Так иногда бывает — автозавод приглашает осмотреть не свою продукцию, а надстройки, установленные на его машинах. Ульяновский автозавод показал фургон, рефрижератор, автогидроподъемник, платформу с КМУ и даже самосвал. И все это, а также многое другое, базируется на базе семейства «УАЗ Профи».
Максим Приходько
Это был почти сказочный сюжет, но как бы наоборот: избушка, избушка, встань к лесу передом, а ко мне задом — говорил я себе, глядя на вереницу машин, выстроенных во фронт не кабинами, а кузовами, фургонами и всем остальным установленным добром. Этакий смотр базиса и надстроек, если вы с институтских времен помните про исторический материализм. А посмотреть было на что — заводчане показали всю серийную гамму надстроек, выпускаемых на базе семейства «Профи». Как собственного изготовления, так и от сторонних авторов.
Семейство «УАЗ Профи» появилось в 2017 году и почти сразу же показало неплохой старт. Одно- и двухрядные кабины, задний и полный привод — неплохой потенциал для расширения гаммы надстроек. К тому же УАЗу надо было шевелиться, так как ниша банальных тентованных LСV плотно занята другим российским производителем легких грузовиков.
Вначале о том, что делает сам завод: бортовые платформы, промтоварный фургон, рефрижератор. Большой плюс таких машин в том, что они могут поставляться как с бензиновым мотором, так и с возможностью работы на газу. Известно, что газовое оборудование, установленное где-то на стороне, не всегда корректно работает, да и возникают вопросы с гарантией, обслуживанием и т. д.
Фургон от УАЗа – это не просто среднестатистический коробок, а возможность выбора комплектующих при его изготовлении. В стандарте наружную обвязку фургона опоясывают уголки из алюминиевого сплава. В «Оптимуме» это уже будет оцинкованный полукруглый уголок с покрытием. Точно так же и с уплотнителями. В стандарте он резино-пластиковый, в «Комфорте» — полимерный. Даже внутренний объем может варьироваться: 10,8 и 11,3 м3. Если клиент заказывает фургон «Оптимум», то гарантийный срок на надстройку составляет 4 года Илим 150 тыс. км пробега. Солидно. В рефрижераторе применяется холодильная установка нижегородской компании «Элинж».
Естественно, что завод предоставляет свое шасси не всем подряд, а после всесторонней оценки технологического и финансового потенциала фирмы-производителя надстроек. Так уж повелось, что большинство из них находятся недалеко от Ульяновска, в 400 километрах.
Пожалуй, самым интересным автомобилем, равно как и технически насыщенным, стал автогидроподъемник от компании «Рускомтранс». В качестве базы выступает пятиместная версия «Профи», привод полный. За кабиной, на специальном надрамнике, расположена рычажно-гидравлическая установка подъемника АГП-15 РТ. Рабочая высота — 14,2 м, вылет — свыше 5 м. Электроизоляция рабочей платформы — 1000 В. Подъем-ное оборудование итальянское, пульт управления находится на установке, с дубляжем в корзине. Плюсы такой компоновки — минимальное место, занимаемое машиной при работе. Минус — подъемник коленчатый, а не телескопический. Он дает несколько меньше возможностей, чем телескопический — чтобы вплотную «подлезть» к объекту, придется постараться. Впрочем, машины с подобными агрегатами удобны не только в плотной городской застройке, но и везде, где фронт работ располагается не так высоко.
Еще одна интересная новинка от «Рускомтранса» — «Профи» с бортовой платформой и КМУ. Борта алюминиевые, у машины две опорные гидравлические стойки для погрузки/разгрузки. На максимальном вылете стрелы в 4 м можно вывесить 350 кг груза. Электрогидростанция «гуся» итальянской компании Maxilift запитана от бортовой сети автомобиля. Размеры платформы 3200х2100 мм. Кстати, выглядит «Профи» с КМУ в обрамлении алюминия очень стильно — в нашей стране встречают по одежке.
Семейство «Профи» с рождения было нацелено на частный бизнес, следовательно появление этой модели было предопределено заранее. Тем более что на базе предыдущего УАЗ-3303 такая машина есть — небольшой полноприводный самосвал. Инициатор разработки – компания «Авто-Фургон». Самосвальчик на базе «головастика» не промах — платформа усилена листовой сталью толщиной 1,5 мм. Грузоподъемность — 800 кг. Машина наверняка будет востребована у мелких строительных фирм и небольших компаний по доставке земли, торфа и остального садово-огородного хозяйства. Если осмотреть платформу по точкам крепления, то явно прослеживается идея трехсторонней разгрузки, но пока кузов может подниматься только в одной плоскости. Учитывая, что нынешнее семейство УАЗов для работы выглядит более привлекательно, производитель надстройки самосвальных платформ установил ее на «Профи». Грузоподъемность больше: тонна сто кг, размеры кузова больше — 3090х2060 мм. Высота борта — 400 мм. В основе самосвала нет никаких дополнительных усиливающих элементов, заводские инженеры уверены в надежности шасси «Профи». В транспортном положении платформа фиксируется дополнительно. Управление подъемом кузова осуществляется с дистанционного пульта. Добавьте к этому набору полный привод, подушку безопасности водителя, ABS и EBD, и на выходе получается неплохой самосвал с колесной формулой 4х4. Правда, искать его прямо сейчас у дилеров не стоит, машина еще не прошла сертификацию. Первые серийные образцы появятся в начале следующего года.
Еще одной интересной машиной мне показался вариант «Профи» с надстройкой Коломенского опытно-механического завода. Этот фургон наверняка понравится МЧС, спасателям и прочим оперативным службам. Экипаж располагается в пятиместной кабине. В просторном фургоне из армированного стеклопластика, доступ в который осуществляется с трех сторон, можно разместить много полезного оборудования, инструментов и запасных частей. Пока вопрос к надстройке один — как поведет себя пластик при работе при низких температурах? В идеале создатели машины видят ее на вооружении у коммунальщиков, аварийной газовой службы, электросети и т. д, то есть главный упор сделан на будущих потребителей, кто завязан на госпоставки, в основе которых главный показатель один — цена. Впрочем, реальный ценник на машину пока тоже отсутствует.
Естественно, что, учитывая полноприводное шасси УАЗа, большинство надстроек ориентировано на работу по плохим дорогам в сельской местности или вообще без оных: фургон-хлебовозка, мобильный дом, автолавка и многое другое. Подобные машины можно заказать и в варианте с колесной формулой 4х2, но, повторюсь, эта ниша уже занята другим автозаводом, что не мешает ульяновцам побороться за место на рынке. Пятиместные версии есть и у главного конкурента, газовских грузовичков, но там дверь для второго ряда только одна. Вариант «Профи» с пятиместной кабиной выглядит более мобильным, что ли. Большинство машин с надстройками УАЗ обещает обслуживать в одном месте и в те же сроки, что и шасси, либо близкое к нему по временному интервалу. А вот это совсем хорошо, на уровне зарубежных автопроизводителей. В общем, завод свое предложение сделал. Теперь слово за рынком.
Подписка на рассылку материалов Автопарка