 км/ч можно сравнить с таковым у легкового автомобиля на скорости свыше 400 км/ч.

Предотвратить столкновение с более медленным движущимся впереди объектом позволяет система Active Brake Assist (ABA). Она активируется при движении со скоростью свыше 10 км/ч и оценивает ситуацию по курсу следования. При возникновении опасности столкновения грузовик автоматически задействует звуковой и световой сигналы, предупреждая объект-помеху и других участников движения об опасности. При этом водитель оповещается визуально красным статусом дисплея с предупреждающим треугольником и звуковым сигналом. Если реакция водителя отсутствует, а помеха остается, ассистент торможения вступает в работу. Электроника включает торможение с замедлением примерно 3 м/c2 с половиной максимально возможного давления в тормозной магистрали. В большинстве случаев это позволяет предотвратить наезд сзади. Если угроза столкновения остается, то электроника дает команду на торможение «в пол».

Зона охвата Blind Spot Assist распространяется на всю длину автопоезда и часть тротуара

Стоит добавить, что система АВА была разработана в 2006 году, а в настоящее время текущим является ее третье поколение — ABA 3. Кстати, данное новшество станет обязательным для всех новых тяжелых грузовиков (исключение составят только спецтехника, грузовики с рессорной задней подвеской и машины, имеющие более трех осей) уже с ноября 2015 года. Однако это требование уже не представляет вызова для Mercedes-Benz — сейчас системой ABA оборудовано более 60 000 грузовиков, из них 23 500 — системой третьего поколения ABA 3. На сегодняшний день эта система доступна для тяжелых Mercedes-Benz Actros, развозных автомобилей Antos и специальных строительных грузовиков Arocs.

Была на презентации Daimler и совсем новая система, пока опытная, еще не получившая фирменной аббревиатуры. Ее назначение — мониторинг слепых зон. Система «видит» пешеходов, велосипедистов или просто столб, оказавшийся в слепой зоне зеркал. Радарные датчики системы установлены впереди грузовика, на задней оси, в боковых панелях. Зона охвата распространяется на всю длину автопоезда и часть тротуара. Кроме того, зона действия распространяется на два метра за пределами передней части грузовика. Стоит водителю лишь слегка повернуть руль в сторону, с которой находится помеха, как в кабине раздается звуковой сигнал, а на стойке ветрового стекла загорается сигнализатор. Но тут уж водителю придется выруливать самому — автоматика лишь предупреждает. К слову, наезд на пешеходов и велосипедистов занимает третье место в европейской статистике аварийности.

ЛЕГКИЕ ФУРГОНЫ

В классе LCV — свои ассистенты. Первопроходцем в этом сегменте считается Mercedes-Benz Sprinter. Он получил сразу пять новых систем помощи для предотвращения аварийных ситуаций. Две из них — система предотвращения столкновений Collision Prevent Assist и система помощи при перестроениях Blind Spot Assist — являются аналогом вышеупомянутых грузовых решений (ABA и мониторинг слепых зон). Третий помощник — система адаптации дальнего света Highbeam Assist. Камера на ветровом стекле распознает встречные и впереди идущие автомобили и при необходимости переключает свет с ближнего на дальний. Та же камера используется в системе контроля дорожной разметки Lane Keeping Assist. Что интересно, машина читает не только белые линии постоянной разметки, но и желтые линии временной. Наконец, пятый помощник — это новая система Crosswind Assist, которая обеспечивает противодействие боковому ветру и не позволяет автомобилю сместиться на соседнюю полосу. Необходимый стабилизирующий момент в данном случае создается дозированным притормаживанием колес. Кстати, система Crosswind Assist на Sprinter впервые на рынке предлагается в сегменте LCV.

Вариации последнего поколения ESP работают даже на фургоне с прицепом (разумеется, оснащенным своей собственной ESP)

А что касается системы ESP, то вариация последнего поколения теперь работает даже на фургоне с прицепом (разумеется, оснащенным своей собственной ESP). На разъем тягово-сцепного устройства выведена коммутация с датчиками, передающими информацию об угловых скоростях колес прицепа, и при выполнении переставки на скользкой дороге электроника притормаживает прицеп, не давая автопоезду сложиться и опрокинуться.

Из легкового сегмента пришла система Pre-Safe: стоит пустить фургончик Vito в занос, как он, распознав опасность, начинает «хозяйничать» на рабочем месте водителя. Ремень безопасности подтягивается, приоткрытое боковое стекло поднимается, а спинка сиденья становится в положение, близкое к вертикальному, заставляя рулевого принять самое безопасное исходное положение. Случись в этот момент ДТП, электроника еще сильнее бы затянула ремень и подняла спинку. А еще Vitо теперь умеет самостоятельно парковаться — даже ноги на педали ставить не надо. Знай себе переключай селектор автоматической коробки передач из D в R. Mercedes-Benz Citan, как и любой другой представитель штутгартской марки, сегодня имеет широкий спектр систем безопасности. Центральное место занимает адаптивная система ESP с многочисленными вариативными функциями — от обычной антиблокировки до таких продуманных деталей, как автоматическое подведение колодок в предкритической ситуации и сухое торможение во влажных условиях.

Для Vito предлагается автопарковщик

Стандартное оснащение Citan сегодня также включает в себя достаточный арсенал систем пассивной безопасности. Например, здесь есть водительская подушка безопасности объемом 60 л — это стандарт для каждого Citan. А модификация Citan Tourer категории М1 комплектуется еще и подушкой безопасности объемом 110 л для переднего пассажира.

АВТОБУСЫ

Ситуация с безопасностью на автобусах находится под пристальным вниманием во всем мире. И весь мир констатирует: автобус был и остается самым безопасным видом транспорта. Германия — хороший пример: более 5 миллиардов пассажиров используют автобусы для городских и междугородних поездок каждый год. За последние 20 лет число пассажиров автобуса, погибших в ДТП, колеблется между 2 и 36. Ассоциация немецких автобусных операторов (BDO) приходит к выводу: в отсутствие других транспортных средств в автобусе более низок риск вовлечения в ДТП и получения ущерба. Поэтому неудивительно, что люди питают большое доверие к водителям автобусов. Однако многое зависит и от машины.

Cистема АТС разработана для сочлененных автобусов Citaro G и CapaCity L

Например, одной из последних новинок марки Mercedes-Benz в автобусном сегменте является модернизированная система сочленения ATC (Articulation Turntable Con trol) для особо больших «гармошек»» Citaro G и CapaCity L. Ключевыми элементами механизма, отвечающего за взаимное положение тягача и прицепа, являются два независимых друг от друга горизонтальных гидроцилиндра. Работая подобно управляемым амортизаторам подвески, гидравлика по команде электронного блока может изменять сопротивление перемещению штоков. Таким образом, уменьшение давления в соответствующих полостях левого и правого цилиндра в ответ на поворот руля позволит составу «согнуться» в нужную сторону при маневре, а чтобы автобус двигался прямо, достаточно заблокировать оба штока в среднем положении. Электроника обеспечивает бесступенчатое демпфирование узла, при этом для оценки внешних факторов микропроцессор обрабатывает такие данные, как скорость движения, перемещение относительно вертикальной оси и величина давления в каждом цилиндре. Информация может передаваться в аналоговом или цифровом виде (посредством шины CAN). При необходимости программное обеспечение позволяет вмешаться в работу силового агрегата или тормозной системы, одновременно подав предупредительный сигнал водителю. Важно наличие в системе аварийного режима демпфирования, который позволяет стабилизировать узел сочленения в случае отказа в работе одного из цилиндров или сбоя подачи питающего напряжения. Такого рода устройства устанавливают новый стандарт безопасности для сочлененных автобусов.

Система Pre-Safe пришла в LCV из легкового сегмента

Безопасность для городских и междугородних автобусов Mercedes-Benz и Setra состоит не только из отдельных мер, это результат всеобъемлющей, единой концепции безопасности. Мероприятие Daimler позволило всем участникам лишний раз в этом убедиться.

В Гидрометеобюро Москвы и Московской области уверены, что природных катаклизмов в столице больше не будет. «Погода в столице налаживается, информация о надвигающемся шторме лишена оснований», — цитирует Росбалт слова директора Гидрометеобюро Москвы и Московской области Алексея Ляхова.

В течение ближайших суток в Москве еще возможны кратковременные дожди, однако сообщения о приближающемся к Москве шторме и связанных с ним обильных осадках специалистами гидрометеоцентра не подтверждаются.

Что касается состояния московских дорог, бояться этого также нет оснований. ГУП «Мосводосток» сообщает, что дожди, обрушившиеся на столицу в последние дни, не привели к подтоплению магистралей, которое может привести к остановке движения на дорогах.

Московские власти и дорожные службы столицы пристально следят за ситуацией в городе. В настоящее время на дежурстве находятся дополнительные аварийные бригады, готовые в любой момент выехать на место подтопления дороги и откачать воду там, где это понадобится.

Добавить комментарий

Статьи по теме
Популярное